О. Э. Бессонова
Трансформация института административных жалоб
в гражданские формы[1]
БЕССОНОВА Ольга Эрнестовна — доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Адрес: 630090, Россия, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, д. 17.
Email: beol@ngs.ru
На основе интеграции теории «голос—выход» А. Хиршмана и авторской теории раздаточной экономики обоснован универсальный характер института жалоб как механизма генерации новых социальных практик и проведен анализ гражданской жалобы. В порядках ограниченного доступа жалобы — это атрибут административного управления, в то время как в порядках открытого доступа используются гражданские жалобы, которые не только поступают в органы власти, но и предъявляются в публичных формах. В отличие от распространенного понимания жалоб как социально-психологического феномена в данной статье вскрывается механизм их активного влияния на формирование институциональной среды на протяжении всего исторического развития, что объясняет возрождение этого института в качестве сигнала обратной связи в новых цифровых и коммуникативных формах в современной российской экономике. Для решения этой задачи использовалась методология анализа институциональных изменений как «зависимости пути от предшествующего развития», в рамках которой прослеживается становление и развитие базового института жалоб на трех этапах эволюции раздаточной экономики в России, а также обретение им современного состояния на базе новых платформ и разрешенных публичных мероприятий. В результате зафиксирован постепенный переход к гражданским формам жалоб, которые включают разные виды публичной активности для предъявления нерешенных проблем. Установлено, что локальные протесты в регионах по социально-экономическим проблемам, по сути, являются неформализованной частью института жалоб и активно влияют на принятие решений в современной модели управления.
Ключевые слова: институциональные изменения; трансформация; институт административных жалоб; гражданская жалоба; сигнал обратной связи; локальные протесты.
Одним из существенных отличий между порядками ограниченного и открытого доступа [Норт, Уоллис, Вайнгаст 2011] являются институциональные формы жалоб как каналы связи власти и общества. В порядках ограниченного доступа жалобы — это атрибут административного управления, при котором контроль за принятыми мерами осуществляют вышестоящие органы без участия гражданского общества. Сами жалобы в основном имеют латентный, непубличный характер, выплескиваясь на страницы средств массовой информации в особо острых случаях. В порядках открытого доступа жалобы приобретают гражданский характер, так как поступают не столько в органы управления, сколько демонстрируются на публичных мероприятиях в форме пикетов, митингов и шествий. Они активно используются в промежутках между выборами, показывая направление формирования стратегического курса.
В рамках авторской теории раздатка[2], было установлено что в раздаточной экономике регулировка потоков сдач—раздач в рамках общественно-служебной собственности осуществляется с использованием института жалоб. Жалобы в широком смысле — это обращение в органы власти по установленным правилам. В отличие от распространенного понимания жалоб как социально-психологического феномена в данной статье вскрывается механизм их активного влияния на формирование институциональной среды и принятие управленческих решений на протяжении всего исторического развития, что объясняет возрождение этого института в качестве сигнала обратной связи в новых цифровых и коммуникативных формах в современной российской экономике.
Для решения этой задачи использовалась методология анализа институциональных изменений как «зависимости пути от предшествующего развития» (Д. Норт, Д. Кларк), в рамках которой прослеживается становление и развитие базового института жалоб на трех этапах исторического развития России, а также обретение им современных институциональных форм на базе цифровых платформ и разрешенных публичных мероприятий.
Источниками аргументации являлись фундаментальные тексты, анализирующие оригинальные исторические документы (тексты жалоб, законодательство, свидетельства современников), а также специализированные научные монографии и диссертационные исследования с большим объемом первичной информации. Для обоснования эффективной роли жалоб, перерастающих в публичные выступления, использовались фактические данные, опубликованные в электронных средствах массовой информации.
Институт жалоб — традиционный канал обратной связи нерыночного типа, существовавший на протяжении всего исторического развития России. Законодательная основа института жалоб постоянно совершенствовалась, рационализировался порядок их прохождения. Это привело к трансформации челобитной в административную жалобу, следствием чего стало включение института жалоб во все уровни иерархии с целью коррекции принимаемых решений.
Челобитные — первичная институциональная форма жалоб
В IX–XII веках. сформировался общинный раздаток, при котором сбор ресурсов происходил на основе установленного «урока» для общин. При этом общинник мог покидать общину только в случае подачи жалобы великому князю. «По жалобам своих подданных князь вершил суд и расправу, изменял величину дани» [Соловьев 1989: 215]. Право жалобы впервые было закреплено в уставных грамотах князей, а затем зафиксировано в «Русской Правде». Судебная и административная жалобы в этот период еще не разделяются.
