Образ будущего России

в новой парадигме цивилизационного развития

 

О.Э.БЕССОНОВА,  доктор социологических наук,

ИЭ и ОПП СО РАН, ведущий научный сотрудник

 

Интегрально-институциональная парадигма цивилизационного развития [1] сформирована на следующих фундаментальных принципах, к которым относятся:

1)      холистическое (целостное) восприятие социальной реальности;

2)      представление о дуальности противоположностей в рамках единой целостности;

3)      объяснение развития на основе циклической модели динамического равновесия;

4)      соотнесение двух противоположностей по принципу «доминантности–компенсаторности»: если одна из них доминирует, то вторая играет компенсаторную роль и наоборот;

5)      видение интегральной перспективы как стремления к согласованному единству дуальных противоположностей.

Методологические отличия интегрально-институциональной парадигмы  от традиционной  парадигмы двух путей цивилизационного развития представлены в табл. 1.

Концептуальная сущность новой парадигмы

Мир един, дуален и многообразен одновременно: единство мира обеспечивается глобальной цивилизационной матрицей,  его дуальность обусловлена двойственностью институционального архетипа и двумя типами локальных цивилизационных матриц,  многообразие вызвано бесконечной множественностью форм  в структуре институциональной матрицы в разные исторические периоды у разных народов (табл. 2);

институциональное устройство в виде триединой конфигурации: институциональный архетип – институциональное ядро – институциональная матрица, олицетворяет "генную" природу цивилизационных матриц, которая определяет непрерывное движение человечества к саморазвитию и совершенствованию, но создающая одновременно ограничения в выборе направлений  трансформаций.

рынок и раздатокдве стороны единого институционального архетипа, равноправные и равнозначные, взаимосвязанные и взаимообусловленные; они не являются атрибутами конкретной исторической эпохи и имеют вневременной смысл. Государство, в экономике которого превалирует частная собственность, отношения купли-продажи и прибыль как стимул к развитию, осуществляет эволюцию на базе рыночного архетипа. Если же в хозяйстве доминирует общественно-служебная собственность, отношения сдач-раздач и жалобы как сигнал обратной связи, то это государство развивается на принципах раздаточного архетипа, не зависимо от исторической эпохи.

Таблица 1. 

Сравнение новой «интегрально-институциональной»
и традиционной парадигм цивилизационного развития

черты парадигм

традиционная парадигма

новая парадигма

представление
о социальной реальности

фрагментарность, разделенность на сферы и структуры

целостное, интегральное
восприятие общества

соотношение
истории и современности

разделенность
истории и  современности

история
как жизненный цикл
социальной системы

соотношение
локального и глобального

разделенность глобального и локального, разобщенность теоретических и эмпирических исследований

локальное – органическая часть глобального

соотношение
объективного и субъективного

Противопоставление объективного и  субъективного, закономерного развития  и активно –деятельностной субъектности

активно-деятельностный субъект в границах объективных возможностей

представление
о закономерностях

Неотвратимая данность,
регламентирующая общественный
процесс и блокирующая свободу воли

наличие эволюционной программы развития с широкими возможностями субъектов по качественной
ее реализации

базовая
методология

Системная методология:
 конструирование систем

  матричная методология:
 выявление матриц и расшифровка
программ развития

 

      Локальные цивилизационные матрицы в своем развитии проходят четыре формации: начальную формацию, построенную на рабской модели трудовых отношений, срединную формацию - на крепостной модели, зрелую формацию – базирующуюся на наемном труде и интегральную формацию – опирающуюся на контрактную модель труда.


Таблица 2

Структуры социальной реальности

уровни объекта

институциональная
конфигурация

окружающая

реальность

глобальная
цивилизационная
 матрица

институциональный архетип

глобальные сферы

локальные
цивилизационные
матрицы

институциональное ядро

реальные среды

государство

институциональная матрица

социальные подсистемы

 

Локальные цивилизационные матрицы существуют в двух институциональных типах: как рыночные и как раздаточные - в связи с дуальным характером институционального архетипа. Однако, независимо от своего типа, они проходят одни и те же формации в логике 4-х фазовых институциональных циклов, в рамках которых последовательно сменяются перинатальная, структурированная фазы, фазы институционального исчерпания и институциональных трансформаций.

