Бессонова
О.Э.
Цивилизационная
матрица России:
траектория и
перспективы развития
Общая теория
институциональных трансформаций представляет опорные смыслы
интегрально-институциональной парадигмы цивилизационного развития, которая базируется
на синтезе цивилизационного, формационного и институционального подходов.
Она призвана заменить традиционную парадигму
цивилизационного развития, в основе которой заложено дихотомное, оппозиционное
противопоставление двух путей развития: либо рыночно-демократическое по типу
«Запад», либо нерыночно-авторитарное по типу «Восток».
Парадигма двух путей
цивилизационного развития в настоящее время вступила в противоречие с накопленными
фактами, давно перестала обеспечивать методологический инструментарий научного
поиска и превратилась в жесткую идеологемму. И тем не менее продолжает
доминировать в анализе путей цивилизационного развития, поскольку периодически
обновляется за счет встраивания в нее современных теоретических конструкций [Бессонова, 2007].
Цивилизационные
матрицы как траектории обусловленного
развития («Path Dependence»)
Глобальные закономерности развития человеческой цивилизации и универсальные этапы ее эволюции определяются глобальной цивилизационной матрицей. Каждое государство при этом имеет собственную локальную цивилизационную матрицу, которая преломляет общие закономерности для отдельных цивилизаций и определяет специфику прохождения всеобщих универсальных этапов развития. Локальная цивилизационная матрица формирует глубинные процессы эволюции, в то же время все разнообразие форм общественной жизни разворачивается в рамках государства и отражается в институциональной матрице. (Табл. 1) Закономерности понимаются как наличие эволюционной программы развития с широкими возможностями субъектов по качественной ее реализации, а не как неотвратимая данность, регламентирующая общественный процесс и блокирующая свободу воли.
Таблица 1.
Уровни социальной реальности
уровни
объекта |
институциональная
|
структура
реальности |
Глобальная цивилизационная матрица |
институциональный архетип |
глобальные сферы |
Локальные цивилизационные матрицы |
институциональное ядро |
реальные среды |
Государство |
институциональная матрица |
социальные подсистемы |
Под глобальной цивилизационной матрицей понимается саморазвивающаяся, саморегулируемая и самовоспроизводящаяся система выживания человечества. Глобальная цивилизационная матрица обеспечивает единство и целостность мира. Ее центральный элемент - институциональный архетип, представляет собой набор универсальных способов координации коллективной деятельности, "очищенных" от специфики исторического времени и национальных особенностей народов. Он увязывает в единое органичное целое глобальные сферы – биосферу (природный комплекс), этносферу (человеческий потенциал), техносферу (технологии и материальные продукты труда), ноосферу (культурно-интеллектуальный ресурс).
Институциональный архетип имеет дуальную природу, и состоит из двух типов координации, с одной стороны – рынок, с другой стороны – раздаток. Это означает, что координация деятельности может строиться либо по типу рынка (горизонтали, паритета, партнерства), либо по типу раздатка (вертикали, иерархии, соподчинения). Дуальность институционального архетипа означает, что между его сторонами выстраиваются отношения «доминантность - компенсаторность», т.е. в то время когда одна сторона доминирует, другая сторона институционального архетипа играет лишь компенсаторную, вспомогательную роль. Несмотря на взаимное нераздельное сосуществование и стремление к гармонизации, рынок и раздаток противопоставлены друг другу как конкуренты за координацию любого вида деятельности.
Локальные цивилизационные матрицы формируются в реальных средах, обособлены и самодостаточны. Их центральным элементом является институциональное ядро, увязывающее в единую систему четыре локальные реальные среды: материально-технологическую, природно-климатическую, национально-демографическую и культурно-религиозную среды. Каждая сфера глобальной матрицы имеет проекцию в локальной матрице в виде соответствующей среды.
Институциональный архетип глобальной цивилизационной матрицы на локальном уровне воплощается в институциональные ядра, которые состоят из базовых и компенсаторных институтов, а также формационного элемента.
Базовые институты – исходные институциональные элементы, которые реализуют рыночный или раздаточный архетип в конкретных социальных технологиях и формах. Формационный элемент – фактически это модель трудовых отношений: для рыночных институциональных ядер – это модели частного труда как труд на частное лицо или частную организацию; для раздаточных институциональных ядер – модели служебного труда как труд на общество (государство) в том или ином виде. (Табл. 2).
Таблица 2.