С конца XV века и до XIX века господствовал поместный раздаток, при котором вся земля и средства производства раздавались ступенчато: государство наделяло помещиков, а они — крестьян. Потоки сдач также были двойными: один — в государственную казну в виде податей и повинностей; другой в виде оброка и барщины направлялся помещику на основе крепостного права. При этом помещики были обязаны служить государству по военным и хозяйственным делам. В этот период окончательно сложилась система управления, когда функции были закреплены за ведомствами, принимавшими решения с учетом челобитных[3] от всех слоев населения. «Всё значение сословий в области законодательства сводится к праву жалобы» [Павлов-Сильванский 1988: 137].
Российский историк И. И. Дитятин впервые выделил тип административной жалобы, отделив ее от судебной жалобы или иска, как важный корректирующий сигнал, при этом обратил внимание, что большинство таких жалоб содержит предложения об исправлении сложившейся негативной ситуации. «Статья Уложения содержит два вида челобитных — жалобы на решения суда и об иных делах. Под “челобитьями об иных делах” понимаются жалобы на “тяготы и разорения от налогов и поборов”, просьбы о льготах и мерах по облегчению положения челобитчиков. В этих челобитных и выражалась народная инициатива, так как проект челобитной сплошь и к ряду обращался в самый закон <курсив мой – О.Б> [Дитятин 1895: 281].
Практика подачи челобитной и принятие по ней решения описана Дитятиным на основе анализа старинных документов и летописей: челобитные подавались от имени отдельных лиц или от целых сословий и общин. При каждом выходе царя его сопровождали боярин и дьяк из Челобитного приказа. Далее челобитные поступали на рассмотрение царя через Боярскую Думу. Подьячие Челобитного приказа читали царское решение или ответ на челобитье «на площади, перед царским двором, всем людям», а по прочтению отдавали челобитную «именно тем людям, чья та челобитная будет». Подписная челобитная, то есть возвращенная в соответствующий Приказ с надписью «царь указал и бояре приговорили», за которой следовало изложение самого приговора, обращалась в закон. Уложение 1649г. запрещало под страхом наказания батогами и тюрьмой лично обращаться к государю и предписывало сначала обращаться в соответствующий Приказ [Дитятин 1895 : 280-281].
Роль жалоб в качестве сигналов обратной связи выразилась в положении Челобитного приказа среди других ведомств в 1550-1649 гг., когда готовилось Уложение. Челобитный приказ превратился в законодательное учреждение и в общее хранилище законов [Владимирский-Буданов 1995: 233]. Челобитные затрагивали все стороны общественных отношений, которые регулировались в значительной степени под их влиянием, а также тех предложений и мер, которые указывались в этих челобитных. Приведем наиболее значительные примеры влияния челобитных на формирование институциональной среды:
- реформа местного управления при Иване Грозном состояла в отмене системы кормления. В период существования кормленщиков выработался порядок должностной ответственности по жалобам. По окончании срока службы обыватели, потерпевшие от произвола, могли жаловаться на действия кормленщика, если находили их неправильными. Жалоб стало так много, что царь изменил всю организацию управления, заменив правительственные органы, назначавшиеся им самим в Москве из служилых людей, выборными из местного населения;
- поместная система сложилась под сильным влиянием челобитных. Указная книга поместного приказа показывает, что многие законодательные акты по поместному вопросу фактически были ответами на коллективные дворянские челобитные [Высоцкий 1988: 10];
- крепостное право складывалось постепенно и по тому направлению, какое ему задавали челобитные служилых людей. «В этих челобитных выразилась инициатива многих отдельных мер, к которым прибегло московское правительство для достижения полной крестьянской крепости земле» [Дитятин 1895: 284].
По жалобам осуществлялся контроль за соблюдением установленных правил взаимодействия между помещиками и крестьянами. По свидетельству государственного деятеля середины XVII века Г. К. Котошихина, когда боярам и другим чинам «даются поместья и вотчины, то им пишут в жалованных грамотах, что им крестьян от всяких обид и налогов оберегать, а подати с них собирать по силе. А будет вотчинник или помещик с их собирать поборы великие и будет челобитье, что он над ними так и чинил, то поместья их возьмут назад на царя» [Котошихин 1884: 166].