            Каждая фаза институционального цикла на поверхности локальной цивилизационной матрицы в рамках государства представлена определенным состоянием институциональной матрицы и типовым историческим сюжетом: реэволюция -  формация - реформация - трансформация. [2]

            В эволюции локальных цивилизационных матриц последовательно сменяется три эпохи развития государственности: протогосударственная эпоха, существовавшая до формационного развития; монасударственная эпоха, выстраивающаяся на принципах сакральности, обожествления власти, монархического наследования, отсутствия гражданских прав и свобод, и охватывающая три формации (начальную, срединную, зрелую); демосударственная эпоха, базирующаяся на демократических принципах разделения властей и на отношении к руководителям государства, как к сменяемым по воле народа менеджерам высшего звена управления. В основе этой эпохи лежит интегральная формация. (табл. 3)

Таблица 3.     

Сравнительные характеристики монасударства и демосударства

характеристики

монасударство

демосударство

механизм
передачи власти

по наследству и бессрочно или узурпация власти, в т.ч.
революционным путем

выборность на определенный в
конституции срок

идейные
основания власти

религия или
государственная  идеология

отсутствие государственной идеологии, конституционные принципы

соотношение власти и церкви

власть освящена церковью или официальной идеологией, противопоставленной церкви

секуляризация, церковь
отделена
от государства

права граждан

отсутствие равноправия,
ограничения прав

всеобщее избирательное право,
равенство перед законом

свободы

отсутствие или ограничения свободы слова и печати, наличие цензуры

свобода слова, печати, демонстраций, свобода вероисповедания

отношение
власти  к народу

подданные, управляемые сверху, жалобы в форме челобитных, 
просьб о помощи

свободные и равноправные граждане, жалобы как форма гражданского участия в управлении

судебная
система

суды зависимы
от власти

независимые
суды

 

На основе качественных характеристик глобальных институциональных  циклов развития цивилизационных  матриц  прогнозируется образ будущего мировой цивилизации – это переход на новый гиперцикл (табл.4):

·        с мелкими колебательными циклами, осуществляющимися на основе поиска эффективного синтеза рыночных и раздаточных институтов,

·        с контрактной моделью трудовых отношений в контексте информационного технологического уклада,

·        с многонациональными государствами, перешедшими на уровень демосударства,

·        с доминированием интегральной матрицы сознания, в рамках которой изменяется отношение к окружающему миру, ищется гармония с природой и ликвидируется экологический колапс,

·        с интегрально-холистической идеологией, синтезирующей религиозную и научную картину мира, на основе которой преодолевается мировоззренческий кризис.

Таблица 4.

Качественные характеристики
глобальных институциональных циклов

структурные элементы

1 цикл

2 цикл

3 цикл

новый гиперцикл

биосфера

человек - часть обожествленной им природы

хозяйственное освоение

покорение природы

гармонизация на основе осознания единства с природой 

этносфера

племена, общины

имперское  объединение различных национальностей и народностей

многонациональные государства с доминированием одной нации

многонациональные государства с равенством наций

ноосфера

магическая и мифическая матрицы сознания

религиозная матрица сознания

рационалистическая матрица сознания

интегральная матрица сознания

техносфера

аграрно-ремесленный технологический уклад

аграрно-мануфактурный  технологический уклад

индустриальный  технологический уклад

постиндустриальное,  информационное общество

архетип

синкретизм (неразделенность) рынка и раздатка

размежевание рынка и раздатка

идеологическое противостояние рынка и раздатка

синтез рынка и раздатка

формационный элемент

рабство

крепостное  право

наемный труд

контракт

формация

начальная

срединная

зрелая

интегральная

 

Четвертая формация – интегральная – привносит новое качество в развитие цивилизационных матриц. Интегральная формация строится на принципах демократии, гражданских прав и свобод в политике, либерализма  в экономике и гуманистической духовной идеологии. Главная черта интегральной формации заключается в деидеологизации рыночных и раздаточных способов координации человеческой деятельности, в признании их равноценности и равноправности для развития мировой цивилизации. Новая формация стремится гармонизировать рыночные и раздаточные механизмы, запуская те из них, которые эффективнее при определенных условиях. Только экономическая рациональность, а не идеологическое противостояние, диктует обществу использование либо рыночных, либо раздаточных отношений.

 

Цивилизационная матрица России:

траектория и современный вектор развития[3]

Общее правило для формирования того или иного типа институционального ядра в определенном географическом ареале заключается в том, что доминирующей становится та сторона архетипа, которая обеспечивает эффективное согласование всех реальных локальных сред: природно-климатической, материально-технологической, национально-демографической и культурно-религиозной. К неизменным чертам локальной цивилизационной матрицы России относятся многонациональность, обширная территория, низкая плотность населения, суровый и разнообразный климат, низкая урожайность, обильные полезные ископаемые или природные богатства, опасность внешних врагов.

