Известия СО АН СССР.
Серия: Экономика и прикладная социология. 1988. № 1, вып. 1. С. 4149.

ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ КООПЕРАЦИИ

О. Э. БЕССОНОВА.

 

 

 

 

 

 


Смягчение остроты жилищной проблемы является первоочередной задачей, стоящей перед нашей страной. XXVII съезд КПСС наметил пути ликвидации жилищного дефицита и среди них — содействие ускоренному развитию кооперативного жилищного строительства. На жилищную кооперацию возлагались большие надежды и ранее, однако эти надежды не оправдались. Отсюда нет уверенности в том, что эта форма жилищного

 

41
________________

 

строительства получит существенное развитие в перспективе. именно поэтому необходим детальный, всесторонний анализ проблем жилищной кооперации, который позволит найти и устранить причины ее застоя.
В истории жилищной кооперации выделяются два этапа: с 1921 по 1937 г. и с 1958 г. по настоящее время. Под влиянием острой жилищной нужды в первую очередь возникла жилищно-арендная кооперация, осуществившая «жилищный передел» и взявшая под контроль рациональное использование наличной жилой площади. Возникнув стихийно, жилищная кооперация поставила ученых и государственных деятелей перед фактом своего существования. О ее роли в решении жилищной проблемы развернулась дискуссия на страницах журнала «Жилищная кооперация». Одни специалисты считали, что «жилищная кооперация является лишь деловым приемом для вовлечения рабочих сбережений в общее русло осуществления хозяйственного плана государства»[1]. Другие утверждали, что задачи жилищной кооперации значительно шире: привлечение трудящихся к управлению, удешевление рабочего жилища, улучшение его качества, бережное отношение к жилью, рациональное его использование.
В итоге дискуссии возобладала точка зрения о том, что перед жилищной кооперацией стоят разнообразные задачи, но главной является привлечение средств населения для того, чтобы «хотя бы в минимальной степени ослабить жилищный кризис»[2].
Декретом от 19 августа 1924 г. «О жилищной кооперации» было установлено три ее вида:

  1. жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ), призванные использовать и эксплуатировать муниципализированные домовладения.
  2. Рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества для строительства новых и восстановления разрушенных домов (РЖСКТ), пользовавшиеся поддержкой государства в виде материальных и финансовых льгот.
  3. Общегражданские жилищно-строительные кооперативные товарищества (ЖСКТ), отличающиеся от РЖСКТ тем, что они объединили группы кустарей, ремесленников и мелкой буржуазии, лиц свободных профессий, квалифицированных служащих и т. д., т. е. те слои населения, которым государство не могло оказать прямой материальной поддержки [3].

Идея жилищной кооперации была поддержана, так как государство надеялось на привлечение дополнительных средств от пайщиков ЖСК Для решения жилищной проблемы. На ЖАКТы возлагались задачи двоякого рода: с одной стороны, воспитание у населения чувства хозяина и развитие опыта самоуправления, с другой — эксплуатация жилищного фонда на принципах самоокупаемости. Главной проблемой развития кооперации стала проблема привлечения паевых средств со стороны рабочих. Фактическое безденежье рабочих масс привело к необходимости создания чрезвычайно льготных условий: паевый взнос составлял не более 10%, а ссуда государства — 90% со сроком возврата в 60 лет. Многие кооперативы возникали в основном за счет государственных средств, при этом па протяжении всего периода кооперативное строительство происходило крайне медленно и было чрезвычайно дорогостоящим.
Идея самоуправления вылилась в сложную иерархическую систему управления бюрократического типа, поглощавшую на свое содержание значительные средства пайщиков. Несоответствие объема вносимых собственных средств на создание жилого фонда объему прав по его использованию породило злоупотребления, спекуляцию, нарушения кооперативной демократии в виде отсутствия выборности, отчетности и контроля со стороны

----------------------------------------------

 

1   См.: Жилищная кооперация.— 1928.— № 1.— С. 4.

2   Жилищная кооперация.— 1924.— № 17.— С. 3.

 

3   Наибольшее распространение получили РЖСКТ, общегражданские ЖСКТ без поддержки государства не состоялись.

 

 

42

________________

 

 

РИС 1

РИС 2

Рис. 1. Объем введенного кооперативного жилья, млн. м2.

Рис. 2. Доля кооперации в общем объеме введенного жилья, %.