Элементы |
Рыночного типа |
Раздаточного типа
|
Базовые институты обмена |
Продажа |
Сдача |
Купля |
Раздача |
|
Базовый институт собственности |
Частная собственность |
Общественно-служебная |
Базовый сигнальный институт |
Прибыль |
Жалобы |
Компенсаторный институт
|
Институт государственного регулирования и социального
обеспечения |
Институт рыночной торговли и частного предпринимательства |
Формационный элемент
|
Частный труд |
Служебный труд |
Государство – это практическая реализация локальной цивилизационной матрицы в территориальном пространстве жизнедеятельности определенного человеческого сообщества, представляющее собой общественную систему, регулируемую институциональной матрицей. При этом институциональная матрица представляет собой совокупность институциональных форм базовых и компенсаторных институтов, представленных в виде законодательных норм и правил определенной эпохи.
Цивилизационное развитие в новой парадигме рассматривается как социально-исторический процесс реализации эволюционной программы, в рамках которого цивилизационные матрицы переходят с одного уровня ее «проработки» на другой. Траектория цивилизационного развития – это не прямолинейное движение вверх, а единовременное поступательное циклическое и ступенчатое развитие, которое происходит одновременно по трем осям: формационной, институциональной и оси государственности, связанных друг с другом в определенной логике. (Рис 1).
Рис. 1. Траектория
цивилизационного развития
Фундаментальная гипотеза общей теории институциональных трансформаций состоит в том, что все локальные цивилизационные матрицы проходят единые универсальные ступени развития в виде формаций. При этом цивилизационные матрицы сохраняют свою исходную институциональную природу - как рыночные, так и раздаточные. Для трех формаций характерно, что их развитие происходило в рамках монасударственной эпохи, когда власть носила сакральный характер, главенствовал принцип единовластного управления и существовал диктат власти над обществом. Однако на определенном этапе цивилизационные матрицы, пройдя три формационные стадии, переходят на четвертую. Для этой формации характерна другая цивилизационная эпоха – демосударственная. Поэтому в трансформационную фазу перехода от третьей к четвертой формации происходит двойная трансформация: и формационная и цивилизационная.
Четвертая формация – интегральная – привносит новое качество в развитие цивилизационных матриц. Интегральная формация строится на принципах демократии, гражданских прав и свобод в политике, либерализма в экономике и гуманистической духовной идеологии. Главная черта интегральной формации заключается в деидеологизации рыночных и раздаточных способов координации человеческой деятельности, в признании их равноценности и равноправности для развития мировой цивилизации. Новая формация стремится гармонизировать рыночные и раздаточные механизмы, запуская те из них, которые эффективнее при определенных условиях. Только экономическая рациональность, а не идеологическое противостояние диктует обществу использование либо рыночных, либо раздаточных отношений.
Раздаточная экономика как базис цивилизационной матрицы России
Общее правило для формирования того или иного типа институционального ядра в определенном географическом ареале заключается в том, что доминирующей становится та сторона архетипа, которая обеспечивает эффективное согласование всех реальных локальных сред: природно-климатической, материально-технологической, национально-демографической и культурно-религиозной. К неизменным чертам локальной цивилизационной матрицы России относятся многонациональность, обширная территория, низкая плотность населения, суровый и разнообразный климат, низкая урожайность, обильные полезные ископаемые или природные богатства, опасность внешних врагов.
Совокупность таких характеристик локальной
цивилизационной матрицы привело к тому, что в ареале российского государства
сформировалось институциональное ядро
с доминированием раздаточных институтов, которые обеспечивают единство
локальных сред в цивилизационной матрице. Это означает, что выживание
суперэтноса в данном географическом ареале обеспечивается базовыми институтами
раздаточного типа, а рыночные институты являются лишь вспомогательными,
компенсаторными, проявляющие себя доминантными только в период институциональных
трансформаций. [Бессонова, 1997]
Изменения
форм раздаточных базовых и рыночных компенсаторных институтов происходят в
России уже на протяжении трех институциональных циклов, каждая
фаза которых имеет свой типовой сюжет, свою институциональную матрицу и свои
собственные механизмы развития. (Табл. 3) Три
институциональных цикла представляют собой три последовательные стадии
развития институтов раздаточной экономики.
Формы институтов раздаточной экономики модифицируются, усложняются и
совершенствуются для решения тех задач, которые стоят в каждый исторический
момент времени. [Бессонова, 2006а]
I институциональный цикл, в основе которого лежала начальная формация с рабской моделью трудовых отношений в служебной форме, длился с конца IX в. и до конца XII в., процесс первичной трансформации пришелся на XIII – XV вв.
II институциональный цикл опирался на срединную формацию с крепостной моделью трудовых отношений в служебной форме и охватывал XV - XIX вв., очередная трансформация происходила с 1861 по 1917гг.