Жалобы являлись ограничителями для увеличения сборов с населения. В. О. Ключевский довольно иронично заметил, что «при новом расходе, не покрываемом наличными поступлениями, московское правительство обращалось к своей привычной финансовой арифметике, пересчитывало списочных плательщиков, по их числу распределяло “всвал” понадобившуюся сумму и предписывало собрать ее с угрозами за недобор в виде единовременного “запроса” или единовременного налога. Недоимки и докучливые жалобы, что платить невмочь, служили единственными сдержками такой беспечальной финансовой политики» [Ключевский 1989: 251].
Иерархическая жалоба — развивающаяся институциональная форма
Со времен Петра I институт жалоб существенно рационализировался. Был издан ряд указов, запрещавших людям всех сословий обращаться с жалобами к первому лицу помимо правительственных учреждений. Были разработаны правила для прошений и жалоб, подаваемых в правительственные и судебные места, а также введена специальная должность рекетмейстера[4], который принимал и рассматривал жалобы от челобитчиков на медленное или неправое решение их дел в коллегиях.
В первой редакции указа «Каким образом с будущего
С появлением в
Административная жалоба — зрелая институциональная форма
В ХХ веке, в 1917-1990 гг., экономика развивалась на административном раздатке с плановым хозяйственным механизмом. Вся произведенная продукция сдавалась, а все ресурсы раздавались на нормативной основе. Директивная модель управления строилась по территориально-отраслевому принципу, при этом многоканальная система приема жалоб обеспечивала обнаружение проблемных зон.
Институт жалоб после его разрушения на рубеже ХIХ–ХХ веков был воссоздан практически с нуля и достиг высокого уровня развития, пронизывая все управленческие структуры. Несмотря на то, что марксизм как господствующая идеология не содержал ни одного положения, касающегося жалоб, логика институтов раздатка поставила перед необходимостью создавать органы по приему жалоб и механизмы их обслуживания. Именно В. И. Ленину, как свидетельствуют исторические источники, принадлежала инициатива организации приема граждан руководителями высших органов власти и регулярных поездок должностных лиц по стране для приема от населения жалоб, по аналогии с поездками Екатерины II сразу после вступления на трон [Казакевич, Калитиевская (сост.) 1980: 6]. Сначала восстановление института жалоб происходило по трафарету предыдущих этапов — место Челобитного приказа заняло Центральное бюро жалоб и его местные отделения, и к 1970-м гг. институт жалоб приобрел свои зрелые формы, став имманентной частью административного управления.
Преемственность института жалоб между разными историческими эпохами подтверждает тот факт, что в общине крестьянин не сталкивался лицом к лицу с властью. Между ним и административным органом всегда стояла община в лице своего представителя (представителей). В советский период практика коллективных жалоб через представителя дополнилась индивидуальными жалобами в профсоюзы, но главным образом — в парткомы. Таким образом, можно считать парткомы наследниками функции посредничества между сельским сообществом и вышестоящей властью — институционально обновленной формой обратной связи власти с народом в период «руководящей роли КПСС».
В планово-раздаточной экономике был существенно усовершенствован механизм влияния жалоб на принимаемые решения. Граждане и хозяйствующие субъекты имели право жаловаться и активно использовали это право. Но не всякая жалоба являлась руководством к действию: необходима была критическая масса жалоб на каждом уровне иерархии, чтобы они попадали на рассмотрение следующего уровня управления. Чем выше положение жалующегося, тем больший вес имела жалоба, поскольку чем выше уровень управления, тем для большего числа хозяйственных ячеек необходима была координация потоков сдач и раздач. В результате жалоба приобретала соответствующий вес, от которого зависели очередность и объем выделения ресурсов.
Сигнальный механизм в форме жалоб был замечен исследователем нерыночных экономик Я. Корнаи. В концепции редистрибутивной экономики, описанной до него, «Центр» регулирует потоки ресурсов без каких-либо ограничений и обратной связи с объектом управления. Корнаи, анализируя централизованную экономику советского типа, постоянно подчеркивает ее нерыночный механизм обратной связи, базируясь на теории А. Хиршмана. В самом общем виде его действие выглядит следующим образом: Данные о выполнении планов обобщаются в письменных отчетах. Им, однако, сопутствует еще один сигнал — живая речь, голос, в связи с чем сигналы передаются не циклическим колебанием цен (в отличие от действующих в капиталистической экономике), а через различные статистические «количественные» данные, и предупреждающие голоса, поступающие от хозяйственных руководителей и населения. Эта обратная связь дает о себе знать и в условиях сильной централизации. Правда, ведомство, управляющее предприятием, разрабатывает очень подробные предписания по номенклатуре выпускаемой продукции. Но уж если они изменяются, то именно под воздействием обратной связи [Корнаи 1990].