Совокупность таких характеристик локальной цивилизационной матрицы привело к тому, что в ареале российского государства сформировалось институциональное ядро с доминированием раздаточных институтов, которые обеспечивают единство локальных сред в цивилизационной матрице. Это означает, что выживание суперэтноса  в данном географическом ареале обеспечивается базовыми институтами раздаточного типа, а рыночные институты являются лишь вспомогательными, компенсаторными, проявляющие себя доминантными только в период институциональных трансформаций.

Изменения форм раздаточных базовых и рыночных компенсаторных институтов происходят в России уже на протяжении трех институциональных циклов, каждая фаза которых имеет свой типовой сюжет, свою институциональную матрицу и свои собственные механизмы развития. (Табл. 5)

 Три институциональных цикла представляют собой три последовательные стадии развития институтов раздаточной экономики. Формы институтов раздаточной экономики модифицируются, усложняются и совершенствуются для решения тех задач, которые стоят в каждый исторический момент времени. (Рис.1)

Рис.1. Траектория развития цивилизационной матрицы России

 

I институциональный цикл, в основе которого лежала начальная формация с рабской моделью трудовых отношений в служебной форме, длился с конца IX в. и до конца XII в., процесс первичной трансформации пришелся на XIII – XV вв.

II институциональный цикл опирался на срединную формацию с крепостной моделью трудовых отношений в служебной форме и охватывал XV - XIX вв., очередная трансформация происходила с 1861 по 1917гг.

III институциональный цикл базировался на зрелой формации с наемным трудом в служебной форме и продолжался с 1917 до 1990гг., затем последовала третья трансформационная фаза с 1991 по 2000гг.

С точки зрения общей теории институциональных трансформаций на рубеже XX и XXI столетий Россия переживает великую трансформацию, как это происходило с западной цивилизацией со второй половины XIX до первой половины XX вв.[4], поскольку изменения осуществляются одновременно по трем осям:

по формационной оси - наемная модель трудовых отношений трансформируется в договорную (контрактную), а зрелая формация заменяется интегральной;

по институциональной оси – наступает новый институциональный цикл на основе институциональной матрицы, сочетающей доминирующие раздаточные отношения с рыночными механизмами;

по оси государственности – происходит переход от монасударственного принципа построения государства к демосударственному, т.е. осуществляется преодоление сакральности власти и формируется механизм равноправного диалога в обществе.

Таблица 5.

Характеристика фаз институционального цикла

Характеристика

перинатальная фаза

структурированная фаза

фаза

институционального исчерпания

фаза

нституциональных трансформаций

Базовые
раздаточные институты

разворачивание в новых исторических формах

функционирование по устойчивым
правилам

появление
дисфункций и
конфликтов

сворачивание,

поиск и внедрение новых форм

Компенсаторные рыночные
институты

сворачивание

вписывание
с жесткими
ограничениями,

видоизменение классических форм

выход из-под
контроля,

расцвет теневых и полулегальных форм

выполнение
функций базовых институтов,

формирование
квазирыночной среды

Институциональные
механизмы

механизмы

· национализации

· коллективизации

· социальной фильтрации

базовый
хозяйственный
механизм

1 цикл - урочный

2 цикл - тягловый

3 цикл - плановый

механизмы

· бюрократического перераспределения

· хозрасчета

· приватизации

механизмы

· институциональных инноваций

· квазирынка

Типовой
исторический сюжет

реэволюция

формация

реформация

трансформация

 

В данный момент в России закончилась третья трансформационная фаза, и с 2000г. продолжается перинатальная фаза нового гиперцикла, в рамках которой:

·        проводится реорганизация отношений собственности с переносом акцента на государственную форму;

·        внедряются новые организационно - правовые формы предприятий и компаний, сочетающих государственный статус с рыночно-ориентированным хозяйственным механизмом;

·        устанавливаются границы влияния частного бизнеса на общественную жизнь;

·        упорядочивается система ценообразования с введением государственной регламентации и тарификации цен на товары и услуги базовых отраслей хозяйства;

·        запускаются новые институциональные механизмы проектного типа, отрабатываемые в форме «национальных проектов», с ориентацией на конечный результат;

·        принимаются широкомасштабные долгосрочные целевые программы;

·        восстанавливается стратегическое и среднесрочное планирование;

·        внедряются контрактные принципы и конкурсные механизмы осуществления государственных инвестиций;

·        перестраивается модель государственной службы по принципу «отделения» от бизнеса, введением стандартов функционирования с ориентацией на решение социальных проблем;

·        отрабатываются функции государственного заказа и расширяются формы финансового обеспечения оказания государственных услуг;

·        организуется метод финансирования бюджетной сферы «по конечному результату»;

·        распространяются ипотечные формы обеспечения жильем социального и государственного типа (сертификаты, фиксированные на уровне себестоимости цены, существенное снижение процента, погашение долга в случае рождения детей и т.д.).