III институциональный цикл базировался на зрелой формации с наемным трудом в служебной форме и продолжался с 1917 до 1990гг., затем последовала третья трансформационная фаза с 1991 по 2000гг.
Таблица 3.
Характеристика фаз
институционального цикла
|
Перинатальная фаза |
Структурированная фаза |
Фаза институционального исчерпания |
Фаза институциональных трансформаций |
Базовые |
Разворачивание в новых исторических формах |
Функционирование по устойчивым правилам |
Появление |
Сворачивание Поиск и
внедрение новых форм |
Компенсаторные
рыночные |
Сворачивание |
Вписывание Видоизменение
классических форм |
Выход из-под Расцвет
теневых и полулегальных форм |
Выполнение Формирование |
Институциональные
|
Механизмы ·
национализации ·
коллективизации ·
социальной фильтрации |
Базовый 1 цикл - урочный 2 цикл -тягловый 3 цикл -плановый |
Механизмы ·
бюрократического перераспределения ·
хозрасчета ·
приватизации |
Механизмы ·
институциональных инноваций ·
квазирынка |
Типовой |
Реэволюция |
Формация |
Реформация |
Трансформация |
В истории России наблюдалось три перинатальные фазы, с которых начинался каждый новый институциональный цикл. Базовые раздаточные институты после периода угнетения начинали возрождаться в обновленных формах и требовали своего «места под солнцем». Это выражалось в сворачивании компенсаторных рыночных институтов, которые в период институциональных трансформаций брали на себя роль доминирующих базовых. На поверхности цивилизационной матрицы России периодически разыгрывалась историческая драма под названием реэволюция. Это, в отличие от инволюции, не шаг назад, а возобновление на новом уровне - после трансформационного периода - естественного процесса эволюции, закономерного с точки зрения институциональной природы данной цивилизационной матрицы.
Вся перинатальная фаза протекает в борьбе и конфликтах, которые являются следствием реализации трех механизмов: национализации, коллективизации и социальной фильтрации. Механизм национализации – процесс изъятия государством имущества у частных лиц (с компенсацией или без) и перевод его в общественно-служебную собственность. В процессе национализации происходит принятие новых норм функционирования общественно-служебной собственности. Национализация подкрепляется механизмом коллективизации. Суть его состоит в переводе частных организаций в общественно-служебные формы – либо собственно государственные, или огосударствленные (кооперативные, арендные, откупные). Третий механизм, также определяющий лицо перинатальной фазы – механизм социальной фильтрации, с помощью которого частные лица возвращаются на службу государства независимо от их прежнего социального статуса. Для лиц, отказывающихся осуществить переход на государственную службу и оказывающих сопротивление, включается репрессивный механизм, являющийся составной частью механизма социальной фильтрации.
Структурированная фаза – основная фаза институционального цикла, в рамках которой работают базовые институты раздаточного типа в конкретно-исторических формах, определяемых формационным элементом. Институциональное ядро находится в устойчивом состоянии. На поверхности цивилизационной матрицы разворачивается формационный сюжет, опирающийся на соответствующие трудовые отношения. Происходит замена механизмов перинатальной фазы базовым хозяйственным механизмом – ведущим механизмом структурированной фазы, принимающем разные исторические формы на всех трех институциональных циклах и обслуживающим модель трудовых отношений.
Хозяйственный механизм раздаточного типа имеет следующий набор элементов - это единая система нормативов, ведомственная система управления, установленная центром система цен, общехозяйственное штатное расписание, система обязательной регистрации, директивные производственные задания, государственная форма организаций, безналичная система финансирования, обеспечение жильем и социальными благами состоящих на службе у государства.
Эти элементы базового механизма раздаточной экономики имели место на всех трех институциональных циклах, но в разных исторических формах. На первом институциональном цикле действовал урочный механизм, на втором – тягловый, на третьем – плановый. Каждая форма базового механизма – это результат адаптации к новым трудовым отношениям, усовершенствованным технологиям, расширению экономического пространства. Однако сущность механизма остается неизменной для всей истории развития цивилизационной матрицы России.
