ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 8-9, 2015
©2015
59
Ольга Бессонова
доктор социологических наук,
ведущий научный сотрудник Института экономики и
организации промышленного производства СО РАН
(e-mail: beol@ngs.ru)
ИНТЕГРАЛЬНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
ПАРАДИГМА - КЛЮЧ К РОССИЙСКОЙ МАТРИЦЕ
В статье раскрывается трехуровневая структура интегрально-институциональной пара¬
дигмы, которая является новым инструментом анализа исторического пути российского
общества и его современного состояния. В новой парадигме происходит смена интеллек¬
туальных координат: рынок и раздаток (нерыночные экономики) рассматриваются как
универсальные механизмы развития, равнозначные и взаимно необходимые. Главный
результат парадигмы - это обоснование возможности их синтеза для перехода России к
социальному порядку открытого доступа.
Ключевые слова: интегрально-институциональная парадигма, социальный порядок
открытого доступа, российская матрица, рынок, раздаток.
В дискуссиях о перспективах современного общества часто используется
образное выражение «российская матрица». Интегрально-институцио-
нальная парадигма переводит эту категорию из метафорического смысла
в научный дискурс. На ее основе в данной статье показано, что россий¬
ская матрица определяется природой раздаточного институционального
ядра, сформированного под влиянием совокупности цивилизационных
факторов, таких как географическое евразийство, русский многонацио¬
нальный суперэтнос, диспропорции ресурсного богатства территорий
и их заселенности. Суть российской матрицы состоит в использовании
институциональных механизмов «сдач-раздач» для выживания социума в
жесткой природно-ресурсной среде, закрепленных в отношениях власти
с народом через механизм административных жалоб и в ценностных ори¬
ентирах большинства населения на служение сильному государству.
Существование российской матрицы объясняет характер регулярного
воспроизводства базовых институтов раздатка в разных исторических
формах. Принципиальный результат новой парадигмы состоит в том, что
несмотря на уникальность цивилизационных факторов, задающих тра¬
екторию развития России по формуле «раздаток - квазирынок - новый
раздаток», в масштабе формаций и социальных порядков российская
матрица подчиняется закономерностям общих институциональных
процессов. Именно поэтому объяснить логику развития и увидеть пер¬
спективы российской матрицы можно только на новом парадигмальном
уровне - с позиции глобальных этапов институциональной эволюции.
Интегрально-институциональная парадигма: метод, источники,
структура. Марксистская платформа социалистической идеологии,
на которой был построен Советский Союз, отрицала частную соб¬
ственность и рыночную экономику. Современный теоретический
«мейнстрим» базируется на абсолютизации рынка и частной собствен¬
ности, более того, утверждается, что все нерыночные институты по
своей сути архаично-традиционные и должны быть преобразованы в
рыночные. В новой интегрально-институциональной парадигме изменя¬
ются исходные постулаты на основе современных институциональных
и антропологических исследований.
Центральная идея интегрально-институциональной парадигмы
состоит в том, что рынок и раздаток - универсальные способы эконо¬
мической организации, которые выработала мировая цивилизация в
длительном процессе своей эволюции. Рынок и раздаток образуют своего
рода социально-экономическую спираль «ДНК», заимствуя друг у друга
формы, дополняя и компенсируя в стабильные фазы, меняясь доминант¬
ными ролями в кризисы и трансформации. Рыночные и раздаточные
способы координации зародились в древности, прошли циклический
путь развития, в рамках которого вырабатывались их формы, соотне¬
сенные с технологическими укладами и характером окружающей среды.
Рыночные и раздаточные экономики содержат в себе как механизмы
эффективного динамического саморазвития, так и «узкие места», кото¬
рые при определенных обстоятельствах могут спровоцировать кризисы и
даже разрушение экономической системы.
В рамках интегрально-институциональной парадигмы, которая подго¬
товлена всем ходом развития общественных наук1, дается новая трактовка
социально-экономической эволюции в контексте формирования социаль¬
ных порядков. Такие подходы как формационный и цивилизационный
сыграли большую роль в ее конструировании. Цементирующей основой
при этом является методология институционализма, причем как социоло¬
гического, так и экономического направления.
1 Буайе Р., Бруссо Э., Кайе А., Фавро О. К созданию институциональной политической эко¬
номии // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 17-25.
Институциональный подход, предметом которого являются институты
и институциональные изменения, имеет по самой грубой классификации
два направления - старый и новый институционализм. Если «старый»
институционализм понимает институты как глубинные практики - «спо¬
собы бытия», то «новый» - рассматривает институты как правила игры,
т.е. как внешнюю среду и правила, в которых разворачивается взаи¬
модействие. На самом деле «старые» и «новые» институционалисты
не противоречат друг другу, а лишь концентрируются на разных уров¬
нях социальной реальности. В новой парадигме институциональная
конфигурация имеет трехуровневую структуру и осуществляется после¬
довательная операционализация раздаточных и рыночных экономик от
институциональных архетипов к формам базовых институтов.
Цивилизационный подход в его современном виде, несмотря на мно¬
жественность толкований термина цивилизация, оставляет за кадром
хозяйственную жизнь общества и как бы парит над экономической
практикой в культурных, религиозных и ценностных эмпириях. Про¬
блемой цивилизационного подхода является критерий для выделения
цивилизаций и агрегация государств по цивилизациям. В новой пара¬
дигме цивилизационная матрица, а не цивилизация, становится объектом
исследования, и ее устройство позволяет понять характер ограничений на
выбор направления развития.
Классический формационный подход занимался выявлением универ¬
сальных этапов в развитии человечества, однако фактически основывался
на западном опыте. Выделенные формации в своей основе базируются на
частнособственнических отношениях в разной стадии развития. Восток
выведен в формат азиатского способа производства, неизменного на
протяжении всей эволюции. Новая парадигма пересматривает критерии
выделения формаций как периоды длительного и устойчивого существо¬
вания исторически определенных форм базовых институтов рыночного
или раздаточного типа.
Интегрально-институциональная парадигма построена на холисти¬
ческом (целостном) восприятии социальной реальности и матричной
методологии. Закономерности в ней понимаются как наличие эволюци¬
онной программы развития с широкими возможностями субъектов по
качественной ее реализации, а не как неотвратимая данность, регламен¬
тирующая общественный процесс и блокирующая свободу воли. Отличия
интегрально-институциональной парадигмы от традиционной представ¬
лены в табл. 1.
Таблица 1
Черты парадигм |
Традиционная парадигма |
Новая парадигма |
представление о социальной |
фрагментарность, разделен- |
целостное, интегральное |
восприятие общества | ||
соотношение истории и |
разделенность истории и |
история как жизненный |
соотношение локального и |
разделенность глобального |
локальное - органическая |
соотношение объективного |
противопоставление объ¬ |
активно-деятельностный |
представление о закономер¬ |
неотвратимая данность, |
наличие эволюционной |
базовая методология |
системная методология: |
матричная методоло¬ |
Современная «матричная» методология ориентирует на выявление
устойчивых процессов и базовых, исторически повторяющихся, моделей
развития. В самом общем смысле, матрица - это система с эндогенной
программой по ее воспроизводству (рис. 1).