Я. Корнаи разворачивает данное положение своей теории для разных экономических явлений, сгруппированных нами по нескольким институциональным механизмам:
- Механизм 1. Распределение инвестиций по узким местам с учетом жалоб. Осуществление капиталовложений постоянно сталкивается с недостатком ресурсов, узкими местами. Все больше возникает жалоб из-за дефицита, и эти жалобы заставляют государственные органы прибегать к прямому вмешательству. При распределении ресурсов предпочтение следует отдать той отрасли, в которой сохраняется острый дефицит и откуда раздаются жалобы. Инвестиционные планы составляют на продолжительный период, однако на принятие решения оказывает влияние и сиюминутная ситуация — не так просто абстрагироваться от повседневных жалоб. Таким образом, упомянутые критерии отбора основываются на неценовых сигналах, которые отчасти представляют собой конкретные данные, отчасти — это голос участников инвестиционного процесса и даже его тональность [Корнаи 1990: 200, 301, 367];
- Механизм 2. Жалобы руководителей — выявление острых проблем. Наиболее важные результаты напряженности заработной платы — текучесть кадров и рост количества жалоб. Следуя классификации А. Хиршмана, оба вида обратных связей появляются одновременно — как выход, так и голос. Это не значит, что рабочие немедленно начинают действовать (собственными силами или через профсоюзы) против руководителей, которые тоже борются за корректировку заработной платы. Ведь именно к руководителям поступают жалобы, а текучесть рабочей силы вызывает трудности в повседневной работе [Корнаи 1990: 422, 424];
- Механизм 3. Жалобы потребителей — сигнал неудовлетворенного спроса. Голос потребителя, его жалоба на дефицит позволяют судить о спросе. И чем настойчивее потребитель в своем поиске и громче его жалоба, тем мощнее этот сигнал [Корнаи 1990: 123];
- Механизм 4. Минимизация жалоб как критерий политической стабильности. С этой точки зрения Я. Корнаи рассматривает ситуацию потребительских цен. Бюджетное ограничение домашнего хозяйства является жестким, поэтому потребитель пытается сопротивляться повышению цен с помощью голоса. Вот почему потребительские цены становятся политическим вопросом. Те, кто теряет, поднимают голос, давая выход своему возмущению, поэтому понятна сдержанность в подходе к регулированию квартплаты и, в целом, к серьезным реформам потребительских цен [Корнаи 1990: 502, 529].
Именно механизм жалоб — ключевой с точки зрения
общественной стабильности: в периоды отмены или блокировки жалоб наступали
смуты и волнения. «Жалобы, накопившиеся в царствование Михаила Фёдоровича,
произвели взрыв в Москве и других городах в начале царствования Алексея
Михайловича, следствием чего было Соборное уложение
Гражданская жалоба — демократическая форма обратной связи
Теоретические основы практики использования гражданских
жалоб заложил А. Хиршман в
Рис. 1. Механизм социального государства с двойной обратной связью
«Не может быть сомнения, что конкуренция является главным механизмом восстановления. Однако я намерен здесь доказать, что возможен альтернативный механизм, который способен дополнять механизм конкуренции или заменять его, поскольку нерыночные силы не обязательно действуют с меньшим “автоматизмом”, чем рыночные» [Хиршман 2009: 13].
В трансформационные фазы раздаточной экономики России параллельно
развертыванию рыночной экономики происходило свертывание института жалоб: «Как
ни естественно само по себе, казалось бы, право жителей государства заявлять
свои просьбы и жалобы, это право далеко не всегда признавалось государями» [Павлов-Сильванский 1988: 137]. В период
рыночных преобразований конца XX века институт жалоб также был подвергнут
демонтажу вместе с административной моделью управления. Социологические опросы
того времени показывали, что многие «даже пожаловаться сейчас не знают куда» [Штейнберг 1996:
466]. С
С
Любая жалоба включает три компонента: неудовлетворенность ситуацией, обоснование этой неудовлетворенности, просьбу и (или) предложение о разрешении этой ситуации, а также перечисление нижестоящих органов власти, куда обращались, но не получили помощи, если это имело место. Вся совокупность жалоб за определенный период дает полную картину о проблемных участках хозяйства.
