Китай и Россия: чьи реформы оказались эффективнее? Часть вторая

31 марта 2009, А.Смирнов

Национальный менталитет как основа успеха

 
Китайский народ, длительное время проживая в условиях отсутствия достатка, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера. С одной стороны, они имеют высокое трудолюбие и дисциплинированность. С другой, научившиеся обходить несовершенство бизнес среды китайцы отличаются высокой предприимчивостью и конкурентоспособностью. Не менее важная черта - склонность к перенятию позитивного опыта, как местного, так и внешнего, умение конкурировать, как так местном, так и международном уровне. Масштаб развития предпринимательства огромен. Важная черта – бережливость, что связано с исторически сложившейся ограниченностью системы пенсионного обеспечения и социального страхования.
 
Национальная культура в лице конфуцианства поощряет познание и использование лучшего опыта, что активно используется Китаем. После получения импортной технологии в Китае обычно начинается процесс переноса изготовления комплектующих, затем их сборка, иногда параллельно возникают собственные цеха, изготовляющие копии, в том числе подпольные.  Периодически власти устраивает борьбу с пиратством. Вещи, купленные в разных концах мира, могут достаточно быстро попасть в «тираж».
 
По сравнению с СССР в Китае имелся значительно меньший период строительства социализма на советский манер - с 1949 г., кроме того, в отношение «буржуазной экономики» Китай не проводил настолько антагонистической политики, как у нас.  Значительную роль в развитии китайской экономики сыграли бурно развивавшиеся до этого «капиталистические» части так называемого «большого» Китая - Тайвань и Гонгонг, а также многочисленная китайская диаспора, разбросанная по всему миру. После начала реформ они стали активно инвестировать в него финансы, технологии и опыт, играя большое значение в развитии и международной торговле Китая.
 
Напротив,  длительный период административной экономики в СССР отрицательным образом сказался на предприимчивости нашего населения. Не такие уж низкие условия жизни, созданные в СССР в 80-е годы вызвали сложность при адаптации населения в процессе перехода к жестким рыночным условиям в 90-х годах. Значительная часть населения пока не стремится к предпринимательству, разумному риску, конкуренции. В то время, как наше население к великому сожалению уменьшается, при том, что у нас используется дешевый труд иммигрантов, китайские граждане, хватаясь за любую работу, идут вперед.
 
Привлечение инвестиций
 
Привлечению инвестиций способствует не только общая дешевизна Китая (рабочей силы, недвижимости, транспорта и прочих факторов производства), но инвестиционные и налоговые льготы со стороны местных властей. Внутренний рынок Китая имеет огромные перспективы за счет роста внутреннего спроса по мере развития страны и роста доходов населения. Предприниматели США и Европы, уставшие от профсоюзов и дорогой рабочей силы могут отлично организовать свои производства в Китае.
 
 Общий объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Китая за годы реформ (к 2006 г) составляет около 800 млрд.долл. [4, стр.6],   в стране создано около 509 тыс. предприятий с участием иностранного капитала [1, c.382]. В 2008 году было использовано 92.4 млрд.долл. иностранных инвестиций, что на 23,6 % выше, чем в 2007 г. Инвесторы готовы идти на передачу технологий, которая чаще всего является условием вхождения на рынок. Практически все мировые бренды (400 из 500) имеют производства в Китае.  Инвестиции в основной капитал в Китае составляют около 45 % от ВВП, тогда как в РФ  - 20 %.
 
Китайский рынок способен создать товарное изобилие и нормальные условия для людей как с самым высоким, так и достаточно низким уровнем дохода. Это создает условия для нормального развития человеческого капитала.
 
Засилье нефтяных денег в России (так называемая «голландская болезнь»), монополизация многих рынков, приводит к высокому уровню цен, неадекватному низким доходам основной части населения, порождает дороговизну экономики, факторов производства, существенно ограничивающую возможность развития. Ориентация нашего бизнеса прежде всего на людей с высоким уровнем доходов еще больше снижает уровень жизни малообеспеченных граждан, затрудняя процесс нормального воспроизводства и развития человеческого капитала. Особенно хорошо это видно на примере жилищного строительства.
 