Сравнение новой «интегрально-институциональной»
и традиционной парадигмы цивилизационного развития
Новая парадигма, согласно Т. Куну, является «новым способом упо¬
рядочивания данных, поэтому изменение парадигмы означает изменение
трактовки того же самого набора данных, который был и раньше, но
выстроенный в новую систему связей друг с другом, изменяя всю схе¬
му».1 Интегрально-институциональная парадигма базируется на синтезе
цивилизационного, формационного и институционального подходов. Это
означает, что в связи с постулатом о равнозначности рынка и раздатка как
универсальных механизмов, некоторые категории этих подходов сохра¬
няются, но наполняются новым качеством, а некоторые - существенно
видоизменяются, при этом увязываются между собой в единый научный
язык, в результате чего создается целостная картина мира (табл. 2).
Рис. 1. Матричная методология новой парадигмы
Таблица 2
Трехуровневая структура социальной реальности
№ |
Уровень реальности |
Институциональная кон¬ |
Структура объекта |
1 |
Глобальная цивилизаци¬ |
институциональный архетип |
глобальные сферы |
2 |
Локальная цивилизацион¬ |
институциональное ядро |
реальные среды |
3 |
Государство |
институциональная матрица |
социальные подсистемы |
Концептуальная рамка новой парадигмы заключается в том, что общие
закономерности и универсальные этапы эволюции определяются на
уровне глобальной цивилизационной матрицы. Каждое государство при
этом имеет собственную локальную цивилизационную матрицу, в рамках
которой определяется национальная специфика прохождения общих
этапов развития. На уровне государства разнообразие форм базовых
институтов фиксируется в институциональной матрице. Рассмотрение
социальной реальности на всех трех уровнях позволяет ответить на акту¬
альный теоретический вопрос о «предопределенности», т.е. границах
возможных социальных изменений в зависимости от предшествующего
пути развития.
Глобальный уровень: рынок и раздаток как архетипы. Под гло¬
бальной цивилизационной матрицей понимается саморазвивающаяся и
самовоспроизводящаяся система выживания человечества. Центральный
элемент глобальной матрицы - институциональный архетип, он увязы¬
вает в единое органичное целое глобальные сферы, к которым относятся
биосфера, этносфера, техносфера и ноосфера.
Институциональный архетип (от греческого «арх» - начало, «типос»
- образец) имеет дуальную природу и состоит из двух типов коорди¬
нации, с одной стороны - рынок, с другой стороны - раздаток. Эти две
стороны одного архетипа представляют собой универсальные модели
взаимодействия. Они равноценны и никогда не существуют друг без
друга. Дуальность архетипа выражается в том, что когда одна сторона
доминирует, другая сторона архетипа играет лишь компенсаторную,
вспомогательную роль. Несмотря на нераздельное сосуществование и
стремление к гармонизации, рынок и раздаток противопоставлены друг
другу как конкуренты за координацию любого вида деятельности.
Для выживания человечества необходимо, чтобы одновременно вос¬
производился каждый отдельный человек и все общество в целом. Все
совершаемые действия можно классифицировать как «получение»
- направленные на себя, и как «отдачу» - направленные от себя на поддер¬
жание общества. Баланс «получений» и «отдач» представляет латентный,
эмпирически не верифицируемый, механизм воспроизводства жизни на
Земле. Для его поддержания экономические отношения между людьми
организованы одновременно по типу рынка и по типу раздатка. Модель
раздатка включает отношения сдач-раздач, общественно-служебную соб¬
ственность и административные жалобы в виде обратной связи, а модель
рынка - это отношения купли-продажи, частная собственность и прибыль
как сигнальный институт.
В рынке «получение» превалирует над «отдачей», в нем личная моти¬
вация прибыли обеспечивает реализацию общественных потребностей. В
раздатке - мотивация служения обеспечивает доминирование отношений
«отдач» над «получениями». Оба типа экономик всегда существовали
вместе, дополняли или временно замещали друг друга на разных отрез¬
ках времени. Рынок и раздаток - два базовых механизма координации,
над которыми человечество неустанно работает, изобретая новые формы.
Правильное соотношение рыночных и раздаточных отношений на
глобальном уровне обеспечивает баланс «отдач» и «получений», а, сле-
довательно, процесс выживания и развития общества. Если соотношение
неравновесное, то возникает либо дефицит экономической свободы и
частной инициативы, обеспечиваемых рынком, либо отсутствие необхо¬
димого уровня социальной справедливости, обеспечиваемой раздатком.
В случаях резкого нарушения баланса «отдач-получений» в обществе
происходят революции либо рыночного буржуазного, либо раздаточного
социалистического типа. Возникают новые религии и идеологии, с ори¬
ентацией либо на индивидуальном (протестантизм, либерализм), либо на
коллективном (православие, социализм). Однако только вместе институты
рынка и раздатка представляют то противоречивое единство, которое и
заставляет человечество двигаться вперед. Движение это циклическое,
и за ним скрыта определенная логика эволюционного развития, кото¬
рая базируется на регулярной переоценке и преобразовании устаревших
форм рынка и раздатка.
Необходимость баланса «отдач» и «получений» закодирована, напри¬
мер, в христианской доктрине в виде формулы: «возлюби ближнего (от
себя) как (баланс) самого себя (к себе)». Несмотря на жесткие ограниче¬
ния цивилизационных матриц роль личности определяющая, поскольку в
ней заложен механизм познания и развития - «бытие определяет сознание,
но осознание изменяет бытие». «Пассионарные» личности улавливают
раньше других дисбалансы между экономической свободой и социальной
справедливостью, угрожающие выживанию, и возглавляют обществен¬
ные движения по коррекции социального механизма. Потому поиск
равновесия между рынком и раздатком в постоянной борьбе сторонни¬
ков их развития и является механизмом перехода от одной эволюционной
ступени к другой.
Макроуровень: рынок и раздаток как институциональные ядра.
Локальные цивилизационные матрицы формируются в реальных средах,
они обособлены и самодостаточны. Центральным элементом таких
матриц является институциональное ядро, увязывающее в единую
систему четыре локальные реальные среды: природно-климатиче¬
скую, национально-демографическую, материально-технологическую и
культурно-религиозную.
Институциональный архетип глобальной цивилизационной матрицы
на локальном уровне воплощается в институциональные ядра, которые
состоят из базовых и компенсаторных институтов, а также формацион¬
ного элемента (табл.З).