 

 

 

 

 

 

пайщиков и другие негативные факты, названные И. В. Сталиным «теневыми»[4]. «Теневые» явления получили настолько широкое распространение, что единственным средством борьбы с ними была полная ликвидация жилищной кооперации во всех ее видах.
В связи с этим 17 октября 1937 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об упразднении ЖАКТов и ЖСК, поскольку оба вида кооперации не справились с задачами, стоящими перед ними. Постановление отмечало, что фонд ЖАКТов, составляющий 53 млн. м2 жилой площади, находится в совершенно неудовлетворительном состоянии, поскольку оказался в руках по существу бесконтрольных, независимых от местных Советов мелких коллективов жильцов, лишь формально объединенных в союзы жилищно-арендной кооперации 6.
Второй этап истории жилищной кооперации начался в 1958 г. на общей волне подъема жилищного строительства в стране. До 1961 г. кооперативное строительство осуществлялось собственными силами пайщиков полностью за счет собственных средств. В этот период оно не получило широкого распространения. К 1 июня 1962 г. в стране насчитывалось 20 ЖСК. За 1958—1962 гг. общая площадь жилых домов ЖСК составляла немногим более 300 тыс. м2. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 июня 1962 г. «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве» введен новый порядок финансирования и кредитования ЖСК (60% ссуды сроком на 15 лет). После чего масштабы кооперативного строительства значительно расширились. Но в девятой и десятой пятилетках наметилось устойчивое снижение объемов жилой площади, вводимой силами кооперативов. За одиннадцатую пятилетку положение несколько улучшилось. Однако в целом доля ЖСК в общем объеме жилищного строительства не превышает 7 %. Эти тенденции показаны на рис. 1 и 2.
Безусловно, что 130 тыс. кооперативных квартир, вводимых ежегодно, совершенно недостаточны для обеспечения даже тех, у кого нет другого пути получения жилья. Это семьи, работавшие по найму па Севере; одинокие люди среднего возраста; а также молодые семьи, проживающие с родителями и формально обеспеченные жильем. Однако появление и этих квартир связано с громадными трудностями. Острые и проблемные материалы центральных газет — тому подтверждение.
«Ежегодно проводимые учреждениями Стройбанка СССР проверки показывают, что в кооперативном жилищном строительстве имеют место следующие недостатки: задержка в обеспечении качественной проектно-сметной документации, нарушение нормативных сроков строительства, несвоевременная организация ЖСК, недостаточное внимание к ним

--------------------------------------------------

4 Жилищная кооперация.— 1937.— № 3.— С. 10.

 

5  Филатов Н. Л. Справочник по жилищному хозяйству для финансовых работников.— М.: Госфиниздат, 1938.— С. 3.

 

 

 

 

43
________________

                                                                                                                              

 

 

исполкомов»[6]. Сроки строительства — особо острый вопрос многих кооперативов. «Возведение домов ЖСК сплошь и рядом ведется медленно, с нарушением установленных норм. При среднем сроке 9—12 месяцев строительство таких зданий часто затягивается до 5 и более лет»[7]. Не отрегулированы взаимоотношения ЖСК с коммунальными службами местных Советов народных депутатов. Председатель правления ЖСК «Электросиловец» (Ленинград) пишет: «К нам относятся как к "частникам“. В нашем доме пора ремонтировать крышу. Есть акт обследования смета, деньги, по... в план ремонта дом не включен даже на нынешнюю пятилетку»[8]. Трудности возникают также при отводе земельного участка и во взаимоотношениях со строительными организациями. «И так — какой вопрос не возьми. А надо, чтобы подобных рогаток у строительной кооперации было поменьше, она ведь решает большую общенародную задачу»[9].
Все это наводит на мысль, что создалась критическая ситуация, явно не способствующая расширению масштабов кооперативного строительства. Поиск причин существующего положения возможен в трех альтернативных направлениях. Либо в том, что государство проводит политику постепенного свертывания этой формы жилищного строительства, либо в том, что ЖСК не пользуются поддержкой населения, либо — в несовершенстве системы организации, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации кооперативного жилья.
Очевидно, что причины неуспехов ЖСК не могут лежать в сфере государственной политики, так как в крупномасштабных правительственных документах (Основных направлениях экономического и социального развития СССР, Программе КПСС, Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду) четко указано на необходимость всемерного содействия жилищной кооперации. Данные Стройбанка СССР о количестве желающих вступить в ЖСК опровергают и вторую вероятную причину. На начало 1980 г. очередь на вступление в кооператив насчитывала 1,1 млн. чел.[10], а на начало 1986 г.— 1,3 млн. чел.[11] О том, что ЖСК пользуются поддержкой населения свидетельствует также обследование деятельности кооперативов, проведенное Стройбанком СССР в 1975 г., в ходе которого было опрошено 1 тыс. чел. Почти все опрошенные отзываются о кооперативном строительстве, как о деле важном и необходимом [12].