Власти Китая делают очень многое для дальнейшего развития конкурентного инвестиционного климата. Они создают современную рыночную инфраструктуру, активно работают над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно развиваются города. Имеются серьезные планы по развитию атомной энергетики – планируется довести общий объем мощности АЭС к 2020 до 40 ГВт, что потребует строительства около 32 атомных энергоблоков мощностью по 1000 МВт [17].  
 
В настоящий момент в Китае работают 11 энергоблоков общей мощностью 9 ГВт. По состоянию на конец 2008 г. общая мощность строящихся и подготовленных к строительству АЭС составляет около 27,160 МВт. (около 20 энергоблоков).  Китай уже давно используют привлечение частных инвестиций для строительства платных дорог и инфраструктуры. Имеются амбициозные планы по строительству аэропортов, регионального развития. По общей протяженности скоростных автострад Китай занимает 2 место в мире - 41 тыс.км.[4, c.135]. В 1999 г. создана система кредитования частного жилищного строительства, призванная решить жилищную проблему путем использования сбережений населения.
 
Что касается российских планов по развитию инфраструктуры,  дорог, атомной энергетики и пр., то хотя последние  периодически обсуждаются и принимаются, но пока они еще далеки от реализации. Ряд параметров российской экономики – высокие налоги (в т.ч. НДС), неразвитость финансовой системы, отсутствие необходимой инфраструктуры, коррупция, излишняя бюрократичность делает наш инвестиционный климат еще далеким от совершенства. В результате у нас недостаточно как внутренних, так и долгосрочных иностранных инвестиций. Однако если государство проявит политическую волю и разрубит этот «гордиев узел», наша страна смогла бы предложить хорошие  условия для развития бизнеса.
 
 Роль государства в экономике
 
Экономика Китая представляет собой смешанную систему - многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и в основном средних и небольших предприятий частного сектора. В отличие от РФ Китай не стал поспешно разрушать свой госсектор -   рыночные предприятия создавались заново. За счет постепенного выхода государственных предприятий на рынок и их рационального реформирования, применения методов самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, деятельность многих из них удалось сделать более эффективной.
 
Следует отметить, что переход к свободным рыночным ценам в отличие от РФ также проводился постепенно [10.1, гл.6]. С 2005 г. взят курс на упрочение позиций частного сектора. Не смотря на это,  госсектор в  Китае имеет по-прежнему значительный вес. В госсектор входят – наиболее крупные предприятия, в т.ч. предприятия  энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья,  основных видов материалов и оборудования,  автомобильной, оборонной промышленности. Однако экономику Китая не следует считать социалистической, особенно в нашем понимании. Основная доля инноваций принадлежит частному сектору. Если в 2000 г. частный сектор производил около 55 % ВВП, то к 2005 г. эта доля выросла на до 65% [18].
 
За 2002 – 2007 гг. прибыль госпредприятий и объем выплаченных налогов восрастали  в среднем в год на 18,7%, 36% и 20,4% соответственно. Объем налоговых выплат госсектора в 2007 году составил  1,77 трлн. юаней - 34,5% от общего объема финансовых доходов.  

Прибыль госсектора в 2006 г. составила около  754,7 млрд юаней (98.78 млрд.долл) [19]. В 2008 г. 19 госпредприятий центрального подчинения Китая попали в список 500 крупнейших компаний мира журнала «Fortune».
 
Однако среди госкомпаний по прежнему имеются убыточные, представляющие собой значительную проблему, но реформы здесь идут по прежнему очень осторожно - ликвидация госсобственности не входит в планы Китая, по прежнему основные цели – повышение эффективности. Реформа госсектора включает дальнейшее акционирование крупных государственных компаний, совершенствование механизма корпоративного управления, выведение с них непрофильных активов социальной сферы, закрытие убыточных, отсталых, экологически вредных производств. За 2002-2007 число госпредприятий сократилось с 158,7 тыс. до 114,1 тыс., число предприятий центрального подчинения – с 196 до 149. 5000 предприятий были объявлены банкротами [19].  
 