В раздаточной экономике базовым является институт обществен¬
но-служебной собственности. Государство, являясь владельцем основных
ресурсов, распоряжается ими и несет ответственность за их использова¬
ние. Оно раздает и закрепляет части собственности за хозяйствующими
субъектами. При этом центральные ведомства определяют соответ¬
ствующие правила, нормы и процедуры ее использования, объем сдачи
продукции и услуг.
Таблица 3
Структура институционального ядра
Базовые элементы инсти¬ |
Рыночный тип |
Раздаточный тип |
институты обмена |
продажа |
сдача |
купля |
раздача | |
институт собственности |
частная собственность |
общественно-служебная собственность |
сигнальный институт |
прибыль |
административные жалобы |
компенсаторный институт |
институт государственного |
институт рыночной тор¬ |
формационный элемент |
частный труд |
служебный труд |
Частная собственность представляет собой закрепление прав на вла¬
дение отдельных лиц или организаций, использующих собственность
в соответствии со своими интересами. При частной собственности вза¬
имодействия между хозяйствующими субъектами осуществляются
самостоятельно и регулируются законами рынка. В рыночной экономике
соответствие спроса и предложения обеспечивается механизмами конку¬
ренции и контрактной (договорной) моделью.
Саморегуляция экономической системы любого типа и ее коррек¬
ция осуществляется на основе сигнальной системы. Основным видом
сигналов в рыночной экономике служит прибыль. Если большинство
организаций стабильно работают с прибылью, то рыночная экономика
находится в состоянии устойчивого развития. Если же организации в мас¬
совом масштабе не зарабатывают прибыли и разоряются, то в рыночной
экономике наступает кризис. В раздаточной экономике основным видом
сигналов являются административные жалобы. Такие жалобы пред¬
ставляют собой указания на нарушения в функционировании отраслей
экономической системы. На государственном уровне определяются пра¬
вила подачи жалоб и норматив времени для реагирования по жалобе на
всех уровнях иерархии.
Формационный элемент по своей сути это модель трудовых отно¬
шений, которая придает базовым институтам определенную форму на
конкретном историческом этапе. Для рыночных ядер - это модели част¬
ного труда как труд на частное лицо или фирму; для раздаточных ядер
- модели служебного труда как труд на государство в том или ином виде.
Если при частном труде работник управляется менеджером компании или
собственно ее владельцем, то в случае служебного труда управление осу¬
ществляется по правилам и нормативам, единым для всего хозяйства.
Рис. 2. Рыночно-раздаточная эволюция и формационные ступени
Начальная формация базируется на рабской модели труда (рис.2). В
рыночной начальной формации рабский труд носит частный характер, так
как рабы принадлежат частным лицам и сами являются объектом част¬
ной собственности; общины функционируют в соответствии с законами
частной собственности со всеми правами распоряжения и наследованием
наделов. В раздаточной начальной формации община имеет обществен-
но-служебный характер, земельные наделы не находятся в собственности
ее членов и во многих случаях подлежат перераспределению. В раздаточ¬
ных начальных формациях работники являются подданными государства
и рабами этого государства («поголовное рабство»), т.е. рабство носит
служебный характер. Служебное рабство - это такая модель трудовых
отношений, при которой работник не принадлежит никакому частному
лицу и в этом смысле он является лично свободным. Однако он подвер-
жен жесткой регламентации своей жизнедеятельности со стороны
государства, которое предписывает ему обязательное трудовое участие
в выполнении нормативных производственных заданий, устанавливает
сферу деятельности, закрепляет за местом проживания и существенно
ограничивает его имущественные отношения.
В основе срединной формации лежит крепостная модель трудовых
отношений. В рыночной срединной формации земельные владения
являются частной собственностью, т.е. подлежат отчуждению (купле-про-
даже, дарению) и наследованию по завещанию. При этом крепостные
крестьяне находятся в частной собственности землевладельцев (феода¬
лов). Мануфактуры функционируют на основе частной собственности. В
раздаточной срединной формации поместная (вотчинная) земля является
объектом управления государственных органов, так как по сути своей
носит общественно-служебный характер. Она не может быть отчуждена
без разрешения соответствующих ведомств и наследуется по правилам,
регламентируемым государством. Крепостное право также имеет слу¬
жебную природу: крестьяне прикреплены прежде всего к земле, а не к
владельцу. Мануфактуры являются объектом служебной собственности,
даже при управлении частными лицами. Ведомства выделяют землю
для их размещения, наделяют мануфактуры необходимыми ресурсами,
прикрепляют рабочую силу в форме крепостной зависимости к месту
службы, устанавливают цены на выпускаемую продукцию и определяют
объем сдаваемых государству мануфактурных изделий.
Зрелая формация сформирована на наемной трудовой модели. В ее
рыночной модификации фабрики и агрофирмы функционируют на праве
частной собственности и на частном наемном труде. Раздаточная зрелая
формация также построена на индустриальных технологиях, как и рыноч¬
ная, но фабрики и заводы основаны на государственной собственности и
наемном труде служебного типа. В сельском хозяйстве организации также
функционируют под патронажем государственных органов управления.
Фирмы в рыночной зрелой формации работают на рынок и ориентируются
на рыночную конъюнктуру. Организации раздаточной зрелой формации
работают по плану и под руководством министерств и ведомств.
Интегральная формация реализуется на контрактной модели трудо¬
вых отношений, в рамках которой сосуществуют механизмы рыночных
и раздаточных форм. Если наемная модель подразумевает использова¬
ние труда работника согласно штатным расписаниям и должностным
инструкциям с повременной или сдельной оплатой труда, то контрактная
модель предполагает заключение персональных контрактов, в которых
детально прописываются обязательства сторон и учитываются особенно¬
сти профессиональной деятельности. «Контракт является путеводителем
при сомнениях относительно путей дальнейшего развития рабочих отно¬
шений и выступает в роли последней инстанции, куда можно обратиться,
когда эти отношения перестают фактически работать»2.
Основное значение юридического контракта состоит в обеспечении:
- рамок почти для каждого типа групповой организации и почти для
каждого типа эпизодической или перманентной связи между индивидами
и группами;
- рамок, хорошо приспосабливаемых к изменениям в условиях реа¬
лизации контракта;
- рамок, которые никогда точно не определяют реальные рабочие
отношения, но которые дают возможность установить примерные ориен¬
тиры для упорядочивания колебаний этих отношений3.
Пластичные рамки контрактной модели, в противовес жестким прави¬
лам штатных расписаний, не учитывающих индивидуальные возможности
и потому не создающих эффективную мотивацию, обеспечивают новое
качество в трудовых отношениях, что соответствует информационному
технологическому этапу развития.
Уровень социальной реальности: рыночные и раздаточные эконо¬
мики. В интегрально-институциональной парадигме под государством
понимается практическая реализация локальной цивилизационной
матрицы, воспроизводящей общественную систему, регулируемую инсти¬
туциональной матрицей экономик рыночного или раздаточного типа.