Фаза институционального исчерпания представляет собой логическое завершение структурированной фазы и определенного формационного сюжета. Накопленные изменения в реальных локальных средах вступают в противоречие с устаревшим формационным элементом, что проявляется в ухудшающем экономическом положении государства. В обществе происходит осознание неэффективности конкретной трудовой модели и проводится серия реформ по изменению сложившегося положения. На поверхности цивилизационной матрицы в фазу институционального исчерпания разворачивается сюжет реформации. В отличие от реформ структурированной фазы, суть которых состояла в усилении раздаточного характера институциональной матрицы, реформы фазы исчерпания плавно свертывали объем базовых раздаточных институтов, и расширяли спектр действия рыночных институтов. Однако и этого было недостаточно для преодоления нарастающего кризиса, поэтому институт рыночной торговли и частного предпринимательства спонтанно расширял спектр действия в нелегальных теневых формах. Реформы в фазу институционального исчерпания проводились по направлению усиления «хозяйственного расчета», т.е. предоставления все большей самостоятельности непосредственным субъектам хозяйствования. Логическим завершением этой серии реформ становилось включение механизма приватизации, с помощью которого объекты общественно-служебной собственности передавались в частные руки. Тем самым окончательно ликвидировалась доминирующая роль раздаточных институтов. Механизм приватизации являлся своеобразным рубиконом между фазой исчерпания и фазой трансформаций.
Реформы по внедрению хозрасчета запускают бесконтрольно действующий механизм перераспределения ресурсов от непосредственных производителей к управленцам всех уровней. Этот латентный механизм действует на протяжении всей фазы институционального исчерпания, он приводит к резкой социальной поляризации и дифференциации материального положения управляемых и управляющих. Увеличение управленческого слоя и геометрический рост затрат на его содержание, с одной стороны, снижение реальных доходов населения и усиление кризисных тенденций в экономики, с другой, приводит к политической нестабильности и неизбежности осуществления радикальных мер по изменению соотношения базовых и компенсаторных институтов, введению частной собственности и отношений купли-продажи как базовых.
Фазы институциональной трансформации
завершают институциональные циклы, в них происходит радикальное изменение
формационного элемента и вызревает новая формация. Характерная особенность
фазы институциональной трансформации заключается в том, что она осуществляется
в рамках компенсаторного института рыночной торговли и частного
предпринимательства. Именно он определяет особенности институциональной среды в
этот период и запускает квазирыночный механизм.
"Рыночный", т.к. внешне присутствуют все атрибуты рыночного
хозяйства: частная собственность, отношения купли-продажи, свободное
ценообразование. «Квази» - поскольку сущностные, глубинные свойства
российского рынка не соответствуют типичным рыночным отношениям. Фактически,
российский рынок периода институциональных трансформаций - это лишь рыночная
форма с латентным раздаточным содержанием. Частные компании и фирмы квазирынка
вырабатывают в массе своей не рыночно-ориентированные стратегии, а ведут
борьбу за государственный ресурс в разных его формах и стремятся использовать
«связи в правительстве для контроля над конкуренцией» [Флигстин, 2007, с. 43.]
В трансформационный период тотальные размеры приобретает коррупция на всех уровнях управления и во всех сферах. Масштабы оппортунизма в бизнесе существенно превышает «норму» рыночной институциональной среды, а хищническое использование всех видов ресурсов (пренебрежение экологией, невыплата зарплаты за сделанную работу, «проедание» основных фондов и т.д.) свидетельствует об отсутствии долгосрочной мотивации в бизнесе.
Коррупция в высших органах власти является производной от раздачи государственной собственности за цену, не соответствующей реальной ее стоимости, путем «назначения» собственников. Фактически был введен механизм общего совладения государственной собственностью чиновников и предпринимателей. Отсюда непрерывный поток денег от олигархов к управленцам высшего уровня, воспринимаемый обществом как «взятки», а на самом деле, представляющий собой передачу дивидендов от совместного владения бывшей государственной собственностью.
Второй вид коррупции связан с попытками получения государственного ресурса новыми фирмами, которые развернули свой бизнес в рамках вновь введенных рыночных правил. Фактически для этих фирм включен аукционный механизм – кто больше даст и будет давать весь период владения ресурсом, тот его и получит.
И наконец, взятки в рамках бюджетной и социальной сфер на самом деле означают введение рыночных отношений «явочным порядком». В фазу институционального исчерпания советского раздатка эти сферы уже были подвержены сильнейшей коррозии теневых форм. А в трансформационную фазу, когда бюджетная и социальная сферы фактически перестали финансироваться государством, рынок бюджетных услуг за деньги в них был введен фактом необходимости выживания, причем в самой «дикой» форме.
Таким образом, коррупция на всех уровнях управления и во всех сферах – это и есть реальная рыночная среда трансформационной фазы раздаточной экономики. Такая квазирыночная экономика, в конечном счете, ставит нацию на грань исчезновения, а масштабный уровень оппортунизма приводит к «запретительным» транзакционным издержкам, в результате которых эффективный бизнес не может развиться. Именно поэтому трансформационная фаза в циклическом механизме эволюции раздаточной экономики является переходной от одного этапа ее развития к другому.