Государственная политика и роль госсектора может быть разной. Разумная государственная политика устанавливает необходимый баланс между секторами экономики, приводя к максимальной общественной выгоде. Цены наших монополий постоянно растут, растет инфляция и издержки производства. Хотя нетрудно понять, что если поумерить аппетиты и поддержать экономику, в будущем можно выиграть намного больше. Никто не будет против, если государство создаст такие компании госсектора, которые будут иметь разумную прибыль, но будут способствовать развитию  конкуренции и экономики.
 
Например, если госбанки «зальют» экономику дешевыми кредитами, нефтяные концерны будут снижать цены на топливо, цены на перевозки будут адекватны нашей протяженности и региональной отсталости, а строительные компании обеспечат страну реально доступным жильем. Конечно, можно пытаться урвать текущую выгоду любой ценой, высасывая из экономики все «соки», но можно мыслить стратегически. Можно постоянно производить передел собственности, но больше ее увы от этого не станет, а можно создать условия для ее развития.  
 
 В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, которая как и у нас имеет огромную власть. Но если в России коррупция пустила крепкие корни, то в Китае с ней активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи Китая, власть жестко спрашивает с чиновников. Сильное китайское государство оказалось способным  использовать  позитивный опыт активной роли государства, имевшейся в плановой экономике, направив ее на активную модернизацию и развитию предпринимательства. В России низкая эффективность и слабость государства является одной из важнейших проблем развития. Безответственность элит приводит к падению их конкурентоспособности, эффективности и духовности.
 
В начале 20-х годов 20 века на базе успехов НЭПа у России был шанс при определенной гибкости построить эффективную смешанную экономику, возможно избежав социальных катаклизмов 30-х годов. Однако такое развитие привело бы  к утрате социальной базы «пролетарской революции», что было понятно ее идеологам. Такой шанс был и во время Горбачевской «оттепели», но он был утерян за счет ряда ошибок.
 
На текущий момент краткосрочные интересы элит - сырьевого капитала, бюрократии, монополистов, опасающихся развития конкуренции выступают тормозом к активной комплексной модернизации страны. Длительная стратегическая пассивность государства была нарушена появлением Стратегии 2020, созданной в предвыборный период осени 2007 г.- весны 2008 г. Однако уже в середине 2008 г. стало ясно, что она подвергается отторжению со стороны консервативных сил общества.  
 
Развитие науки
 
Немалое значение в успешном развитии Китая играет наука. Известно, что уровень развития производительных сил и науки находится в полной взаимозависимости. По данным Международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD) за 2006 г. по расходам на научные исследования Китай выходит на второе место в мире после США, достигнув 136 млрд.долл, обогнав Японию, потратившую около 130 млдр.долл. (США тратят 330 млрд.долл) [20]. Если в 1995 г. уровень расходов на науку составлял 0.6 % ВВП, то в 2005 г. - 1.2%. Характерный для  развитых стран уровень - около 2.5 % планируется  достичь к 2020 г. Число ученых в Китае с 1995 по 2004 годы выросло на 77%, достигнув 926 тысяч человек. Число ученых в США – 1,3 миллиона, Россия на 4 месте – около 500 тыс.  
 
Работа ученых оплачивается достаточно высоко. В стране всячески поощряется получение образования, развития науки. Китай имеет огромную массу студентов около 23 млн.чел. (2006 г.)  Значительная доля студентов получает образование за рубежом, особенно - в США. Власти поощряют возврат китайских специалистов из-за рубежа, предлагая им самые выгодные условия.
 
 Ведущую роль в финансировании науки играет привлечение иностранных инвестиций. В стране происходит создание международных исследовательских центров, в том числе корпоративных, использующих местный дешевый научный персонал. Среди приоритетов развитие информационных, био-, нано- технологий.
 
 В 2007 г. Государственное управление интеллектуальной собственности КНР приняло на рассмотрение 694 153 патентные заявки, что превысило уровень прошлого года на 21,1 %. При этом если в начале 90-х годов доля отечественных заявок составляло около 40%, то сейчас превышает 60 %.
 