Административные жалобы (в отличие от судебных или бытовых) имеют сложную внутреннюю структуру и бывают четырех видов (см. рис. 2):
- жалобы-сигналы являются наиболее сильной формой выражения недовольства состоянием дел; с такими жалобами население обращается в вышестоящие органы управления, к депутатам, в СМИ;
- жалобы-обращения; с ними обращаются непосредственно в те организации, которые отвечают за решение данной проблемы;
- латентные жалобы представляют собой выражение недовольства, высказываемое только в тех случаях, когда об этом специально спрашивают и обнаруживают проблемы, с наличием которых население вынужденно смирилось, , но после обнародования результатов опросов общественного мнения превращаются в жалобы-сигналы;
- локальные протесты возникают после безуспешной подачи жалоб в разного рода инстанции, однако на самой акции, как правило, вновь подается обращение к вышестоящему органу власти (министрам, премьер-министру, президенту), что, по сути, делает их неформализованной частью института жалоб.
Экономика находится в состоянии стабильного функционирования, если основу административных жалоб составляют жалобы-обращения. Увеличение доли латентных жалоб и жалоб-сигналов означает ухудшение экономического положения.
Рис. 2. Институциональный механизм принятия решений по жалобам
Институт жалоб как механизм обратной связи имеет свои специфические особенности. Первая из них заключается в следующем: реакция властей на жалобы происходит с существенным лагом, поэтому кажется, что этот механизм не только не эффективный, но и просто не работающий. Однако неудовлетворенные жалобы-обращения пополняют «резервуар» латентных жалоб, который имеет ментальные пределы, а после их достижения выплескиваются как жалобы-сигналы высшему руководству страны. Значительный объем таких сигналов часто приводит к изменению политики в той или иной сфере. Пример из текущей практики: новая жилищная политика была сформирована в связи с потоком жалоб социально-служебных слоев («бюджетников») на полную невозможность приобрести жилье. Именно это привело к изменению жилищной модели, дрейфующей в настоящее время от «чисто» рыночной к формам государственной поддержки через льготную ипотеку, а также при разработке концепции «стандартного жилья» для государственных механизмов его поддержки в новых формах социального и служебного жилья.
Вторая особенность: растущий поток жалоб не всегда свидетельствует об ухудшении положения; иногда это означает, что нерешенным вопросом начали заниматься. В такой ситуации латентные жалобы переходят в активную фазу жалоб-обращений, демонстрируя надежду населения на решение накопившихся проблем, о которых ранее говорить считалось уже бесполезным. В новосибирском эксперименте по внедрению частных компаний в ЖКХ произошло именно это: новые компании были «завалены» жалобами на проблемы, накопившиеся практически за весь советский период [Бессонова, Кирдина, О'Салливан 1996].
Третья особенность жалоб: оценка региональных властей
вышестоящим уровнем по объему жалоб побуждает к блокировке любых недовольств,
особенно в публичной форме, что загоняет «болезнь» внутрь социального организма. Кроме того, нереализованные
жалобы-обращения с регионального уровня все равно перетекают на федеральный в
форме острых жалоб-сигналов. Например, опросы населения в
Теория А. Хиршмана, приводит нас к трем принципиальным следствиям, относящимся к российской практике. Прежде всего, она снимает проклятье с «культуры жалобничества» в российской ментальности [Muravyeva 2014], доказывая, что жалобы являются объективным и эффективным механизмом обратной связи в условиях верности (loyalty по Хиршману) — служебного труда в экономике раздатка при отсутствии возможности использовании опции выхода.
Вторым следствием этой теории является возможность оценки современной российской ситуации, в которой уже разрешен выход, но продолжают работать жалобы. Интегральный показатель по объему вывода капиталов за рубеж и «утечки мозгов», с одной стороны, а с другой — жалобы на разные стороны повседневного быта и условий труда в совокупности отражают качество государственного управления.