Действительное предназначение квазирыночных отношений состоит не в переходе к рынку, т.е. другому типу экономики, а в том, чтобы создать такую институциональную среду, которая обеспечит необходимую область свободы для экспериментирования и включения механизма институциональных инноваций. С помощью этого механизма осуществляется подбор институциональных форм для обновления базовых институтов на следующем институциональном цикле. В трансформационные фазы осуществляется поиск новой трудовой модели и институциональных форм для следующего этапа развития раздаточной экономики. Сначала эта будущая институциональная основа заимствуется из рыночной среды в «чистом виде», а затем адаптируется в раздаточную среду. В это время происходит настолько радикальная смена форм базовых институтов, что каждый следующий этап развития раздаточной экономики воспринимается как абсолютно новое явление, слабо связанное с предыдущими историческими этапами.
Экономика либерального раздатка
С 2000г. началась перинатальная фаза нового гиперцикла, в рамках которой проводится реорганизация отношений собственности с переносом акцента на государственную форму; внедряются новые организационно - правовые формы предприятий и компаний, сочетающих государственный статус с рыночно-ориентированным хозяйственным механизмом; устанавливаются границы влияния частного бизнеса на общественную жизнь; упорядочивается система ценообразования с введением государственной регламентации и тарификации цен на товары и услуги базовых отраслей хозяйства; запускаются новые институциональные механизмы проектного типа, отрабатываемые в форме «национальных проектов», с ориентацией на конечный результат; принимаются широкомасштабные долгосрочные целевые программы; восстанавливается стратегическое и среднесрочное планирование; используются контрактные принципы и конкурсные механизмы осуществления государственных инвестиций; перестраивается модель государственной службы по принципу «отделения» от бизнеса, введением стандартов функционирования с ориентацией на решение социальных проблем; отрабатываются функции государственного заказа и расширяются формы финансового обеспечения оказания государственных услуг; организуется метод финансирования бюджетной сферы «по конечному результату»; совершенствуется механизм обратной связи - расширены формы обращений от индивидуальной жалобы, телефонов доверия и общественных приемных до горячих линий и телевизионных мостов с руководителями регионов и президентом страны.
Механизм
либерального раздатка строится на служебных контрактах, конкурсных торгах,
государственном заказе. Эти черты нового раздатка привнесут соревновательность,
конкурентный механизм, эффективный отбор при выборе тех или иных организаций,
что будет способствовать оптимизации стратегических решений. [Бюджетное послание…, 2007]
Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта. В этом контракте четко фиксируются обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию. При этом смета должна рассматриваться исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов. Важная особенность контрактов в либеральном раздатке – их служебный характер. Это означает, прежде всего, тот факт, что одним из участником этого контракта являются либо государственные органы в качестве заказчика, либо государственные предприятия (корпорации) в качестве подрядчика. Служебный контракт содержит в себе правила функционирования объектов государственной собственности (нормативы, стандарты, правила расходования бюджетных средств), в нем определяется норма рентабельности и цены.
Распорядители бюджетных средств будут наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая их предоставление на основе государственного заказа. Кроме того, в пределах сметы, уже позволено вводить системы оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки. Применение таких методов должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты в бюджетной сфере. Фактически выстраивается новый хозяйственный механизм: бюджетные ресурсы выделяются в нормативном объеме под результат, зафиксированный в служебном контракте, и, в отличие от советского раздатка, предоставляется свобода выбора расходования денежных средств в интересах повышения эффективности деятельности организации. Эта новая модель и являет собой тот искомый вариант «хозрасчета» в рамках целостного экономического организма, при котором самостоятельность базовых хозяйственных единиц сочетается с едиными стандартизованными правилами в общегосударственном масштабе.
В рамках национальных проектов идет попытка снять ограничения Единого тарифного кодекса: повышение заработной платы происходит не по должностной сетке, с сохранением пропорций между тарифными уровнями (что каждый раз раскручивает инфляцию), а по «узким местам», например, участковым врачам, детским врачам, врачам общей практики, медсестрам, работникам «скорой помощи». Механизм расходования бюджетных средств не по штатному расписанию, а в соответствии с реальным вкладом каждого участника в процессе достижения поставленной цели, – главная проблемная зона выстраивания либерального раздатка в России. Попытка ввести «коэффициент трудового участия» в рамках единого тарифного расписания еще в период советского раздатка в 80-х годах 20в. привела лишь к еще большим деформациям в оплате труда и перекачиванию средств с уровня низовых работников на уровень управленцев.