Что касается РФ, то расходы на науку из бюджета составляют около 10 млрд.долл., т.е. около 0.5 % ВВП. Возможно, мы стали нефтегазовой «империей», но что это даст в будущем? Не будем  забывать, что достижения нашей науки, техники и производства в 50-80-е годы 20-го века позволили создать в стране передовую космическую, ракетную, авиационную, атомную и военную промышленность. Внимание государства к развитию науки и инноваций в стране пока недостаточно. Но Россия великая страна с великой историей, и она никогда, ни при каких условиях не согласиться на однобокую роль «сырьевого донора», отводимого ей некоторыми западными стратегами в «рамках глобализации и международного разделения труда».  
 
Проблемы китайской экономики
 
Отметим также ряд значительных проблем экономики Китая: перенаселение, ухудшение экологии, проблемы занятости, социальные и региональные дисбалансы и противоречия, дефицит энергетики, нехватка нефтегазовых ресурсов, проведение политических реформ и обеспечение  стабильности.
 
Не смотря на впечатляющие успехи, ВВП на душу на населения в Китае сравнительно низок – около 5 300 долл/чел по ППС (номинально – 2 968 долл/чел) тогда как в РФ это примерно 15 000 долл.на чел. по ППС. Главная причина – перенаселенность страны, численность населения - 1.322 млр.чел. Низкий уровень дохода на душу населения говорит пока о еще низкой эффективности экономики, расслоении общества и не полном вовлечении населения в инновационную деятельность.
 
Достаточно сильное расслоение наблюдается между городом и деревней - среднегодовой доход крестьянина в Китае в 2007 г. составлял около 592 долл. Средний класс достаточно мал – около 4.1 % взрослого населения, даже в крупных городах он не превышает 8.7 %[1, стр.371]. По официальной статистике  безработица  составляют около 4.2 %, но по экспертным оценкам намного выше.  Возрастают серьезные противоречия между зажиточными и малообеспеченными слоями общества.
 
  Для Китая, также как для РФ характерно региональное неравенство -  неразвитость ряда регионов и  наличие огромных богатых городов – Шанхай, Гонконг.  Наибольшее развитие получили приморские регионы, в то же время районы северо-западной части страны пока отстают от развития.
 
За свою экспансию, осуществляемую на текущий момент всеми доступными средствами, Китай платит значительную экологическую цену, приводящую к загрязнению внешней среды и водоемов. В настоящий момент эти экологические проблемы влияют на экологическую обстановку уже и за пределами страны. Велики выбросы в атмосферу, происходит эрозия почв, идет наступление пустыни, загрязняются стоки рек. Эти процессы потребуют значительных расходов на развитие природоохранных технологий и восстановления природных ресурсов.
 
Что касается уровня политических свобод, то здесь Россия опередила Китай. В Китае в политике и идеологии доминирует коммунистическая партия. При этом в стране активно развиваются прослойки собственников, менеджеров и среднего класса, которые являются базисом для дальнейшего эволюционного развития политической системы. Важнейшая задача китайских властей – повышение эффективности экономики и преодоления указанных негативных явлений.
 
Китай и мировая экономика
 
Во второй половине 20 века в мире сложилась экономика, в которой поддерживался высокий уровень жизни  только в ограниченном кругу развитых стран, поддерживающих свои технологические и экономические преимущества. Сейчас Китай, как «всемирная мастерская» создает производство доступных промышленных и бытовых товаров со значительно меньшим уровнем цен и издержек. Тем самым экономика Китая способствует повышению уровня и качества жизни во всем мире, в т.ч. его менее обеспеченных слоев.
 
В развитых странах (особенно в США) падает занятость в промышленности, рабочие места переходят в Китай и другие развивающиеся страны. Аналогичная ситуация наблюдается даже для других развивающихся стран - экспорт Мексики в США падает, заводы переносятся в Китай. Данные проблемы принимают достаточно серьезный характер - возникают международные противоречия. Под давлением Китая идет дефляция – постоянное снижение цен, диктуемое розничными сетями и поставщиками.
 
Тем не менее, страны запада сами активно способствовали экономическому развитию Китая. Интеллектуальная собственность иностранных компаний в отраслях высоких и новых технологий составляет до 90 % [4, стр.5]. Но власти создают нормальные условия для развития собственной интеллектуальной элиты, науки и образования. Поставлена задача увеличения уровня «отечественных» инноваций. Китай будет продолжать внешнюю экспансию путем покупки привлекательных, в т.ч. сырьевых активов.
 