Рынок и раздаток зародились в глубокой древности как два объективно
необходимых механизма выживания человечества (рис.3). Раздаток орга¬
низовывал хозяйственную жизнь общин, обеспечивая приспособление
к природной среде, а рынок формировал экономические связи между
общинами. Раздаток возникал как реакция на неопределенность влияния
внешней среды, в рамках которой затраты и результаты экономической
деятельности не находились в однозначном соответствии4.
Нормы распределения ресурсов и согласования взаимодействий
внутри общины отлаживались веками, пока не вызрели в устойчивые
институциональные формы раздатка. Затем обезличенные институты
раздатка (впервые около 4000 лет назад) были перенесены на высший,
надобщинный уровень, на котором сформировались государственные
образования (царства, княжества, империи), координирующие деятель¬
ность большого числа общин.
Рис. 3. Циклическая эволюция на основе моделей
рынка и раздатка
Примечание. Треугольник обозначает модель раздатка, квадрат - модель рынка. Раз¬
меры треугольников и квадратов означают развитие и расширение моделей рынка и
раздатка. Жирная волнистая линия означает институциональный цикл, в котором есть
стабильная фаза («гора») и период кризиса и трансформаций («котлован»). Фигура
(треугольник или квадрат) над линией, означает, какая модель внедрялась во времена
трансформаций, а под линией - какая была базовая модель. Треугольники в первом блоке,
связанные стрелками, обозначают общинные раздатки, состоящие в обменных отно¬
шениях между собой.
В эпоху выживания экономика раздатка проявлялась в двух видах
- на базе родовых общин, а затем в рамках империй, соединяющих
общины для реализации масштабных работ под руководством цен¬
трализованной власти. В кризисные периоды империи вводили и
развивали квазирыночные институты. Исторически рынок был рожден
самим раздатком для решения внутренних проблем и существовал
продолжительное время только в недрах вертикально-интегрирован-
ного раздатка древних империй5.
Во времена Древнего Рима выделились два типа экономических
систем, в которых доминантой выступала либо частная собственность,
либо служебная собственность. Разделение на рыночную и раздаточную
экономику произошло в связи с различиями в устойчивости территори-
ально-служебных империй Востока и колониальных империй Запада.
Государства Востока раздавали завоеванные территории в служебную
собственность и включали их в свой состав. Государства Запада форми¬
ровали колонии вдали от своих территорий и закрепляли захваченные
земли в частную собственность.
Каждый институциональный цикл в зависимости от состояния форма¬
ционного элемента представляет собой смену четырех фаз (рис.4).
Рис. 4. Фазы институционального цикла
Институциональный цикл начинается с перинатальной фазы («наталь¬
ная» - рождение, «пери» - около), в рамках которой происходит внедрение
нового по отношению к предыдущему институциональному циклу фор-
мационного элемента. Институциональное ядро в этой фазе обновляется,
базовые институты заново оформляются благодаря найденному формаци¬
онному элементу. Принимаются законодательные документы (судебники,
уложения, конституции, декларации) и устанавливаются новые правила,
а вместе с ними и новая институциональная матрица. В перинатальной
фазе осуществляется типовой исторический сюжет под названием реэ¬
волюция. Это бурный, иногда длительный период по реорганизации
собственности, политических революций, выстраивания новых социаль¬
ных отношений на весь последующий цикл развития.
В следующей, структурированной фазе соответствующая трудовая
модель становится основой функционирования экономики на данном исто¬
рическом этапе. Институциональное ядро принимает устойчивые формы,
которые способны продержаться целые столетия. Они кодифицируются
и упорядочиваются в институциональной матрице. В структурированной
фазе разворачивается собственно формационный сюжет.
В фазе институционального исчерпания формационный элемент уста¬
ревает в связи с изменениями в локальных реальных средах и уже не
обеспечивает эффективное функционирование экономической системы.
Компенсаторные институты начинают активно проявляться в стихий¬
ных, нелегитимных формах. Институциональная матрица «отрывается»
от реально происходящих экономических процессов. В фазе институ¬
ционального исчерпания происходит реформация, т.е. эпоха реформ
по совершенствованию устаревшего формационного элемента. Много¬
численные реформаторские попытки приводят к осознанию полной его
непригодности для дальнейшего использования.
В фазе институциональных трансформаций осуществляется поиск
нового формационного элемента. Доминирующими в этой фазе ста¬
новятся компенсаторные институты, которые обеспечивают базовым
институтам необходимую область свободы для подбора эффективной
трудовой модели. Институциональная матрица отвергается, вырабатыва¬
ются новые правила. Таким образом, в этой фазе происходит временное
изменение природы институционального ядра: разворачивается институ¬
циональная среда, архетипически противоположная предыдущим фазам,
в рамках которой и происходит трансформация базовых институтов.
В эволюционном механизме развития институтов рынка и раздатка
заложено использование противоположного архетипа по принципу «доми¬
нантности - компенсаторности» и даже полное замещение их друг другом
в кризисной фазе. После Великой депрессии в США 1930-х гг. рыночная
экономика стала активно заимствовать институты раздатка из советской
экономики, приспосабливая их к рыночной среде. И уже к 1960-м гг. на
Западе многие государства стали социальными, т.е. была построена
экономическая система, опирающаяся на интеграцию базовых рыночных
институтов и компенсаторных раздаточных механизмов в форме широко¬
масштабных социальных программ, общественных секторов, бюджетной
поддержки низкорентабельных отраслей, государственных инвестиций в
инфраструктуру и инновационные технологии.
Раздаточные отношения в рыночной экономике - это финансовые
гарантии для функционирования пенсионной системы, пособия по безра¬
ботице, система социальной защиты, а также государственная поддержка
малого и среднего бизнеса. Всё это прямые раздачи для бедного большин¬
ства в разных видах и формах, как пассивных - посредством пособий и
соцзащиты, так и активных - через субсидии малому и среднему бизнесу.
Но главное - это ипотечные жилищные программы, которые сделали
собственниками большинство населения, изменив жилищную стратегию
от частного найма к собственному жилью. Посредством раздаточных
отношений значительная доля населения получила от государства либо
пособия, либо дешёвую ипотеку, а значит, право собственности на недви¬
жимость или на свой мелкий бизнес.
Именно этот период развития рыночной экономики был назван Д.
Нортом социальным порядком открытого доступа, в нем «... граждане
разделяют системы убеждений, которые акцентируют равенство, совмест¬
ный доступ и всеобщее включение. Чтобы поддержать эти убеждения,
все порядки открытого доступа используют институты и проводят поли¬
тику, позволяющие распределить выгоды и понизить индивидуальные
риски участия в рыночной деятельности, которые включают всеобщее
образование, набор программ социального страхования, а также обшир¬
ную инфраструктуру и общественные блага. Более того, поскольку эти
программы широко распределяют выгоды рыночной экономики допол¬
няющим рынки способом, они способствуют снижению потребности
граждан в таком перераспределении, которое способно нанести вред
экономике»6.