И наконец, третье следствие состоит в том, что расширяется понятие «жалоба»: к административной
жалобе добавляются формы протеста в виде одиночных пикетов и массовых публичных
выступлений. Это уже гражданская жалоба, влияющая на власть
гораздо эффективнее, чем любая административная жалоба (см. рис. 2). Так,
по оценке политолога Е. Шульман, радикальное изменение законопроекта
Госдумы о контрсанкциях в
Таким образом, на протяжении всего исторического развития институт жалоб в России был встроен в механизм принятия решений и существенно влиял на формирование институциональной среды. В современной экономике нерыночный сигнал обратной связи в форме института жалоб продолжает активно использоваться, поскольку государственный сектор, бюджетная сфера и пенсионный сегмент общества составляют существенную долю экономики, а проблемы размещения хозяйственных и строительных объектов, вызывающие коллективные жалобы и протесты, находятся в ведении органов государственной власти.
В западных странах институт гражданских жалоб дополняет регулярные выборные процессы в рамках демократического порядка открытого доступа. В порядке ограниченного доступа, который существует до сих пор в России, это фактически единственный официальный канал предъявления проблем населения. Институт жалоб — важнейший регуляторный механизм социально-экономической и политической жизни в России, имеющий длительный исторический контекст и многоуровневую структуру, вершиной которой является протест. Накопление не отвеченных жалоб приводит к увеличению протестного потенциала, в связи с чем власть расширяет и углубляет механизм обратной связи с помощью социальных сетей и цифровых платформ (например, порталы «Госуслуги» и «Обратной связи с населением»). Локальные протесты по социально-экономическим проблемам, по сути, являются верхушкой «айсберга» института жалоб, и еще предстоит оценить характер влияния всех видов выражения общественного недовольства на принятие решений в современной модели управления.
Литература
Анисимов Е. В. 1997. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб.: Дмитрий Буланин.
Бабинцев В. П., Шаповал Ж. А. 2018. Публичные коммуникации власти и общества в регионе: проблемы и возможности конструктивных изменений. Власть. 4: 7–15. DOI: 10.31171/vlast.v26i4.5756
Бессонова О. Э. 2006. Раздаточная экономика России Эволюция через трансформации. М.: РОССПЭН.
Бессонова О. Э., Кирдина С. Г., О'Салливан Р. 1996. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России: Демонстрационные проекты в жилищном хозяйстве. Новосибирск: Изд-во НГУ.
Владимирский-Буданов М. Ф. 1995. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс.
Володин А. Ю. 2004. Жалобы рабочих в конце XIX – начале XX в.: механизм функционировании социальной информации. В сб.: Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. М.: ИВИ РАН; 240–252.
Высоцкий Д. А. 1988. Общественно-политические взгляды поместного дворянства и внутреннее развитие русского государства XVII в. Автореф. на соиск. учен. степ. к. и. н. Ленинград.
Дитятин И. И. 1895. Роль челобитных и земских соборов в управлении московского государства. Статьи по истории русского права. СПб.: Русская мысль.
Ключевский В. О. 1989. Сочинения: В 9 т. T. 3: Курс русской истории. Ч. 3. М.: Мысль.
Корнаи Я. 1990. Дефицит. М.: Наука.
Котошихин Г. П. 1884. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб.: Издание Археографической комиссии. URL:http://www.rummuseum.info/node/5090
Кульпина К. П., Прудник А. В. 2010. Обращения граждан как паллиатив гражданского участия в самоуправлении и социальной политике. Вестник института социологии. 1:154–178.URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&jn=vestnik&jn=vestnik&jid=63
Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. 2011. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара.
Казакевич Н. Н., Калитиевская А. В. (сост.) 1980. О работе с письмами трудящихся. Сборник документальных материалов. М.: Юридическая литература.
Павлов-Сильванский Н. П. 1988. Феодализм в России. М.: Наука.
Соловьев С. М. 1989. История России с древнейших времен. Сочинения: В 18 т. Кн. 4. Т. 7. М.: Мысль.
Туган-Барановский М. И. 1997. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М.: Наука.
Хиршман А. О. 2009. Выход, голос и верность. Реакция на упадок фирм, организаций и государств. М.: Новое издательство.