И если экономика США в последние время развивается по сценарию раздувания и сдутия «мыльных пузырей», то экономика Китая показывает всему миру высокую конкурентоспособность и динамику непрерывного развития. В этой связи ряд авторитетных западных специалистов считают, что период длительного лидерства США подходит к концу и на смену ей может прийти модель многополярного мира.
 
Борьба с кризисом
 
Сейчас весь мир  волнует, справится ли Китай с кризисом. За 2008 г. рост ВВП Китая составил достаточно большую величину – 9 % (в РФ 5.6 %).  Многие западные экономисты полагают, что кризис, приведший к  падению мирового спроса, в первую очередь в США, ударил по всем экспортно-ориентированным экономикам – поэтому он не обойдет и Китай. Действительно, темпы экономического роста Китая в настоящий момент падают (в 4 квартале 2008 г- 6.8 %), наблюдался рост инфляции, падение экспорта, увеличивается число банкротств, растет безработица. Но у Китая есть огромный внутренний рынок и в отличие от США -  огромный простор для развития.
 
В ответ на мировой кризис Китай с целью поддержки внутреннего спроса предложил мощнейшую программу развития инфраструктуры в объеме около 586 млрд долл. до 2010 г. В числе мер по борьбе с  кризисом программы по строительству жилья, поощрения экспорта, активная финансовая политика, снижение налогового бремени. Хотя некоторые западные экономисты смотрят на ситуацию пессимистично, история показывает, что руководство КНР способно не только ставить цели, но и активно их добиваться.
 
И здесь нашей стране есть чему поучиться - Россия также обладает значительными возможностями для развития внутреннего рынка, развития инфраструктуры, дорожной сети, энергетики, жилищного строительства. Важнейшая задача Правительства РФ обеспечить путем активной инвестиционной политики рост внутреннего спроса взамен  сокращения внешнего. По прогнозам МВФ, экономика КНР может вырасти в 2009 г. на 6.9 %, по оценкам Пекина – около 8 %. Что касается экономики РФ, то в 2009 году рост экономики скорее всего будет крайне незначительным или отрицательным.
  
Уроки для России
 
Экономика СССР, несмотря на возможно не высокую эффективность занимала по многим показателям ведущие места (в т.ч. 1-2 места) в мире. В начале реформ в РФ политическое реформирование преобладало перед экономическим. Был взят курс на полномасштабную приватизацию госсектора, а  компенсация колоссального спада производства была получена за счет импорта. В результате «реформ» страна превратилась в сырьевой придаток запада. Экономика носит потребительский характер. Экономическая, финансовая и идеологическая зависимость от запада тормозит развитие страны.
 
Щедрый поток нефтедолларов, как и в 70- 80-е годы на фоне консервативной экономической политики оказал нам явно «медвежью услугу».  В результате отказа от диверсификации наша экономика оказалась наиболее пострадавшей от мирового кризиса, тогда как Китай, построивший инновационно-производственную экономику, продолжает развиваться, имея  все возможности для того, чтобы стать мировым лидером. Наша экономика, «укутанная» многочисленными путами показать себя пока в полной мере не может.
 
Китай использовал такие инструменты государственной политики, как активная роль государства, тщательное планирование, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. Напротив, в экономике РФ на фоне слабого государства сложилась бизнес среда с низким уровнем конкуренции, неблагоприятным инвестиционным климатом, отчужденностью ресурсов от населения.
 
В России  пока не создана система (включающая планы, бюджеты) не только краткосрочного – 5 лет, но и долгосрочного 5-20 лет государственного развития и планирования. Верно лишь одно – нет глобальных идей - нет долгосрочных целей – нет концепций и четкой политики развития. Интересно, что Китай, проводящий постепенные реформы, создал значительно более динамичную экономику, чем РФ, который «рвался к рынку», но в очередной раз, как в 19 веке и на закате административной экономики, пришел к модели «раздаточной экономики», не имеющей достаточных  внутренних механизмов развития.
 