Активное интегрирование институтов раздатка, во многом заим¬
ствованных из советской практики, происходило с целью минимизации
«провалов» рынка и создания социальных государств за счет системы
общественных благ, перераспределяющих выгоды от рыночной эконо¬
мики между разными социальными слоями. Институты и механизмы
раздатка имплантированные в рыночную среду, снижали возможный уро¬
вень агрессии и насилия со стороны малоимущих групп. Это привело к
формированию «рыночно-раздаточной» институциональной матрицы
порядка открытого доступа и качественному видоизменению идеоло¬
гии рыночной экономики, которая ориентируется уже не только на
«личный успех», но и на обеспечение равных шансов развития для всех
социальных групп.
Если соотнести теорию социальных порядков доступа к общественным
благам Д. Норта и рыночно-раздаточную эволюцию, то можно выделить
три крупных вехи в эволюции государства:
- протогосударство, или порядок закрытого доступа, в котором
индивиды связаны родственными узами и подчиняются вождям;
- монасударство, или порядок ограниченного доступа, в рамках
которого доминируют принципы авторитаризма, наследования престола,
диктата властных органов по отношению к подданным, отсутствие всеоб¬
щих гражданских прав и свобод;
- демосударство, или порядок открытого доступа, который выстра¬
ивается на принципах разделения властей, выборности политических
органов и общественном контроле над управляющими, наличии граждан¬
ских прав и свобод.
В основе демосударства лежит новый тип экономической системы на
информационных технологиях. Поэтому «в процессе перехода к новому
типу хозяйства государство должно играть абсолютно ведущую роль в
формировании прав собственности. При этом общества могут выбирать
из целого ряда сочетания рынков и действий государства, поскольку
адекватный уровень функционирования экономики может быть достиг¬
нут на основе множества таких сочетаний»1. Таким образом, в экономике
демосударства, основанной на знаниях, движущей силой инновационных
процессов является целенаправленная государственная политика: госу¬
дарство принимает активное участие в формировании всех элементов
национальных инновационных систем, посредством создания институ¬
циональных условий для развития научно-технической сферы, а также
введения льгот и преференций для частного сектора, инвестирующего в
развитие науки и широко использующего инновации.
Главное различие между двумя последними эпохами - сакральный
характер власти сменяется на отношение к власти как к работе высшего
управленческого персонала. Если в монасударстве правитель - наместник
Всевышнего на Земле (монарх) или носитель Высших идеалов (диктатор),
то в демосударстве руководитель государства - служащий верхнего звена
управления, контролируемый общественными институтами (табл.4).
Таблица 4
Сравнительные характеристики монасударства и демосударства
Характеристики |
Монасударство |
Демосударство |
механизм передачи власти |
по наследству и бессрочно |
выборность на определен¬ |
идейные основания власти |
религия или государствен¬ |
отсутствие государственной |
соотношение власти и |
власть освящена церковью |
секуляризация, церковь |
права граждан |
отсутствие равноправия, |
всеобщее избирательное |
свободы |
отсутствие или ограничения |
свобода слова, печати, |
отношение власти к народу |
подданные, управляемые |
свободные и равноправ¬ |
судебная система |
суды зависимы от власти |
независимые суды |
Анализ исторического процесса свидетельствует, что современный
демократический механизм со всеобщим избирательным правом и мно¬
гопартийной системой появился именно в связи с синтезом рыночных
и раздаточных институтов, поскольку это позволило отменить избира¬
тельные цензы. «Институт гражданства в западных странах зародился в
XVIII веке, однако в то время ограничивался правами, обеспечивающими
защиту граждан от произвола государственной власти. В следующем
столетии, когда доступ к избирательному праву был расширен, эти граж¬
данские права послужили основой для обретения политических прав. Это,
в свою очередь, способствовало развитию в XX веке социальных прав,
когда граждане начали использовать избирательное право для защиты
от стихии рыночных сил путем более интенсивного государственного
регулирования»1. При этом в западных странах были выработаны разные
демократические модели, интегрирующие монархические институты, с
тем, чтобы придать политическим режимам устойчивость и преемствен¬
ность. Демократия в социальном порядке открытого доступа к ресурсам
и общественным благам - не свойство рыночной экономики как таковой,
а следствие интеграции раздаточных институтов в экономику рыночных
стран, осуществивших за счет этого переход к социальному государству.
Субъекты и механизмы изменений. Переход от начальной форма¬
ции к срединной, а затем и к зрелой происходил за счет изменений в
локальных реальных средах, напрямую связанных со сменой в техноло¬
гиях. Он характерен для всех цивилизационных матриц, независимо от
типа их ядер - рыночного или раздаточного. Накопленные изменения в
глобальных сферах приводят к необходимости перехода на четвертую
ступень эволюции - от монасударства к демосударству. Это связано с
распространением информационных технологий, с осознанием воз¬
можности экологического коллапса и возникновением нового типа
социальных отношений в виде глобальных сетевых и виртуальных форм.
Такие условия кардинально изменяют тип работника, который может и
должен самостоятельно принимать решения в рамках отведенных ему
полномочий, а не находиться под принуждением или быть скованным
толщей инструкций.
Если смена трудовых моделей имеет объективный характер и
связана с технологическими изменениями, то не столь очевидна неиз¬
бежность перехода от монасударства к демосударству. Дело в том, что
монасударства в первых трех формациях объединяются по признаку
принуждения. Все они построены на принудительной основе, соответ¬
ственно и форма устройства государства - авторитарная власть с опорой
на класс собственников в рыночных экономиках и на класс управлен¬
цев (номенклатуру) в раздаточных экономиках. Но контрактный труд и
монасударство не совместимы из-за тех ограничений, которые накла¬
дываются на свободу и права личности. И в тех странах, в которых
начинает доминировать контрактная модель, видоизменяется цивилиза¬
ционная форма государства.
Процесс перехода от монасударства - порядка ограниченного доступа к
демосударству - порядку открытого доступа означает новую эпоху в раз¬
витии человечества - эпоху интеграции на базе сочетаний рыночных и
раздаточных форм, способных создать условия для одновременной реали¬
зации принципов экономической свободы и социальной справедливости.
Интегральная формация привносит новое качество в развитие цивилиза¬
ционных матриц, поскольку строится на принципах эффективного синтеза
рыночных и раздаточных институтов в экономике, демосударстве - источ¬
нике гражданских прав и свобод в политике, и интегральнохолистической
картине мира (табл.5).