Делалось это довольно просто: незаполненные места в штатном расписании распределялись между имеющимся персоналом, однако доплаты за совмещение ставок составляли гораздо меньше, чем количество замещаемых мест. К примеру, сантехник в ЖЭУ, «закрывающий» 3 или 4 ставки получал оплату не более чем в 1.7.раза больше стандартной (плюс некоторые добавки). В результате образовывалась «экономия фонда оплаты труда», которая и подлежала распределению между имеющимся числом занятых работников по КТУ. [Бессонова, 1999] До этого момента практика не противоречила теоретическим предложениям советских экономистов, бьющихся над проблемой увязывания качества и количества труда с его оплатой. Однако, что происходило далее: в число тех, кому распределялась экономия фонда оплаты труда по КТУ входили и управленцы соответствующей низовой хозяйственной ячейки. При этом КТУ определялся уровнем оплаты труда по тарифной сетке, в которой уже была заложена 4-х кратная дифференциация. В итоге львиная доля экономии фонда оплаты труда перекочевывала в фонд оплаты управленческого звена.
Подробное напоминание этого дефектного механизма советского раздатка в настоящий момент имеет особенное значение, поскольку на первый план выходят преобразования в социально-бюджетной сфере. Именно выработка новой институциональной модели, которая заблокирует «бюрократический перераспределительный» механизм, сохраняющий свои корни до сих пор, является стратегической задачей перехода от устаревшего неэффективного раздатка советских времен к либеральному раздатку. Эта блокировка важна для выстраивания мотивации всех работников на конечный результат и производительный труд.
При реализации национальных проектов отлаживается новый механизм раздачи ресурсов в эффективные способы деятельности, выборочно и достойным, а не всем «сестрам по серьгам», как это было в советское время. В рамках проекта «образование» стали выделяться гранты лучшим учителям, гранты школам, в которых внедряются передовые методики обучения, гранты и стипендии талантливой молодежи, гранты ВУЗам, ведущим активную инновационную деятельность.
Государство вновь признает свою ответственность в создании социальной инфраструктуры развития общества. Намечено оснащение поликлиник новым диагностическим оборудованием, а школ – учебным оборудованием, запланирована закупка современных машин скорой помощи и школьных автобусов для села, строительство новых федеральных центров по оказанию высокотехнологической медицинской помощи, интернетизация школ. Государство восстанавливает свои функции по созданию инновационных центров развития, таких как национальные университеты, технопарки, наукограды, бизнес-школы по подготовке топ-менеджеров как для частных компаний, так и для государственного управления.
Внедряемая система одноканального финансирования в сфере здравоохранения и система нормативно-подушного финансирования в сфере образования имеет цель увязки между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств. Либеральный раздаток в здравоохранении означает по-прежнему «бесплатное» (через систему налогообложения) предоставление медицинских услуг, в размере, определяемом государственным социальным пакетом. В отличие от советского раздатка гражданин будет иметь право выбора участкового врача, поликлиники, больницы, страховой компании. Сохранится сектор платной медицины по всем видам медицинских услуг в частных клиниках для высокодоходных групп населения. Вне государственной сферы бесплатного обеспечения останутся услуги, связанные с личным потребительским вкусом, с повышенным качеством и не входят в базовый социальный стандарт (косметология, борьба с лишним весом, люксовое протезирование, пластическая хирургия и т.д.).
Либеральный раздаток в образовании также предполагает бесплатное обязательное среднее образование и наличие бюджетных мест в высших учебных заведениях, что повлечет возрождение механизмов распределения на хозяйственные объекты, определяемые насущными потребностями государства, на срок до 2-3 лет. Но, по сравнению с раздаточными механизмами советского периода, изменятся принципы финансирования – средства образовательных учреждений будут формироваться не по затратным нормативам, а по количеству обучаемых и распределяться между субъектами образовательного процесса (педагогами и т.д.) по качеству подготовки учащихся.
А каким будет жилищный сектор в экономике либерального раздатка? В Минрегионразвитии разработан проект «Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан», рассчитанной до 2025г, предусматривающей широкомасштабное строительство социального, индивидуального и наемного жилья. В его основе лежит раздаточный механизм: муниципалитет будет формировать заказ строительным компаниям, оплачивать их услуги за счет госкредитов, выдаваемых на срок до 50 лет, а затем распределять жилье среди нуждающихся. При этом подрядчикам придется выиграть лишь один конкурс – «на строительство жилья определенного качества и цены». Согласно этой программе, социальный сектор будущей жилищной системы вновь займет значимое место: на социальный найм придется до 80% сдаваемых площадей.