·        совершенствуется механизм обратной связи, и повышается эффективность прохождения сигналов, расширены формы обращений от индивидуальной жалобы, телефонов доверия и общественных приемных до горячих линий и телевизионных мостов с руководителями регионов и президентом страны.

Все это происходит в ответ на крупные диспропорции в экономической сфере и резкое снижение качества человеческого потенциала. Перинатальная фаза закончится, когда найденная новая организационно-правовая форма, станет воспроизводственной основой нового институционального цикла. На эту роль претендует государственная корпорация с отработанными в трансформационную фазу механизмами вертикальной интеграции, контрактной моделью трудовых отношений и договорными механизмами межхозяйственных связей. С 2010-х годов Россия выйдет в структурированную стадию либерального раздатка, лежащего в основе интегральной формации в рамках траектории развития цивилизационных матриц с раздаточным институциональным ядром. Этот тип экономики синхроничен с экономикой социального рынка, реализуемой рыночными цивилизационными матрицами со второй половины XX вв.

Социальный рынок – это экономическая система, построенная на интеграции базовых рыночных институтов, с одной стороны, и раздаточных механизмов в форме широкомасштабных социальных программ, общественных секторов, государственной поддержки низкорентабельных отраслей и государственных инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, с другой. Но главное – в ней модифицирована сама основа рыночной экономики введением ограничений на права владельцев собственности по непроизводительному, нерациональному ее использованию, в результате чего институт частной собственности преобразовался в институт эффективного собственника. [5]

Экономическая модель либерального раздатка

Механизм либерального раздатка строится на служебных контрактах, конкурсных торгах, государственном заказе. Эти черты нового раздатка привнесут соревновательность, конкурентный механизм, эффективный отбор при выборе тех или иных организаций, что будет способствовать оптимизации стратегических решений.[6]

 Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта. В этом контракте четко фиксируются обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию.  При этом смета должна рассматриваться исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов.

Распорядители бюджетных средств будут наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая их предоставление на основе государственного заказа. Кроме того, в пределах сметы, уже позволено вводить системы оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки. Применение таких методов должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты в бюджетной сфере.

Внедряемая система одноканального финансирования в сфере здравоохранения и система нормативно-подушного финансирования в сфере образования имеет цель увязки между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств.

Проектный подход станет одним из основных механизмов либерального раздатка. Национальные проекты – это начальный этап выстраивания отношений по типу либерального раздатка в бюджетной сфере. Российское государство после трансформационной фазы активно вмешалось в дела каждой из сфер с целью «заткнуть» самые вопиющие прорехи, но главное, найти те формы, которые обеспечат эффективный механизм функционирования соответствующей социальной сферы. Необходимо отметить, что методы, заложенные в национальные проекты имеют природу раздаточных базовых институтов.

            В рамках национальных проектов идет попытка снять ограничения  Единого тарифного кодекса: повышение заработной платы происходит не по должностной сетке, с сохранением пропорций между тарифными уровнями (что  каждый раз раскручивает инфляцию), а по «узким местам», например, участковым врачам, детским врачам, врачам общей практики, медсестрам, работникам «скорой помощи».

При реализации национальных проектов отлаживается новый механизм раздачи ресурсов в эффективные способы деятельности, выборочно и достойным, а не всем «сестрам по серьгам», как это было в советское время. В рамках проекта «образование» стали выделяться гранты лучшим учителям, гранты школам, в которых внедряются передовые методики обучения, гранты и стипендии талантливой молодежи, гранты ВУЗам, ведущим активную инновационную деятельность.

Государство вновь признает свою ответственность в создании социальной инфраструктуры развития общества. Намечено оснащение поликлиник новым диагностическим оборудованием, а школ – учебным оборудованием, запланирована закупка современных машин скорой помощи и школьных автобусов для села, строительство новых федеральных центров по оказанию высокотехнологической медицинской помощи, интернетизация школ. Государство также берет на себя роль обеспечения инновационных центров развития. Об этом свидетельствует запланированное создание двух национальных университетов и двух бизнес-школ.