Проанализировав правовые, организационные и экономические аспекты жилищной кооперации, мы пришли к выводу, что сложившаяся ситуация характеризуется тремя основными противоречиями:

  1. между организационной формой ЖСК и ее реальным социально экономическим содержанием;
  2. действующих инструкций и законодательных актов по строительству и эксплуатации ЖСК реальному хозяйственному механизму;
  3. существующей системы планирования и финансирования ЖСК и возможностей ее расширения.

Первое противоречие порождено тем, что на протяжении последних 20      лет существования жилищной кооперации организационные формы ее не менялись, тогда как внутреннее содержание преобразовалось до такой степени, что стало полной противоположностью самого замысла. По идее, «ЖСК — это такой вид кооперации, члены которой объединяются Для совместного строительства и эксплуатации жилых домов за свой счет»[13]. «Когда-то тем они и занимались. Когда-то, но не теперь. Сегодня проектируют кооперативные дома, снабжают стройматериалами и оборудованием,

------------------------------------------

6. Пудиков Д. С. Финансирование и кредитование кооперативного и индивидуального жилищного строительства.— М.: Финансы, 1980.— С. 63.

 

7.  Бужкевич М. Строительный кооператив // Правда.— 1985.— 30 сент.

8. Архангельский В. Кооперативный дом // Соц. индустрия.— 1986.— 11 марта.

 

9.  Там же.

10.   Графова Л. Страсти по уставу // Лит. газета.— 1980.— № 51.

 

11. Боков А. // Аргументы и факты.— 1986.— 15 марта.

12. Пудиков Д. С. жилищно-строительный кооператив.— М.: Профиздат, 1976.—С. 6.

 

13.  БСЭ.— 3изд. М., 1972. С. 637.

 

 

44

________________

 


сооружают здание вовсе не члены-пайщики, а государственные организации»[14], которые в большинстве случаев берут на себя также и эксплуатацию этих домов. Таким образом, современный ЖСК — это «добровольное сообщество граждан, созданное с целью объединения средств для совместного приобретения дома и получения в дальнейшем коммунальных услуг за счет личных денежных средств»[15]. Другими словами, кооперативы из строительных стали потребительскими. Такое изменение внутренней сути ЖСК создает неблагоприятную обстановку в жилищном строительстве.
Ранее кооперативы объединяли денежные средства, покупали стройматериалы, брали в аренду механизмы и собственными силами возводили дома, в результате преумножался ресурс труда в строительстве и увеличивался общий объем возводимого жилья. Теперь же ситуация от «умножения» свелась к «вычитанию»: отвлекаются мощности строительных организаций, которые и так перегружены. Достаточно сказать, что невыполнение плана ввода государственной жилой площади порой составляет 5—6%. Таким образом, и при отсутствии кооперативного строительства общий объем вводимого жилья в стране не изменится. По замыслу же кооперативы должны стать резервом жилищного строительства, невосполнимым из других источников.
Большинство трудностей, с которыми сталкиваются жилищные кооперативы, возникают из-за противоречия между реальным хозяйственным механизмом и законодательными актами по строительству и эксплуатации ЖСК. Этими же противоречиями объясняется крайне негативное отношение хозяйственников к кооперативному строительству.
В реальной практике строительства жилого дома необходимо провести проектно-изыскательские работы, осуществить снос жилья и подготовку площади (в Новосибирске 60% жилищного строительства ведется на застроенной территории). 6% от сметной стоимости дома отчисляются для строительства объектов культурно-бытового назначения. При распределении построенного жилья 10% предназначается для строителей, 6% — гражданам, чьи дома попали под снос. Все эти затраты предусмотрены в планах государственного жилищного строительства, а ЖСК от них освобождаются. В связи с этим и строители сопротивляются включению кооперативных домов в свои планы и УКСы горисполкомов также не стремятся к увеличению числа кооперативов, поскольку ни одно постановление не подсказывает, где взять средства на комплексную застройку территории. Противодействие хозяйственников, которые по сути дела должны быть проводниками государственной политики «расширения», «содействия» и «поощрения» ЖСК, приводит к тому, что доля кооперативного строительства в объеме строительства жилья несущественна.
Наконец, третье противоречие. Система планирования и финансирования кооперативного строительства нацелена на воспроизводство существующего положения. Вот как она устроена. «Стройбанк СССР ежегодно планирует суммы долгосрочных кредитов на кооперативное и жилищное строительство. Они определяются на основе заявок, представляемых исполкомом. Учреждения банка анализируют полученные заявки на кредит. При этом устанавливается, соответствуют ли они проекту народнохозяйственного плана. Чтобы определить ожидаемое использование ссуд, изучается динамика получения кредита и фактическое выполнение плана кооперативного жилищного строительства за предыдущие периоды. Уточнив сумму кредита, учреждение банка направляет заявки со своими предложениями республиканским конторам банка, которые в свою очередь составляют проекты сводных планов долгосрочного кредитования по каждой республике и представляют их вместе с объяснительными записками в Стройбанк СССР.

