БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ЖИЛЬЕ

 

О. БЕССОНОВА, - Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, Новосибирск

«Люди как люди... квартир­ный вопрос только испортил их... »

М. БУЛГАКОВ. Мастер и Маргарита.

Происходящая в нашей стране перестройка пока что не пред­полагает коренного изменения системы жилищных отношений. Во многом это связано с тем, что на определенном этапе жилищ­ный вопрос из экономического перерос в «идеологический». Он прошел путь от бурных дебатов 20-х годов о способах обеспече­ния жильем и принципах исчисле­ния квартплаты к неоспоримому утверждению о том, что бесплат­ное предоставление квартир реализация преимуществ социа­лизма. Поскольку возможность сомнений в этой аксиоме исклю-


С этим невозможно согласить­ся, поскольку распределение предопределено всей системой общественного воспроизводства, и «... было бы ошибкой видеть су­щество дела в так называемом распределении и делать на нем главное ударение» (К. Маркс). Со­вершенно ясно, что раздача квар­тир может возникнуть только в условиях бесплатности жилья, ко­торые создаются экономическими предпосылками более общего по­рядка, а не распределением как таковым. Короче, жилье раздает­ся потому, что бесплатно, но бесплатно не оттого, что разда­ется.

КАК МЫ ПЛАТИМ ЗА БЕСПЛАТНОЕ

Бесплатность жилья в СССР по­рождается специфическим фи­нансовым механизмом, при иссле­довании которого автором этих строк было установлено, что дей­ствительным источником финанси­рования жилищных отраслей яв­ляется подоходный налог с на­селения. Более того: целевой квартирный налог на сегодня принял форму подоходного на­лога.

Подпись:                                                                                                                                                                                                           ПН-4
 
Рис. 1

Процесс такого преобразования произошел в 20-е40-е годы, когда квартирные налоги 1922, 1924, 1931 годов, предназначав­шиеся на жилищное строитель­ство, с каждой последующей ре­формой налогообложения «впи­тывались» в подоходный налог, и уже к 1943 г. доля скрытых квар­тирных налогов в общем объеме поступлений от городского насе­ления в государственный бюджет составляла более 80 % подоход­ного налога. Эта метаморфоза подоходного налога как бы уто­пила в общем объеме бюджет­ных поступлений финансы жилищ­ных отраслей (см. рис. 1).

 

 

Квартирные налоги и квартир­ная плата взаимодополняющие финансовые элементы жилищных отраслей. Квартирная плата с мо­мента ее введения была инстру­ментом не только жилищной, но и налоговой политики государст­ва, поскольку строилась исходя

из социального положения квар­тиросъемщика и его доходов. Од­нако уже с 1926 г. ставилась за­дача преодоления ее налогового характера и придания ей черт ре­альной цены жилища. К началу 60-х годов квартирная плата пе­рестала быть налогообразным сбором, но так и не стала реаль­ной ценой жилья превратилась в чисто символическую величину. Когда она перестала возмещать эксплуатационные расходы, источ­ником дотаций стала та часть по­доходного налога, которая не на­правлялась на жилищное строи­тельство.

Подпись: «эко»Подпись: 77В период 19611986 гг. объемы подоходного налога с населения практически совпадают с расхо­дами государства-на строительст­во и содержание жилого фонда (см. рис. 2). Факт такого совпа­дения не следует понимать бук­вально   что именно средства, аккумулированные через подо­ходный налог, идут на финанси­рование жилищных отраслей. Мы говорим не о жестком закрепле­нии этого источника на всех уров­нях и не о том, что он единст­венно возможен в обозримом бу­дущем, а о количественных про­порциях и качественном построе­нии подоходного налога как це­левого жилищного сбора.

Важно иметь в виду, что меха­низм внешней бесплатности жилья зависит от конкретной историче­ской обстановки. В нашей стране он обеспечивается прямым нало­гообложением, а мог быть и кос­венным, существо дела от этого не меняется. В 20-х годах это по­казал С. Г. Струмилин: «Допустим, что услуги связи становятся бес­платными для потребителя. В та­ком случае их оплату должно взять на себя государство. А для этого оно должно повысить на­логовое обложение, например, путем повышения действую­щих ставок промыслового на­лога или введением какого-ни­будь нового акциза... В других случаях точно такое же рассуж­дение пришлось бы повторить в отношении школ, больниц, суда, милиции и т. д. » °.