К институциональных инновациям, экспериментально опробуемых в рамках национальных проектов, можно отнести:

·        родовые сертификаты и материнский капитал,

·        государственную поддержку молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов,

·        предоставление государственных гарантий по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и субсидирование процентной ставки по таким кредитам,

·        развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг, государственная поддержка рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

К новым организационным формам, способным переломить негативные экономические тенденции, относятся Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Инвестиционный фонд РФ, Стабилизационный Фонд РФ, преобразованный в Резервный Фонд и Фонд будущих поколений, Российская венчурная компания, Система Федерального Казначейства, осуществляющая в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Каким будет, например, жилищный сектор в экономике либерального раздатка? В Минрегионразвитии разработан проект «Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан», рассчитанной до 2025г, предусматривающей широкомасштабное строительство социального, индивидуального и наемного жилья. В его основе лежит раздаточный механизм: муниципалитет будет формировать заказ строительным компаниям, оплачивать их услуги за счет госкредитов, выдаваемых на срок до 50 лет, а затем распределять жилье среди нуждающихся. При этом подрядчикам придется выиграть лишь один конкурс – «на строительство жилья определенного качества и цены». Согласно этой программе, жилищная система будет состоять из 5 секторов в соответствии с доходами граждан. При этом на социальный или коммерческий найм придется до 80% сдаваемых площадей.

            Если сравнить проектируемый в данном документе жилищный сектор с советским периодом, то видно, что в основе будущей жилищной системы доминирует тот же раздаточный принцип. Однако это уже качественно иной жилищный раздаток, учитывающий все категории населения через их платежеспособность и выстраивающий разнообразные механизмы обеспечения жильем для разных доходных групп.

 В экономике либерального раздатка роль государства существенно изменяется: от производителя ресурсов, когда государство напрямую участвует в производстве товаров и услуг, к роли заказчика, когда субъекты экономической деятельности сами могут планировать свою деятельность, ориентируясь на заказ государства, при этом государство выступает двигателем идей и координатором действий других субъектов экономики. Уже в настоящее время реализация приоритетных проектов привела к долгосрочному планированию и бюджетированию.[7]  Короткие горизонты планирования  - это существенный признак неэффективности государства в создании условий для нормальной долгосрочной экономической деятельности. Вот почему в государственных программах и правительственных документах уже очень часто возникает слово «план», план социально-экономического развития .[8]

 Планирование в условиях либерального раздатка будет существенно отличаться от предыдущего опыта. В его рамках не будет больше предписываться исполнение сотен тысяч параметров, включая номенклатуру товаров в торговле. Новое планирование создаст стимулы для оптимизации бюджетных расходов, поскольку при среднесрочном прогнозировании повышается гарантия стабильности финансирования действующих обязательств государства, в т.ч. капитальных расходов. «Успех может быть достигнут … путем создания системы стратегического (индикативного) планирования.» [9]

В экономике будущего либерального раздатка используются институциональные формы, апробированные в период рыночных трансформаций, заимствованных из западной экономической системы. Важной институциональной новацией является корпорация, которая возникла на Западе на третьем институциональном цикле и  претерпела изменения от традиционной (унитарной) формы до ее современной (мультидивизиональной) формы. Именно эта институциональная форма дала толчок к развитию государственных корпораций в российской экономике на современном этапе, и которая, как нам представляется, станет доминирующей организационной формой либерального раздатка.

Таким образом, основу интегральной формации в рамках мировой цивилизации составят экономические системы - «социальный рынок» и «либеральный раздаток», в которых будет осуществлен синтез рыночных и раздаточных институтов на собственной доминирующей основе.



[1] Бессонова О.Э. Образ будущего России и код цивилизационного развития. Новосибирск, ИЭиОПП СО РАН, 2007.

[2] Бессонова О.Э. Общая теория институциональных трансформаций как новая картина мира // Общественные науки и современность, 2006, № 2.

 

[3] Бессонова О.Э. Общая теория институциональных трансформаций: парадигмальное переосмысление цивилизационного развития России.// СОЦИС, 2008, №1

 

[4] Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. – СПб.: Алетейя, 2002.

 

[5] Амосов А.И. О победе социального хозяйства в XX в. // Экономическая наука современной России, 2006, №4. Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Экономическая социология, 2004. Т.5. № 2.  Флигстин Н. Государство, рынки и экономический рост// Экономическая социология 2007,т.8, №2, с.41-60.

 

[6] Бюджетное послание Президента Федеральному собранию РФ о бюджетной политики в 2008-2010гг.
                http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66865

[7] Медведев Д. Нацпроекты: от стабилизации к развитию. Сайт Випперсона:
http://www.viperson.ru/wind.php?ID=273473&soch=1

 

[8] Дворкович А. О различных моделях государственного участия в экономике.
 http://www.cefir.ru/download.php?id=558

 

[9] Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития для России.\\Экономическая наука современной России, 2007, №3. с.21