------------------------------------------

 

14. Матвеец Г., Царев В. ЖСК: Сколько обязанностей, столько и прав // Лит. газета.— 1982.— № 21

15.Батищев В. И. Экономическая сущность жилищной кооперации // Жил. и коммун. хозяйство.— 1982.— № 5.

 

45

____________

 

Таблица 1

Ввод общей площади кооперативного жилья (по Новосибирску), тыс. м2

Год

План

Выпол
нено

%

1971 — 1975

352,1

301,9

85,7

1976 —1980

232,3

186,4

80,2

1981

57,6

34,9

60,6

1982

56,3

41,3

73,4

Разработанный Стройбанком проект кредитного плана по стране в целом после согласования с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР представляется на утверждение Совета Министров СССР. В течение года Советы Министров союзных республик имеют право устанавливать дополнительные объемы строительства кооперативных жилых домов в пределах кредита (подчеркнуто мной.— О. Б.), выделенного республике на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство. Однако дополнительные объемы могут быть установлены только при наличии необходимых мощностей строительных организаций и предприятий строительной индустрии, а также материалов и оборудования»[16]. Таким образом, кредиты определяются на основе проекта народнохозяйственного плана, итогов выполнения плана
кооперативного строительства за предыдущий период и имеющихся строительных мощностей.
Планы кооперативного строительства вследствие названных причин хронически не выполняются. Так, по данным УКСа Новосибирска, план ввода кооперативного жилья не был выполнен ни в девятой, ни в десятой пятилетках (табл. 1). Строительные мощности территории всегда используются полностью, резервов не остается. Отсюда ясно, что выделяемые Стройбанком кредиты не будут ориентированы на расширение масштабов ЖСК.
Эти рассуждения подтверждаются данными В. М. Рутгайзера[17]. В 1970г. выдано ссуд на 485,3 млн. руб., а в 1979 г.— на 416,7 млн. руб. Особенно резко сократились ссуды жилищно-строительным кооперативам в РСФСР: с 306,1 млн. руб. в 1970 г. до 207,4 млн. руб. в 1979 г.
Жилищная кооперация порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Существование разных категорий жилья: государственного, кооперативного и индивидуального остро ставит проблему социальной справедливости. «Расходы семей на оплату жилья в кооперативных жилых домах возмещают полностью затраты на строительство и содержание домов, и они в несколько раз выше, чем квартирная плата  в государственных домах. Но квартиры в кооперативных домах получают те же трудящиеся, и нет ведь правила, что в государственных домах квартиры предоставляются семьям с относительно меньшим душевным доходом, а в кооперативных — с относительно большим»[18].
Введение принципов: «внес деньги — сразу получи жилье» и «за квартиру лучшего качества — большая плата» уменьшило бы остроту социальных проблем, поскольку в этом случае деньги компенсировали бы сроки ожидания государственных квартир. При соблюдении этих принципов кооперативные квартиры получали бы люди, достаточно обеспеченные, но живущие в стесненных условиях. Однако сейчас для того, чтобы получить кооперативную квартиру, надо отстоять в очереди на вступление в кооператив, а затем дождаться завершения строительства. Таким образом, получение кооперативного жилья связано с длительными ожиданиями и значительными затратами; по качеству же оно мало отличается от государственного, поскольку возводится темп же строительными организациями и по тем же проектам.