«Разруха начинается в головах». Дальнейшее развитие событий в РФ будет исключительно  зависеть от возможности реализации активных и профессиональных мер правительства по санации кризиса. Время покажет, отойдем ли мы из-за временных трудностей от Стратегии 2020 г., которая могла запустить в РФ механизмы инновационного развития, либо наоборот, именно кризис подвинет нас к активной реальной модернизации экономики и государства. Отступать больше некуда – на другой чаше весов - рост социальной напряженности и падение авторитета власти. Нам есть чему поучиться у Китая – он полностью обогнал нас в понимании того, что для развития все средства хороши. Активное развитие Китая, так и России на фоне роста взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами будет способствовать процветанию обеих стран и преодолению проблем мировой экономики.
 
Список литературы
 
  1. Б.Н.Кузык, М.Л.Титаренко, «Китай-Россия 2050: стратегия соразвития», Институт Дальнего Востока РАН, Москва, 2006 г.
  2. Economy of the People's Republic of China,  http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_the_People's_Republic_of_China
2.1 ВВП (по ППС) лидеров мировой экономики, www.wikipedia.org
2.2   GDP growth 1952-2008, http://www.chinability.com/GDP.htm
  1. ХУАН Дингуй, доктор экономики, заместитель директора Института экономики Хайнаньского университета (КНР), «Китай: подходы и особенности экономических преобразований», http://chinapro.ru/economy/2/
  2. Институт Дальнего Востока РАН, «Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура», Москва, 2007 г.
  3. А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г.
  4. С.Дружинин, «Китай штампует автомобильные новинки», http://www.chinapro.ru/rubrics/1/915/
  5. И.Чуприн, «Китай в январе вышел на первое место в мире по объему автопродаж», http://www.rian.ru/economy/20090206/161118008.html
7.1    Малое предпринимательство Китая, http://www.giac.ru/
  1. Василий Михеев, Институт Дальнего Востока РАН , «Китай: опыт стратегии “сфокусированного” развития, http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=861&ids=61
  2. ЧЖОУ СИНЬЧЭН, директор Института Восточной Европы и Средней Азии Народного университета Китая (Пекин), «Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи», http://rusref.nm.ru/indexpub17.htm
  3. Регионы Китая, http://www.china.org.cn/russian/75042.htm
10.1 Дин Жуджунь, Ковалев М.М., http://www.economy.bsu.by/library/Дин%20Жуджунь/Жуджунь_Ковалев_Путь_к_рыночной_экономике.pdf
  1. А.Н.Анисимов, «ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ» , http://www.netda.ru/belka/economy/aspec/raspad11$.htm
  2. Б.Б.Рубцов, Финансовый рынок КНР, www.mirkin.ru/_docs/finsistema_kitai.pdf
  3. Общие активы финансовых организаций банковского сектора Китая превысил 60 трлн. юаней, http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=168197&col_no=328
  4. Банковская сфера Китая в целом остается здоровой, http://big5.xinhuanet.com
  5. Money and Credit Recorded Rational Growth and Financial System Performed Stably,  People's Bank of China, http://www.pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1245
  6. RMB Loans Recorded Large Increase in January,  People's Bank of China, http://www.pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1265
  7. Обнародована стратегия развития энергетики Китая, http://www.minatom.ru/News/Main/view?id=30663&idChannel=343
  8. Eva Cheng, Public sector less than 40% of economy CHINA, http://www.greenleft.org.au/2007/734/38026
  9.  Министерство коммерции КНР, Среднегодовой рост объема прибыли центральных предприятий Китая составлял 150 млрд. юаней, http://russia.mofcom.gov.cn/aarticle/counselorsreport/200808/20080805719460.html
  10.  «Китай становится ведущим научным центром мира», http://www.svobodanews.ru/Article/2006/12/11/20061211140926833.html
  11. Тед Фишмен, «КИТАЙ, INC.Восход сверхмощного глобального конкурента», Москва, ЭКСМО, 2007 г.

«В Беларуси скрытая гражданская война»

Юрий Баранчик - белорусский политолог, руководитель информационно-аналитического портала «Империя», руководитель оргкомитета движения «За Союз Беларуси и России». Он рассказал kontrakty.ua о том, кто стоит за белорусским кризисом, сможет ли Лукашенко остаться у власти, и...

Сайт создан в системе uCoz