Если сравнить проектируемый в данном документе жилищный сектор с советским периодом, то видно, что в основе будущей жилищной системы доминирует тот же раздаточный принцип. Однако это уже качественно иной жилищный раздаток, учитывающий все категории населения через их платежеспособность и выстраивающий разнообразные механизмы обеспечения жильем для разных доходных групп. Уже разрабатываются и внедряются новые формы служебного и ведомственного жилья.
Либеральный раздаток в жилищной сфере позволит решить проблемы, которые не мог решить раздаток советского периода. Если вспомнить ситуацию 20-летней давности, текучесть кадров напрямую была связана с предоставлением жилья, кадры «переманивались» с помощью обещания жилья во вредные и трудозатратные производства. Как широко известно, после получения жилья через 2-3 года, работник увольнялся, сохраняя его за собой и искал менее напряженное место работы. В связи с этим жилье стало выдаваться после все более длительного срока «стояния» в ведомственной очереди. Фактически, жильем работник стал «награждаться» за нелегкий и добросовестный многолетний труд, срок которого в связи трудовым дефицитом все увеличивался ( с 8 лет до 12, а порой и 18 лет). При этом, работая на предприятии, семья должна была жить в тяжелых жилищных условиях (в бараках, с родителями, или снимая у «бабушек»).
Как может изменить эту ситуацию либеральный раздаток в жилищной сфере? Его ключевым компонентом должны стать социальная и служебная ипотека, помимо прямой раздачи жилья социально незащищенным группам населения (инвалидам, ветеранам и т.д.) и лицам, состоящим на военной службе у государства (войска, внутренние органы правопорядка и т.д.). Социальная и служебная ипотека должна развязать узлы старого раздатка. Работник на предприятии сразу получает жилье в ипотеку от предприятия или организации под низкий процент (в случае социальной ипотеки) или без процента (в случае со служебной ипотекой) под условие его работы в течение определенного периода времени, фиксируемого как в ипотечном контракте, так и в его трудовом договоре.
За период отработки, при условии рождения детей, предприятие погашает его задолженность в определенных пропорциях. А поскольку нанятый работник уже живет в приличном жилье, то высока вероятность регулярного прибавления семейства, стимулируемого не только жилищными условиями, но и бонусами демографической государственной программы. В конце трудового срока, установленного договором, жилье переходит в собственность работника и он может распоряжаться им по своему усмотрению, как и своей рабочей силой, т.е. имеет выбор либо остаться на данном предприятии, либо устраивать свой карьерный рост по своим способностям или потребностям (часто жилищные стратегии заставляют пренебрегать собственными творческими способностями в связи с обязательствами перед семьей и детьми). Если же работник решил разорвать отношения с предприятием раньше срока, то остаток суммы по ипотеке ему придется доплачивать по рыночной стоимости квадратного метра и коммерческой процентной ставке, что должно быть обговорено в трудовом договоре в момент его заключения.
Другими словами, старый раздаток «мучился» из-за неявно сформулированных «правил игры» в жилищной сфере, в рамках которых жилищные стратегии основных игроков (предприятия, государства и работников) были зачастую остро перпендикулярны, что вызывало конфликтность, непрекращающийся поток жалоб и низкую трудовую мотивацию. Новый либеральный раздаток в жилье обеспечит ясными правилами всех субъектов жилищной сферы на основе апробированных в трансформационную фазу институтов частной ипотеки, которые будут преобразованы в социальную и служебную ипотеку. Частная ипотека сохранится для обеспеченных слоев населения, приобретающих второе или дополнительное жилье как инвестиции в недвижимость.
Просматривается модель либерального раздатка и в науке. Вместо бюджетного распределения средств, строго расписанных по статьям расходов на основе пятилетних планов научно-исследовательских работ в советский период, вводится субсидиарное финансирование под фундаментальные проекты на конкурсной основе. В рамках проектных средств руководитель сам определяет направления их расходования с целью достижения поставленных задач самым эффективным способом, с учетом конкретной обстановки и специфики научного характера деятельности. Эта модель позволяет совместить полную научную самостоятельность с единой системой управления научно-исследовательской деятельностью, что позволит концентрировать средства на важнейших направлениях развития науки. Уже введены изменения в оплате труда научных сотрудников, которая будет включать дополнительные бонусы за публикации в рецензируемых журналах, участие в интеграционных проектах и т.д. Другими словами, будет стимулироваться результативность научного труда, а не только сам факт научного процесса, зафиксированного в разрядной тарифной системе.