----------------------------------------------

 

16. Пудиков Д. С. жилищно-строительные кооперативы.— М.: Финансы, 1964.— С. 32—36.

17. Рутгайзер В. М. Человек труда в сфере распределения и потребления // ЭКО.— 1981.— № 5.— С. 58.

 

18. Казакевич Д. М. К совершенствованию потребительских цен // ЭКО.— 1986.—

 

46
________________

 

Не меньше проблем и с управлением уже созданными кооперативами. Доктор юридических наук И. П. Прокопченко заявляет: «Разумного и четкого руководства системой ЖСК действительно пока нет»[19]. До недавнего времени контролирующая организация (исполком) не имела права отменить решения общего собрания, даже если оно противоречит закону [20]. Согласно новому уставу ЖСК, права местных Советов были расширены, однако, возможно по инерции, еще не было случаев их использования. «Фактически жилищные кооперативы превратились в крохотные, независимые „феодальные княжества”. Именно в этом причина тех страстей которые кипят в ЖСК, выплескиваясь за их пределы бесконечным числом жалоб»[21].
Эта ситуация во всех подробностях напоминает ситуацию с ЖАКТами в 30х годах. Аналогичное положение сложилось в ЖСК и в Польше. Как известно, жилищная кооперация в Польше является главным застройщиком и владельцем жилого фонда. «Однако практика показала, что жилой фонд должен находиться в распоряжении государства, местных Советов и даже крупных предприятий. В настоящее время государственная политика направлена на разукрупнение кооперативов, так как слишком крупные кооперативы превратились в неуправляемые хозяйственные организации, слишком мало заботящиеся о своих членах»[22].
Необходимость преобразований в ЖСК не вызывает сомнений ученых и практиков. Ими вносятся различные предложения. Предлагается, в частности, заинтересовать строителей путем выделения им доли кооперативного жилья за счет государства [23]; организовать кооперативы не до строительства дома, а после сдачи его в эксплуатацию [24]; передавать кооперативные дома на баланс местных Советов, а вместо членства в ЖСК ввести аренду квартир с сохранением всех существующих финансовых обязательств и прав [25]; распространить на кооперативное жилье право наследования, дарения, продажи, другими словами, дать ему полнокровную жизнь реального экономического блага [26]. Особое значение придается созданию льготных условий для вступления в ЖСК; основанием для этого является опыт европейских социалистических стран [27].
Безусловно, что все выдвинутые предложения достаточно интересны и правомерны. Каждое из них направлено на ликвидацию «узких мест», но они, даже взятые все вместе, не способны разрешить существующие противоречия. Требуется коренная реорганизация всей системы жилищной кооперации. Однако и сама жилищная кооперация является лишь частью жилищной сферы, без преобразования которой невозможно какое либо реальное усовершенствование и жилищной кооперации.
Основная функция жилищной сферы — удовлетворение потребности населения в жилье. Жилищная кооперация имеет свои специфические особенности и функции. Экономическая функция кооперации состоит в расширении масштабов жилищного строительства за счет ресурсов «негосударственного типа», являясь резервом, невосполнимым в полной мере из государственных источников. Социальная функция жилищной кооперации заключается в наибольшем соответствии затраченных средств индивидуальным потребностям в жилье. Если при распределении бесплатного государственного жилья выбирать не приходится, то в жилищной

--------------------------------

 

19.   Графова Л. Страсти по уставу // Лит. газета.— 1980.— № 51.

20.   Графова Л. Страсти по уставу.

 

21.   Графова Л. Цепочка // Лит. газета.— 1980.— № 26.

22.  Кооперация в странах социализма.— М.: Экономика, 1985.— С. 112.

 

23.  Саркисьян Г. С. народное благосостояние в СССР.— М., 1983.— С. 189.

24.   Бужкевич М. Строительный кооператив // Правда.— 1985. — 30 сент.

 

25.  Гельман М. // Лит. газета.— 1980.— № 47.