6 Струмилин С. Г. Народный доход СССР. // Плановое хозяйство. 1926. № 8. С. 151.


Итак, мы знаем, что вот уже более 25 *лет фонд государствен­ного строительства и эксплуата­ции жилья практически совладает с общим объемом поступлений от населения в виде подоходного налога и что это совладение от­нюдь не случайно. Большинство ученых осознает, что наши квар­тиры это, грубо говоря, нами же заработанные деньги, только через механизм распределения, переданные в общий фонд. Одна­ко при этом все чаще слышатся предложения сделать жилье «бо­лее платным» со ссылками на большее развитие товарно-денеж­ных отношений в обществе, но вне изменений всего прежнего механизма «бесплатности»...


 

ДОРОГА, ВЫМОЩЕННАЯ БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

Немаловажны и те историче­ские обстоятельства, в которых сформировалась изучаемая мо­дель жилищных отношений, период индустриализации страны, во время которого средства, пред­назначавшиеся для «жилищного строительства вообще», изыма­лись у населения прямыми нало­гами и распределялись по при­оритетам чрезвычайного време­ни на расселение рабочей силы вокруг промышленных новостроек. Эта жилищная политика была типичной для такой исторической ситуации и в принципе не имела альтернативы: централизованное вмешательство необходимо, что­бы в подобных обстоятельствах не ухудшились условия жизни наиболее значимых общественных групп например, заводских ра­бочих... Но модель жилищных отношений, сформировавшаяся в экстремальных условиях, продол­жает функционировать уже более полувека.

До сегодняшнего дня ей при­писывалась способность реализа­ции тех социальных целей, о ко­торых уже упоминалось: сглажи­вания жилищных и доходных не­равенств, обеспечения равного права на доступ к жилью. Теоре­тически это должно происходить так: средства на строительство общего жилого фонда формиру­ются с учетом реальных возмож­ностей каждого, а затем кварти­
ры распределяются общественны­ми организациями так, чтобы га­рантировать равномерное удов­летворение этой приоритетной потребности. Но такое возможно только в идеальном,
«лаборатор­ном» обществе. В реальном же, где действуют люди, выражаю­щие интересы социальных групп, эти «благие намерения» использу­ются совсем в иных целях; обще­ственные интересы закономер­ным образом заменяются груп­повыми. Как следствие этого выявленная социологами тенден­ция все большей поляризации на­селения по жилищным условиям (вопреки ожиданиям) и тот «жи­лищный фон», на котором тен­денция проявляется. Обобщенное описание этого процесса можно составить хотя бы по материалам прессы:

       Быстро и без помех строи­лись персональные особняки. Почти каждый, кто получал «ру­ководящий» портфель, начинал свою деятельность со строитель­ства личного коттеджа, но за го­сударственный счет... Все особня­ки, горделиво вознесшиеся над окружающими ветхими застрой­ками, принадлежат руководящим работникам... Хорошая квартира вне очереди стала считаться чем- то вроде обязательного прило­жения к руководящей должно­сти... У одного из обладате­лей такого особняка секретаря парткома поинтересовались: не испытывает ли он каких-либо мо­ральных неудобств в своем про­сторном жилище, в то время ког­да большинство жителей теснит­ся в «балках», «сборно-щелевых» избушках. Но не увидели на лице секретаря и тени смущения... Высокопоставленные работники обеспечивали жильем не только себя. Решение комиссии по опе­ративным вопросам обязывало горисполком выдать квартиры из общего фонда их детям и другим родственникам... Сыновья и до­чери, сестры и братья, племянни­ки и просто «нужные люди» влия­тельных лиц получали жилье, даже не зная, что такое очередь... Такие дома стали звать в народе «детскими домами»... В общем, кто распределяет, тот в первую очередь и получает... Вскоре вы­яснилось, что кроме законной очереди существует иная, тене­вая... Факты нарушения жилищно­го законодательства были много­численными. Они усугублялись тем, что вокруг жилищного во­проса существовала зона молча­ния... Искаженная информация помогала скрыть истинное поло­жение дел... К нарушениям при­частны ответственные работники,



 


 

поэтому круговая оборона оказа­лась устойчивой и долговре­менной...