Прогноз Питирима Сорокина воспринимался современниками как уто¬
пический, однако в настоящее время, когда возник социальный порядок
открытого доступа, в котором уже синтезируются рыночные и раздаточ¬
ные механизмы, этот прогноз обретает реальную почву: «доминирующим
типом возникающего общества и культуры не будет, вероятно, ни капи¬
талистический, ни коммунистический, а тип sui generis, который мы
обозначим как интегральный тип. Он должен включать в себя большин¬
ство позитивных ценностей и быть свободным от серьезных дефектов
каждого типа1».
Главная черта интегральной формации заключается в деидеологизации
рыночных и раздаточных способов координации человеческой деятель¬
ности, в признании их равноценности и равноправности в эволюционном
развитии. Только экономическая рациональность, а не идеологическое
противостояние, диктует обществу использование рыночных или разда¬
точных отношений.
Таблица 5
Этапы эволюционного развития
Структурные элементы |
1 |
2 |
3 |
4 |
формация |
начальная |
срединная |
зрелая |
интегральная |
трудовая модель |
рабство |
крепостное право |
наемный труд |
контракт |
архетип |
синкретизм |
размежевание |
идеологическое |
синтез рынка и |
биосфера |
человек - часть |
хозяйственное освоение |
покорение при¬ |
гармонизация |
этносфера |
племена, общины |
имперское |
многонаци¬ |
многонаци¬ |
ноосфера |
магическая и |
религиозная |
рационалисти¬ |
интегральная |
техносфера |
аграрно-ремес¬ |
аграрно-ману- |
Индустриаль¬ |
постиндустри¬ |
Таким образом, в интегрально-институциональной парадигме корен¬
ным образом меняется взгляд на дилемму «Запад-Восток» и проблему
выбора пути для России7. Существует общая эволюционная программа
перехода к социальному порядку с матрицей открытого доступа как маги¬
стральному пути для всего человечества, независимо от доминирующего
архетипа в предшествующем развитии - рыночного или раздаточного.
Это развитие - циклическое, с фазами взлетов и кризисов, ускорений и
стагнаций. Каждая страна реализует эту программу в своих националь¬
ных формах и в своем историческом темпе. В предложенной парадигме
исчезает противопоставление «рыночно-демократического» Запада с
«нерыночно-авторитарным» Востоком - двумя параллельными траек¬
ториями, как принято считать в рамках традиционной парадигмы8, и
открывается возможность перехода к социальному порядку открытого
доступа для России.
Рынок и раздаток в российской матрице: от конфронтации к
интеграции. Многие западные авторы, анализируя причины «блоки¬
ровки перехода» к рынку и «отторжения трансплантата» в виде частной
собственности, приходят к феномену российской культуры, ограни¬
чивающей рыночное развитие в России. Если под культурой понимать
исторически сформированные институциональные механизмы выжи¬
вания социума в определенной природно-технологической среде,
закрепленные в стереотипах поведения и ценностных ориентирах насе¬
ления, то можно поддержать этот тезис и развить его в терминах теории
раздаточной экономики. Действительно, Россия - страна, зародившаяся
и развивающаяся на основе экономики раздатка, что позволяет ей прео¬
долевать внутренние проблемы и внешние вызовы на основе механизмов
«сдач-раздач», а не «купли-продажи» как в рыночных экономиках1.
Российская матрица в своем развитии прошла три институциональных
цикла с раздаточными структурированными фазами и квазирыночными
трансформациями (рис. 5).
Рис. 5. Циклы российской матрицы
на основе экономики раздатка
Если сфокусировать институциональный анализ на экономике раз¬
датка, то становится очевидной логичность всего хода исторического
развития России, в основе которого лежит освоение российским наро¬
дом некомфортных для проживания территорий с помощью раздаточных
форм хозяйства. В этом процессе необходимую роль играют рыночные
институты, подстраховывая раздаток в основные периоды и временно
замещая его в периоды полного исчерпания. Каждый институциональ¬
ный цикл представляет собой смену четырех фаз (табл.6).
Бессонова О.Э. Теория раздаточной экономики - новый взгляд на хозяйственное развитие
России// Общество и экономика. -1998. - № 8-9. - С. 241-255.
Таблица 6
Типовые фазы российской матрицы
Признаки |
Основной период |
Переходный период | ||
Фаза перина¬ |
Фаза структу¬ |
Фаза исчерпа¬ |
Фаза транс¬ | |
Типовой сюжет |
Создание |
Функциониро¬ |
Кризис раздатка |
Трансформация раздатка |
Соотношение |
Борьба нового |
Жесткий кон¬ |
Рыночная тень |
Квазирынок - |
Раздаток |
Внедрение |
Функциони¬ |
Дисфункции и |
Поиск новых |
Рынок |
Искажение классических форм |
Жесткие огра¬ |
Теневые и |
Имитация базо¬ |
Институцио¬ |
Национализа¬ |
Базовый хозяйственный механизм |
Хозрасчет - |
Приватизация, |
Перинатальная фаза - борьба раздатка с квазирынком. На первом
институциональном цикле в перинатальную фазу княжеская власть пере¬
водила земли из собственности общин в собственность, работающую на
общественно-служебных принципах по существу и княжескую по своей
исторической форме. Это осуществлялось за счет внедрения механиз¬
мов сбора дани через погосты и введения урочных трудовых отношений.
Одновременно формировались первичные хозяйственные организации
- общинные миры и посады как базовые сельскохозяйственные и ремес¬
ленные единицы. Для тех местных князей и их соратников, которые
отказывались переходить на службу «федеральных» князей, применялся
механизм социальной фильтрации с элементами репрессий в соответ¬
ствующих исторических формах, а именно «примучивание», сжигание
посевов и блокада.
Перинатальная фаза второго институционального цикла продолжалась
довольно долго со времени Ивана III до конца правления Ивана Грозного.
Национализация проходила в три этапа: первый - введение поместного
права и отмена частных вотчин, затем прикрепление крепостных кре¬
стьян через общину к поместным землям, и, наконец, национализация
лавок и других торговых помещений в городах. В период царствования
Ивана Грозного практически вся собственность, земля и недвижимость
в городах и на селе, перешла под управление ведомственных органов
(приказов). Соответственно, все организационные формы - общины,
поместья, посады стали функционировать как служебные, государ¬
ственные. Все эти процессы сопровождались социальной фильтрацией
и репрессиями. Пики пришлись на времена Ивана III - борьба с новго¬
родцами и на период «опричнины» Ивана IV. В совокупности все три
механизма - национализации, коллективизации и социальной фильтра¬
ции - полностью изменили институциональную среду России, вернув ее
к раздаточному ядру в новых формах.