Штейнберг И. Е. 1996. Крестьянство и власть: тенденции трансформации. Исследование власти в постсоветском селе В сб.: Куда идет Россия. Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Аспект-Пресс; 465–473. URL: ecsocman.hse.ru/data/787/693/1219/074.shteinberg.pdf
Muravyeva M. 2014. The Culture of Complaint: Approaches to Complaining in Russian. An Overview. Laboratorium. 6 (3): 93–104. URL: http://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/471
Olga E. Bessonova
Transformation of the institution of administrative complaints in civilian uniforms
BESSONOVA, Olga E. — Doctor of Social Sciences, Leading
Researcher at the Institute of Economics and Organization of Industrial
Production SB RAS. Address:
Author
affiliation:
Siberian Branch RAS (
Email:beol@ngs.ru
Abstract
On the basis of the integration of A. Hirschman's “voice-exit” theory and the author's theory of the distribution economy, the universal nature of the institution of complaints as a mechanism for generating new social practices is substantiated and an analysis of civil complaints is carried out. In restricted access orders, complaints are an attribute of administrative management, while in open access orders, civil complaints are used, which are not only received by the authorities, but also presented in public forms. In contrast to the widespread understanding of complaints as a socio-psychological phenomenon, this article reveals the mechanism of their active influence on the formation of the institutional environment throughout its historical development, which explains the revival of this institution as a feedback signal in new digital and communicative forms in the modern Russian economy. To solve this problem, we used the methodology of analyzing institutional changes as "the path dependence on the previous development", which traces the formation and development of the basic institution of complaints at three stages of the evolution of the distribution economy in Russia, as well as its acquisition of a modern state on the basis of new platforms and authorized public events. As a result, there is a gradual transition to civil forms of complaints, which include different types of public activity to present unresolved problems. It is established that local protests in the regions on socio-economic issues, in fact, are an unformalized part of the institution of complaints and actively influence decision-making in the modern management model.
Keywords: institutional changes; transformation; civil complaint; institution of complaint; open access order; democratic feedback mechanism.
Acknowledgements
The study was carried out within the framework of the Basic Project of the Institute of Economics and Industrial Production Organization (IEOPP) of the SB RAS "Actors, drivers, consequences of social changes in modern society: theory and Empirics".
References
Anisimov E. V.
(1997) Gosudarstvennye preobrazovaniya i
samoderzhavie
Babintsev V. P., Shapoval Zh. A. (2018) Publichnye kommunikatsii vlasti i obshchestva v regione: problemy i vozmozhnosti konstruktivnykh izmeneniy [Public Communications of Power and Society in the Region: Problems and Opportunities for Constructive Change]. Vlast’, no 4, pp. 7–15. DOI: 10.31171/vlast.v26i4.5756(in Russian).
Bessonova O. (2006) Razdatochnaya ekonomika Rossii: evolyutsiya cherez transformatsii [The Razdatok Russia Economy: Evolution through Transformation], Мoscow: ROSSPEN. (in Russian).
Bessonova O.,
Kirdina S., O'Sallivan R. (1996) Rynochnyi
eksperiment v razdatochnoy ekonomike Rossii: Demonstratsionnye proekty v
zhilishchnom khozyaistve [Market Experiment in the Russian Distribution
Economy: Demonstration Projects in the Housing Sector],
Hirschman A. (2009) Vykhod, golos i vernost': Reaktsiya na upadok firm, organizatsii i gosudarstv [Exit, Voice, and Loyalty Responses to Decline in Firms, Organizations, and State], Мoscow: Novoe Izdatel'stvo (in Russian).
Kazakevich N. N., Kalitievskaya A. V. (eds) (1980) O rabote s
pis'mami trudyashchihsya.Sbornik dokumental'nyh materialov [About
Work with Letters of Working People. Collection of documentary materials],
Klyuchevskiy V. O. (1984) Kurs russkoy
istorii. Sochineniya [Course of Russian History. Works], 9 vols.,
vol. 3,
Kornai Ja. (1990) Deficit [Economics of
Shortage],
Kotoshikhin G.
(1884) O Rossii v tsarstvovanie Alekseya
Mikhailovicha [On
Kul'pina K. P., Prudnik A. V. (2010) Obrashcheniya grazhdan kak palliativ grazhdanskogo uchastiya v samoupravlenii i social'noj politike [Citizens' Appeals as a Palliative of Civic Participation in Self-Government and Social Policy]. Vestnik instituta sotziologii = Bulletin of the Institute of Sociology, no 1, pp. 154–178. Available at: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/vestnik_is_2010_1.pdf(accessed 23 November 2020) (in Russian).
Muravyeva M.
(2014) The Culture of Complaint: Approaches to Complaining in Russian. An
Overview. Laboratorium, vol. 6,
no 3, pp. 93–104. Available at:
http://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/471(accessed 23 November 2020).