Даже если все квартирные ма­фии будут изобличены, точку нельзя ставить до тех пор, пока существуют причины, воспроизво­дящие эту ситуацию вновь и вновь. Результаты проведенных автором интервью убеждают, что модель жилищных отношении, основан­ная на административных прин­ципах внешней бесплатности, но имеет и не может иметь! ме­ханизма защиты против волюнта­ризма, протекционизма и пря­мой коррупции. По идее защит­ную функцию должны выполнять профсоюзные комитеты и орга­ны народного контроля, однако аппарат этих организаций давно уже не защищает интересы тру­дящихся. Распространенной прак­тикой является «пересаживание» в профсоюзные кресла бывших партийных и иных руководителей не первого ранга, которым до пенсии осталось 56 лет.

Но дело не в конкретной прак­тике. Сама «советская модель» жилищных отношений порож­дение Административной Систе­мы и один из важнейших ее фор­постов. И недаром даже неболь­шое изменение например, пе­редача средств на жилье мест­ным Советам вызывает про­тесты: «Не имея в руках такого мощного рычага влияния на раз­витие производства, как выделе­ние средств на жилищное строи­тельство, Министерство не может отвечать за развитие отрасли в целом»[1].

Рычаг влияния на самом деле мощный. Но его воздействие на стабильность производственного процесса представляется нам сом­нительным, ибо ведомственное жилье привлекает, но не удер­живает работника. А вот управ­лять работником позволяет имен­но этот рычаг так, как это опи­сывают публицисты «толстых» журналов. Постоянные сверхуроч­ные работы? Никто не отказы­вается: нужна квартира и лучше не проявлять строптивости. Комсо­молец не хочет идти на «добро­вольно-принудительный» суббот­ник? Парторг(1) напоминает уч­ти, тебе еще жилье получать... Подошла очередь на «заводскую» квартиру? Жди решения несколь­ких руководителей, а если и по­лучишь ордер останется в за­водской конторе...

Для Административной Систе­мы жилье рычаг манипулирова­ния работником, его закрепоще­ния. Рычаг власти.

Такая ситуация характерна не только для нашей системы она в каком-то смысле является ти­пичной. Еще задолго до появле­ния советских чиновников «... анг­лийские фабриканты, владельцы рудников и горнозаводчики прак­тически убедились, какое давле­ние они могут оказывать на бас­тующих рабочих, если они одно­временно являются домохозяева­
ми этих рабочих
» (Ф. Энгельс. К жилищному вопросу). Вот по­чему небезосновательны тревоги за судьбу перестройки: действую­щая жилищная модель одно из эффективных средств сдержива­ния ее человеческого фактора. Естественное стремление иметь нормальные бытовые условия оборачивается цепью компромис­сов личностных, нравственных, производственных, политических.

Современная модель жилищ­ных отношений имеет полукрепостническую сущность и в кор­не противоречит социализму как обществу свободных ассоцииро­ванных производителей. Вообще всякая раздача «... не столько ба­за коммунизма, сколько одна из основ бюрократического аппарата. Ведь именно право делить что- то общественное не по четким критериям итогов труда, а по зыбким «идеалам справедливо­сти»— база для сохранения бюро­кратов, которые к тому же при­сваивают право не только делить фонды, но и истолковывать сами идеалы»[2],

Эта модель не обеспечивает и равенства шансов на изменение жилищного статуса разных соци­альных групп. (Речь, разумеется, идет не об уравниловке, а о нор­мальном положении вещей, ког­да партийный или иной чиновник в получении жилья не обгоняет рабочего или инженера, находя­щихся с ним в равных стартовых условиях.) «Советская модель» создает ситуацию, когда нор­мальный рынок товарного жилья подменяется квази-рынком ве­домств и статусов. И пропаган­дистская машина Административ­ной Системы потрудилась над тем, чтобы в массовом сознании конкретная жилищная политика 3080-х годов стала прочно отож­дествляться с истинно социали­стической. Размыть этот стерео­тип помогает изучение того, как строились жилищные отношения в 20-х годах.