На третьем институциональном цикле перинатальная фаза протекала
стремительно, все механизмы работали в явном виде и предельно интен¬
сивно с 1917 по 1922 гг., а затем перешли в латентную форму в 30-е гг. XX
века. Сначала наиболее активно происходили процессы национализации
частной собственности и первый этап социальной фильтрации в форме
репрессий против царской семьи и дворянского сословия, спровоциро¬
вавшие гражданскую войну. Затем, национализация имущества нэпманов,
создание колхозов и совхозов как результат включения механизма коллек¬
тивизации, и, в заключение - повторная социальная фильтрация слоев,
которые не смогли стать органической частью социально-служебной
среды, сформировавшейся по итогам перинатальной фазы.
Структурированная фаза - контроль раздатка над рынком. Струк¬
турированная фаза - основная фаза цикла, в рамках которой происходит
замена механизмов перинатальной фазы базовым хозяйственным меха¬
низмом раздатка, принимающим разные формы на всех трех циклах
(табл.7). Структурированная фаза имеет самую длительную протя¬
женность, в ней постепенно накапливаются изменения, и требуется
корректировка институциональных форм. Это вызывает необходимость
реформ по совершенствованию элементов базового хозяйственного
механизма (реформы князя Владимира на 1 цикле, Петра I - на 2 цикле,
Н. Хрущева - на 3 цикле).
На протяжении всего исторического развития экономики раздатка
производственные ресурсы находились в общественно-служебной соб¬
ственности, права на ее владение были распределены между всеми
хозяйствующими субъектами, а доступ к ней осуществлялся в форме
службы. Отсутствовала частная собственность, ограничивались
купля-продажа, залог и наследование по завещанию. Разрешались
только мена и наследование по установленному порядку, в особых слу¬
чаях - продажа недвижимости с разрешения государственных органов.
Работающее население во все исторические периоды развития эко¬
номики раздатка «по горизонтали» было организовано в коллективные
хозяйства, а «по вертикали» упорядочено по разрядам и чинам, и через
обязательную систему регистрации прикреплено к месту жительства.
Наряду с военной и государственной службой существовала хозяйствен¬
ная служба с оплатой по общегосударственному штатному расписанию;
для ее прохождения работники по нормам и необходимости получали
через иерархическую систему условия существования в виде бесплат¬
ного жилья, образования и медицинского обслуживания. Хозяйственные
объекты (мануфактуры, фабрики, колхозы, заводы и т.д.) в основном
создавались государством и находились под контролем ведомственной
системы управления по территориальному или отраслевому контуру.
Организации и предприятия на всех циклах раздаточной эконо¬
мики для выполнения производственных заданий получали через
раздачу - или безналичное фондирование по советскому образцу -
все необходимые ресурсы: средства производства, сырье, материалы
и комплектующие, жалование и другие оборотные средства, а также
средства на строительство и содержание жилья. Исходя из потребно¬
стей, определяемых госорганами с учетом имеющихся мощностей,
устанавливались директивные задания по сдаче продукции, которые
разрабатывались в количественных показателях и фиксировались в нор¬
мативах. Единая система нормативов обеспечивала все экономические
пропорции: на продукцию, сдающуюся и раздающуюся, назначались
централизованные цены на государственном уровне; для обеспечения
потребительскими продуктами функционировали государственные
магазины с фиксированными ценами; жалобы и обращения от всех слу¬
жебно-социальных групп обрабатывались в органах управления, где для
этого были предусмотрены специальные регламенты. И в этой ситуации
личные подсобные хозяйства, дачные и садовые участки, индивидуаль¬
ное и кооперативное жилье, рыночная торговля на базарах выполняли
функцию «подстраховки» раздаточных отношений и также находились
под контролем государства.
Таблица 7 показывает, что базовые институты - сдача-раздача,
жалобы и общественно-служебная собственность - в конкретной прак¬
тике воплощаются в сложно устроенный хозяйственный механизм с
органично переплетенными структурными блоками. Поэтому раздаточ¬
ное институциональное ядро стало своеобразным «генным кодом», не
наблюдаемым непосредственно, но формирующим институциональную
матрицу.
Таблица 7
Исторические формы российской матрицы
Структурные |
Матрица общин¬ вв. |
Матрица помест¬ |
Матрица адми¬ |
Система управле¬ |
Бояре введенные, |
Приказы, коллегии, |
Министерства, |
Формы организаций |
Община, посад, |
Поместье, слу¬ |
Государственные |
Производственная программа |
Урок, дань на |
Тягло, подушная |
План для предпри¬ |
Единая система |
Црен, чан, кузница, |
Подушная, под¬ |
Территориально-от- |
Централизованные цены |
По закону «Русской |
Указные цены |
Тарифы и цены - |
Безналичная |
Роздань, дань, |
Наделение фабрик |
Фондирование пред¬ |
Оплата служебного |
По родословцу - |
Табель о рангах - |
Номенклатур¬ |
Обеспечение |
Коллективное стро¬ |
Наделение поме¬ |
Раздача жилья по |
Система обязатель¬ |
Общинник не мог |
Крепость - полное |
Прописка по месту |
Сигнальная система |
Жалобы князю |
Иерархические |
Административные |
Фаза исчерпания - рыночная тень раздатка. Фаза исчерпания
представляет собой логическое завершение структурированной фазы. В
обществе происходит осознание неэффективности конкретной трудовой
модели и проводится серия реформ по изменению сложившегося поло¬
жения. В отличие от реформ структурированной фазы, суть которых
состояла в усилении раздаточного характера институциональной матрицы,
реформы фазы исчерпания плавно свертывали объем раздаточных инсти¬
тутов и расширяли спектр действия рыночных институтов. Однако и этого
было недостаточно для преодоления нарастающего кризиса, поэтому
институт рыночной торговли и частного предпринимательства спонтанно
расширял спектр своего действия в нелегальных теневых формах.
Реформы в фазу исчерпания проводились в направлении усиления
«хозяйственного расчета», т.е. предоставления все большей самостоя¬
тельности непосредственным субъектам хозяйствования. Реформы по
внедрению хозрасчета запускают бесконтрольно действующий меха¬
низм перераспределения ресурсов от непосредственных производителей
к управленцам. Этот латентный механизм приводит к резкой социальной
поляризации и дифференциации материального положения управляемых
и управляющих. Увеличение управленческого слоя и рост затрат на его
содержание, с одной стороны, снижение реальных доходов населения
при усилении кризисных тенденций в экономике, с другой, приводит к
политической нестабильности и неизбежности осуществления ради¬
кальных мер по изменению соотношения базовых и компенсаторных
институтов. Логическим завершением этой серии реформ становилось
включение механизма приватизации, с помощью которого объекты
общественно-служебной собственности передавались в частные руки.
Механизм приватизации являлся своеобразным рубиконом между фазой
исчерпания и фазой трансформаций.