Проектный подход станет одним из основных механизмов либерального раздатка. Национальные проекты – это начальный этап выстраивания отношений по типу либерального раздатка в бюджетной сфере: российское государство после трансформационной фазы активно вмешалось в дела каждой из социальных сфер с целью «заткнуть» самые вопиющие прорехи, но главное, найти те формы, которые обеспечат эффективный механизм функционирования. С их помощью осуществляется переход к единой стратегической программе развития страны, разложенной на плановые средне и краткосрочные действия в форме проектов. Фактически, проектный подход – это интегральная форма эффективного использования ресурсов для реализации поставленной цели, использующая программно-целевой подход в виде региональных комплексных программ и территориально-производственных комплексов, идеи которых были развиты еще в советские времена выдающимися сибирскими экономистами.
К новым организационным формам, способным переломить негативные экономические тенденции, относятся Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Инвестиционный фонд РФ, Стабилизационный Фонд РФ, преобразованный в Резервный Фонд и Фонд будущих поколений, Российская венчурная компания, Система Федерального Казначейства, осуществляющая в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
В экономике либерального раздатка роль государства существенно изменяется: от производителя ресурсов, когда государство напрямую участвует в производстве товаров и услуг, к роли заказчика, когда субъекты экономической деятельности сами могут планировать свою деятельность, ориентируясь на заказ государства, при этом государство выступает двигателем идей и координатором действий других субъектов экономики. Уже в настоящее время реализация приоритетных проектов привела к долгосрочному планированию и бюджетированию [Медведев, 2007]. Короткие горизонты планирования - это существенный признак неэффективности государства в создании условий для нормальной долгосрочной экономической деятельности. Вот почему в государственных программах и правительственных документах уже очень часто возникает слово «план», план социально-экономического развития [Дворкович, 2007].
Планирование в условиях либерального раздатка будет
существенно отличаться от предыдущего опыта. В его рамках не будет больше
предписываться исполнение сотен тысяч параметров, включая номенклатуру товаров
в торговле. Новое планирование создаст стимулы для оптимизации бюджетных
расходов, поскольку при среднесрочном прогнозировании повышается гарантия
стабильности финансирования действующих обязательств государства, в т.ч.
капитальных расходов. «Успех может быть достигнут … путем создания системы
стратегического (индикативного) планирования.» [Полтерович, 2007, с.21]
В экономике будущего либерального раздатка используются институциональные формы, заимствованные из западной экономической системы и апробированные в период рыночных трансформаций в России. Такой важной институциональной инновацией являлось заимствование идеи частной корпораций в ее зрелой мультидивизионной форме. Но, перенесенная в среду российской реальности, она была преобразована в государственные корпорации, в которых рыночно-ориентированный хозяйственный механизм совмещен с национальными интересами, что воплощено в их государственном статусе. Именно госкорпорации станут доминирующей организационной формой либерального раздатка.
Перинатальная фаза закончится, когда найденная новая организационно-правовая форма, станет воспроизводственной основой нового институционального цикла. На эту роль как раз и претендует государственная корпорация с отработанными в трансформационную фазу механизмами вертикальной интеграции, контрактной моделью трудовых отношений и договорными механизмами межхозяйственных связей. С 2010-х годов Россия выйдет в структурированную стадию либерального раздатка, лежащего в основе интегральной формации в рамках траектории развития цивилизационных матриц с раздаточным институциональным ядром. Этот тип экономики синхроничен с экономикой социального рынка, реализуемой рыночными цивилизационными матрицами со второй половины XX вв.
Литература
Амосов А.И. О победе социального хозяйства в XX в. //
Экономическая наука современной России, 2006, №4.
Бессонова О.Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного
развития России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН - Новосибирск, 1999.
Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России. Эволюция через
трансформации. М.: РОССПЭН, 2006а.
Бессонова О.Э. Общая теория институциональных трансформаций как
новая картина мира // Общественные науки и современность. – 2006б. - № 2.
Бессонова О.Э. Феномен теории институциональных матриц: реставрация устаревшей парадигмы
// Экономическая наука современной России, 2007, №2.
Блок Ф. Роли государства в
хозяйстве // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 2.
Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени.
– СПб.: Алетейя, 2002.
Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития для России.//Экономическая наука
современной России, 2007, №3.
Флигстин Н. Государство, рынки и экономический рост// Экономическая социология
2007,т.8, №2.
Сведения
об авторе
Бессонова Ольга Эрнестовна – доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник ИЭиОПП СО РАН, тел. 8 (38) 330-79-73
Электронный адрес: beol@mail.nsk.ru