 

НЕПОДВЕДЕННЫЕ ИТОГИ

В 20-е годы жилье было вклю­чено в товарно-денежный оборот. Намечались мероприятия по фор­мированию финансовых ресурсов жилищного сектора из собствен­ных источников., «Основными мо­ментами жилищной политики, указывал начальник жилищного отдела Главного управления ком­мунального хозяйства НКВД Д. И. Шейнис, являются: хозяй­ственная постановка эксплуатации жилого фонда на началах самоокупаемости и накопления средств внутри самого хозяйства для амортизации и расширения жилфонда путем строительства. Для этой цели проводятся перио­дические повышения квартирной платы, учреждаются специаль­ные капиталы жилфонда, накоп­ляющие доходы от домового хо­зяйства и имущества и бронирую­щие эти доходы на нужды строи­
тельства и капитального ре­монта...
»

Безусловно, жилищная полити­ка 20-х годов несла на себе от­печаток исторической специфики своего времени и поэтому не под­лежит сегодняшнему копирова­нию. Но тот факт, что могла су­ществовать и развиваться иная модель жилищных отношений, ук­репляет уверенность в возможно­сти принципиальной постановки задачи не «дальнейшего совер­шенствования» действующей мо­дели, а формирования новой, на­правленной на максимальное рас­крепощение работника, увеличе­ние сферы выбора.

 Новая модель, по словам Г. X. Попова, должна устранить «поле» протекционизма, угодни­чества и взяток для одних и иж­дивенчества, безысходности и пас­сивности для других. Новые жилищные отношения не долж­ны деформировать личность, делить людей на просящих и дающих.

Новая модель жилищных отно­шений не должна сдерживать раз­вития производства, науки и куль­туры. Это связано с горячо об­суждаемым сегодня вопросом о прописке, ставшей существенным фактором формирования коллек­тивов. Наконец, эта модель должна способствовать увеличе­нию собственной ресурсной базы жилищных отраслей и эффектив­ному функционированию эконо­мики в целом.

Таким требованиям, на наш взгляд, может удовлетворить жи­лищная система, ядром которой является реальная аренда жилья. Вместо двух жилищных отраслей (строительство и жилищно-ком­мунальное хозяйство) каждая тер­ритория имела бы единую жи­лищную организацию, которая строит дома, сдает их в аренду, обеспечивает фирменное обслу­живание и работает на принципах хозрасчета. Но сегодня это не более чем общая идея. Для ее воплощения в реальный проект необходимо наряду с социальны­ми исследованиями в "СССР изу­чить системы жилищных отноше­ний разных стран (вне зависимо­сти от их политического устрой­ства) с целью выявления всевоз­можных инструментов жилищной политики и способов преодоле­ния жилищного кризиса.

Обоснован ли напор некоторых авторов, требующих начать пере­стройку жилищных отношений сейчас и немедленно? Думается, что нет. Необходим предвари­тельный анализ зависимости жи­лищного сектора от уровня раз­вития национальной экономики в целом для выявления возмож­ностей реализации той или иной модели. Необходимо подробное изучение жилищного рынка, спо­собов его регулирования и систем социальных компенсаторов для погашения некоторых негативных последствий, которые, опять же, должны быть спрогнозированы...

Это лишь неполный перечень тех исследовательских линий, ко­торые необходимы для деталь­ной проработки новой модели
жилищных отношений в СССР. И стоит ли до получения хотя бы первых серьезных результатов требовать перемен ради перемен? Практика первых лет перестрой­ки показала, что спешно приня­тые решения обладают обратным эффектом и не достигают постав­ленных целей, будь то пресече­ние пьянства или борьба с не­трудовыми доходами. Жилищный вопрос отзывается на миллионах персональных судеб, и его новое решение требует не только ра­дикального подхода, но и тща­тельных предварительных иссле­дований.



[1] Ходжаев Д. Комплексность главное направление в застройке городов. // Плановое хозяйство, 1976, № 8,

[2] Попов Г. X. Перестройка экономики и индивидуальный труд. // Наука и жизнь. 1987. №?.