На первом цикле фаза исчерпания началась с ликвидации "очередного"
правления князей и установления порядка закрепленности места прав¬
ления за определенным князем. В период с XI в. по XII вв. происходил
процесс дальнейшей приватизации - дробление земли на уделы до тех
пор, пока Киевская Русь не распалась как единое государство. На втором
цикле фаза исчерпания началась с отмены обязательной службы для дво¬
рянства и с переносом зоны их ответственности на организацию труда
крепостных крестьян в своих поместьях. В течение века вплоть до 1861
г. происходил медленный процесс "отрыва" помещичьих хозяйств от
государства и крепостных крестьян от помещиков, который завершился
отменой крепостного права, а по существу окончательной приватизацией.
На третьем цикле фаза исчерпания началась с введения хозяйственного
расчета на предприятиях в середине 1960-х гг. и продолжалась в направ¬
лении углубления этого процесса вплоть до приватизации 1991г.
Фаза трансформации: квазирынок российских капитализмов.
Трансформационные фазы берут свое начало на фоне кризиса раздаточной
экономики и начинаются с преобразования института общественно-служеб¬
ной собственности. Трансформация института собственности происходит
посредством передачи прав на многие ее объекты частным лицам или кол¬
лективам в полное владение.
В первый переходный период возникшая частная собственность
существовала в форме вотчин: князья отчуждали свои уделы по купчим
и дарственным, завещали их сторонним лицам в целом или в частях. В
конце второго цикла первый шаг на пути трансформации института соб¬
ственности был связан с отменой обязательной службы для дворянства и
передачей ему полных прав собственности на поместья; второй - отмена
крепостного права и разрешение выкупа земельных участков бывшими
крепостными крестьянами. Третий переходный период начался с пре¬
образования государственной собственности посредством механизмов
приватизации, что привело к созданию разнообразных негосударствен¬
ных и частных субъектов хозяйствования.
На всем протяжении переходного периода доминирующее положение
занимает институт рыночной торговли и частного предпринимательства,
развертывание которого состоит в заимствовании многих институцио¬
нальных элементов из рыночной среды западных стран. В этот период
институциональная среда раздатка усваивает новые элементы и находит
для себя формы, на основе которых преобразуется в новое качество.
В интегрально-институциональной парадигме дается ответ на актуаль¬
ный вопрос - почему рыночная трансформация раздаточной экономики
в России регулярно приводила к построению квазирынка? Квазирынок
отличается от классического рынка тем, что он использует механизмы
купли-продажи для присвоения уже созданных производственных систем
и инфраструктуры. Свойство квазирыночности состоит в том, что под
внешними рыночными механизмами (конкурсы, тендеры, аукционы)
скрываются искаженные, по отношению к нормативному порядку, раз¬
дачи «своим». Нормативно-функциональные отношения сдач-раздач,
которые в структурированных фазах подчинены реализации государ¬
ственных задач, в трансформационных фазах переводятся в плоскость
неформальных связей, нацеленных на получение личной прибыли от исполь¬
зования государственных ресурсов.
Потенциал квазирыночной модели быстро исчерпывается, в том числе
и в связи с низкой платежеспособностью населения. Рыночные периоды
заканчиваются нерешенными вопросами - как, например, обеспечить
жильем бюджетников, если их доходы с трудом покрывают необходимые
затраты на простое воспроизводство семьи? Как проводить технологи¬
ческое обновление, если некуда размещать рабочую силу и т.д.? В итоге
для решения программ модернизации единственным выходом станови¬
лось обращение к раздаточной модели в новых формах. При российских
капитализмах ценности и условия жизни подавляющего числа граждан
входят в противоречие с квазирыночной средой, в которой не действует
канал обратной связи через административные жалобы, и потеряна моти¬
вация к труду из-за массовой ориентации на «быстрые» деньги. Именно
это, в конечном счете, выливается в поддержку служебно-социальными
группами действий тех политических сил, которые намерены провести
реформы по восстановлению раздаточной матрицы.
Тем не менее, квазирынок в России - объективная четвертая фаза инсти¬
туционального цикла, в которой происходит использование неформальных
раздаточных практик в рыночном оформлении. Такая институциональная
среда дает временный экономический эффект благодаря внешней откры¬
тости и переориентации внутренних модернизационных задач развития
на ресурсное обслуживание мировой экономики, а также за счет рыноч¬
ного использования уже имеющейся инфраструктуры и индустриальных
объектов, созданных на предыдущем цикле.
Эффективной моделью развития России может стать только
контрактный раздаток, в нем порядок ограниченного доступа на
квазирынке преобразуется в порядок открытого доступа и обществен-
ного служения (табл.8). Контрактный раздаток предполагает раздачу
общегосударственных ресурсов предпринимательским и бюджетным
структурам на контрактной и конкурсной основе под условия выполне¬
ния ими госзаказа, сформированного на базе государственных программ
стратегического развития отраслей и территорий.
Таблица 8
Матрица контрактного раздатка
Структурные блоки |
Матрица раздатка в |
Матрица контрактного | |
1 |
Система управления |
ведомственно-иерархи¬ ческая |
программно-бюджетная |
2 |
Форма организаций |
государственная, обще¬ |
государственная, частная, |
3 |
Производственная про¬ |
директивные задания |
рыночная конъюнктура и |
4 |
Система нормативов |
единая отраслевая |
законодательные ограни¬ |
5 |
Цены |
централизованные |
свободные цены и регули¬ |
6 |
Система обеспечения и |
безналичное фондирова¬ |
госкредиты, частный |
7 |
Оплата труда |
общегосударственное |
трудовые контракты госу¬ |
8 |
Обеспечение жильем и |
бесплатная раздача по |
покупка, аренда, госу¬ |
9 |
Система регистрации |
обязательная |
уведомительная и разре¬ |
10 |
Сигнальная система |
административные отчеты |
жалобы и обращения |
Этот прогноз аргументирован не только логикой предшествующего
развития российской матрицы, но и опирается на тот факт, что совре¬
менный этап институционального развития после мирового глобального
кризиса 2008 г. состоит в еще большем усилении интеграции раздатка
в рынок и формировании на этой основе новой универсальной модели
развития. Экономическая политика в России на основе обновленного
раздатка, как это ни парадоксально, не будет возвратом в СССР, а напро¬
тив, станет эффективным двигателем преодоления системного кризиса
квазирынка с помощью проверенных веками методов быстрого и эффек¬
тивного подъема экономики, не отклоняясь при этом от общего вектора
институционального развития.
Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1997. С.95.
Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая
контрактация. - СПб.: Лениздат, 1996. С.32.
Там же
Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего вре¬
мени. М.: Алетейя, 2002. С. 55-69.
Гайдар Е. Власть и собственность. Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб.:
Норма, 2009. С. 187-213.
Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для
интерпретации письменной истории человечества. М.: Институт Гайдара. 2011. С. 204-205.
Бессонова О.Э. Рынок и раздаток в российской матрице: от конфронтации к интеграции.
М.: РОССПЭН, 2015.
Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Составитель Б.С. Ерасов. М.: Аспект
Пресс, 1999.