North D.,
Wallis J., Weingast B. (2011) Nasilie
i sotsial'nye poryadki. Kontseptual'nye ramki dlya interpretatsii pis'mennoi
istorii chelovechestva [Violence and Social Orders. A Conceptual
Framework for Interpreting Recorded Human History],
Pavlov-Sil'vanskii N. P. (1988). Feodalizm v Rossii [Feudalism in
Shteyjnberg I. E.
(1996) Krest'yanstvo i vlast': tendentsii transformatsii. Issledovanie vlasti v
postsovetskom sele [Peasantry and Power: Trends in the Transformation of Power
Research in the
Soloviev S.
(1989) Istoriya Rossii s drevneishikh
vremen. Sochineniya [History of
Tugan-Baranovsky M.
(1997) Russkaya fabrika v proshlom i
nastoyashchem. Istoricheskoe razvitie russkoy fabriki v XIX veke [Russian Factory in the Past and Present. Historical Development of the Russian
Factory in the XIX Century],
Vladimirsky-Budanov M. F. (1995) Obzor istorii russkogo prava [Overview of the History of Russian Law], Rostov-on-Don: Feniks (in Russian).
Volodin A. Yu.
(2004) Complaints of Workers in the Late XIX — Early XX Century: The Mechanism
of the Functioning of Social Information. Rol'
informatsii v formirovanii i razvitii sotsiuma v istoricheskom proshlom [The
Role of Information in the Formation and Development of Society in the
Historical Past], Мoscow:
Vysotskiy D. A. (1988) Obshchestvenno-politicheskie vzglyady
pomestnogo dvoryanstva i vnutrennee razvitie russkogo gosudarstva XVII v. [The
Socio-Political Views of the Local Nobility and the Internal Development of the
[1] Исследование выполнено в рамках Базового проекта Института экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН «Акторы, драйверы, последствия социальных изменений в современном обществе: теория и эмпирика».
[2] Раздаток — экономическая система, в которой нерыночные механизмы играют доминирующую роль, а рыночные — вспомогательную. Включает отношения сдач—раздач, общественно-служебную собственность, служебный труд и жалобы в виде обратной связи [Бессонова 2006].
[3] Челобитная включала акт «лбом (челом) бить» , то
есть, становясь на колени или кланяясь таким образом, чтобы лоб касался земли
перед царем. Слово челобитная использовалось практически до конца восемXVIII столетия, а в
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/86905/Рекетмейстер
[5] А. Хиршман приводит пример из советской практики, в котором голос и жалобы выступают как синонимы: «Иллюстрацией этой обратно пропорциональной зависимости между опциями “выход” и “голос” может служить поток жалоб на низкое качество товаров и услуг, постоянно публикуемых в советской печати» [Хиршман 2009: 39].
[6] См.: Как Кремль будет реагировать на жалобы в соцсетях. 2018. 23 июля. РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/07/2018/5b50d1579a7947c62c195e8b
[7] См.: Губернаторы ВКонтакте. Будет ли толк от жалоб властям в соцсетях? 2019. 13 ноября. Аргументы и факты. URL: https://aif.ru/politics/russia/gubernatory_vkontakte_budet_li_tolk_ot_zhalob_vlastyam_v_socsetyah
[8] См.: Составлен рейтинг губернаторов по количеству рабочих поездок в своих регионах. 2019. 27 декабря. Новый день. URL: https://newdaynews.ru/moskow/680161.html
[9] См.: Губернаторы российских регионов стали активнее пользоваться аккаунтами в соцсетях. 2018. 25 декабря. ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/5951947
[10] См.: МВД поменяло регламент для рассмотрения жалоб предпринимателей. 2019. 19 ноября. ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/7149943
[11] См.: Центры управления регионами и портал обратной связи с населением URL: https://www.comnews.ru/reviews/novyi-center-upravleniya
[12] См.: Москалькова: каждая четвертая жалоба на
нарушение жилищных прав в
[13] Шульман Е. 2018. 15 мая. Программа «Статус». Эхо Москвы. URL: https://echo.msk.ru/programs/status/2202084-echo/
[14] См. Власти Забайкальского края из-за протестов отказались от строительства мусорного полигона около Читы. 2019. 22 сентября. Эхо Москвы. URL: https://echo.msk.ru/news/2506031-echo.html
[15] См.: Шиес исключили из списка мест, куда планируется вывозить московский мусор. 2019. 16 декабря. ZNAK. URL: https://www.znak.com/2019-12-16/vlasti_moskvy_opredelili_regiony_kuda_budet_vyvozitsya_bolshaya_chast_stolichnogo_musora