26.  Шаталин С. С. Проблемы социально-экономического развития СССР в свете решений XXVI съезда КПСС // Сб. трудов ВНИИСИ.— 1981.— № 5.— С. 9.

 

27.   Рутгайзср В. М. Человек труда в сфере распределения и потребления //ЭКО.— 1981.— № 5.— С. 58; Яременко Г. Рост потребления и стимулирование работников социалистического производства // Изв. AН СССР. Сер. экон.— 1978.— № 1.— С. 67—68.

 

47
________________

Формы жилищной кооперации

 

Форма
кооперации

Характеристика кооперации

Возраст
члена
кооперации

Доход

Строительная

Строительство жилья собственными силами и за счет собственных средств

Любой

Не имеет значения

Ремонтная

Реконструкция жилого фонда собственными силами и за счет собственных средств

Любой

То же

Арендная

Предоставление местными Советами жилья в аренду

С 35 лет

Высокодоходные
группы

  Молодежная

Строительство и ремонт жилья собственными силами

До 35 лет

Не имеет значения

 

кооперации затраченные средства должны компенсироваться возможностью выбора проекта, месторасположения, площади квартиры и ее комфортабельности, другими словами, большей свободой в удовлетворении жилищной потребности. Причем, чем больше затрачено средств, времени и физических сил, тем больше должна быть эта свобода.
Выполнение жилищной кооперацией своих функций — это критерий для оценки приемлемости любых предложений по ее перестройке.
Суть наших предложений заключается в следующем: привести в соответствие систему жилищной кооперации и хозяйственный механизм, максимально разнообразив формы кооперации с учетом объективных интересов и возможностей как различных групп населения, так и государственных организаций (табл. 2).
Строительная форма жилищной кооперации предполагает возведение домов силами самих кооперативов. Это будут одно-двухэтажные дома из так называемого «второго потока» жилищного строительства, поскольку многоэтажное крупнопанельное домостроение требует высокой квалификации и индустриальных методов труда.
ремонтная кооперация отличается от предыдущей формы только объектом приложения собственных сил. На ремонт старых зданий в крупных городах, как правило, не хватает сил и средств. Развитие ремонтной кооперации позволит решить эту проблему, о чем свидетельствует опыт социалистических стран.
Молодежная кооперация может быть и ремонтной и строительной. Ее отличают существенные финансовые льготы и возраст участников. Несмотря на существование государственных молодежных жилых комплексов, мы считаем, что целесообразна еще такая форма привлечения молодежи к решению жилищной проблемы. Практика строительства МЖК показывает, что большинство проблем у них связано с отсутствием четкого юридического статуса. С этой точки зрения молодежные кооперативы будут, на наш взгляд, более жизнестойки.
арендная форма жилищной кооперации предполагает лишь финансовое участие ее членов, а строительство зданий осуществляется государственными организациями. Кооперативы организуются после окончания строительства дома. Решение о том, какая доля вновь созданного жилья будет отдана арендным кооперативам, принимается местными Советами. Эта форма кооперации направлена на удовлетворение потребности в жилье высокодоходных групп, поскольку предполагается значительный первоначальный взнос и минимальный срок погашения затрат на строительство.
Предложенные преобразования системы жилищной кооперации, на наш взгляд, снимут рассмотренные выше противоречия и позволят ей выполнить свои функции. Эта уверенность основана на том, что, во первых, каждая форма жилищной кооперации находится в соответствии с ее содержанием: строительная предполагает строительство,

48
________________

Таблица 2

Особенности форм кооперации

Форма
кооперации

Строительство

Льготы
(ссуды)

Источники ссуд

Эксплуатация

Строительная

Силами кооператоров

80%

Государственный
бюджет

Коммунальные службы
местных Советов

Ремонтная

То же

50%

То же

То же

Арендная

Государственные строительные организации

Молодежная

Силами кооператоров

100%

Фонды предприятий и организаций

 

ремонтная — ремонтные работы, а арендная — аренду жилья; во-вторых, это формы — кооперативные изначально, т. е. предполагается объединение либо рабочих рук, либо денежных средств. И наконец, разнообразие. Мы убеждены,; что, чем шире будет предоставлена населению возможность участвовать в решении жилищной проблемы, тем скорее мы достигнем поставленных целей.

Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, Новосибирск

 

49
________________


 

 

 

 

 

На главную