На Главную страницу НЭСШ      
На страницу Теории раздаточной экономики  

Институциональная теория хозяйственного развития России

В данной статье представляются основные положения теории хозяйственного развития России в рамках институционального подхода. Она является примером использования методологии институционального подхода к российской действительности без заимствования понятий и теоретического ядра, разработанных для западных, рыночных экономик.

Институциональная теория хозяйственного развития России интегрирует многие продуктивные идеи разных подходов. По существу в ней представлена модель хозяйственного развития Евразийской российской цивилизации и объясняется характер интеграции институтов западной и восточной цивилизации в рамках единой исторической траектории. Рафинируется категория "азиатский способ производства" через открытие институционального ядра как древних восточных обществ, так и современных бывших социалистических экономик. Показывается, что "административно-командная система" является лишь одним элементом более сложной институциональной системы раздаточной экономики советского периода, а отношения типа "бюрократический рынок" характеризует ее кризисную фазу.

Институциональная теория хозяйственного развития России отличается от всех существующих теорий о России, тем что она позволяет решать следующие задачи: реконструировать историческую траекторию хозяйственного развития России; работать одновременно на макро- и микроуровне социально-экономических процессов; выявлять механизмы функционирования российского общества как в стабильные, так и в трансформационные периоды; объяснить повседневную практику российской жизни.

Новая парадигмальная рамка

Фокус данной теории направлен на институциональные изменения хозяйственной системы России в долгосрочном ретроспективном аспекте и в краткосрочном ситуативном плане. Объектом ее исследования является институциональная структура хозяйственной системы России как в целом, так отдельных ее сфер. При этом под хозяйственной системой понимается система отношений, определяемая институциональным ядром, в рамках которых общество производит средства к своему существованию.
Институциональное ядро - совокупность институтов, обеспечивающих всю полноту правил и ограничительных рамок, в которых протекает хозяйственная жизнь общества и в которых общество осуществляет свою жизнедеятельность. Институты являются генной структурой общественной и хозяйственной жизни, невидимой внешне, а только схватываемой специальным инструментарием. Все что на поверхности хозяйственной жизни - лишь продукты определенного институционального устройства. Институциональный подход позволяет отнестись к прошлому хозяйственного развития не как предмету исторической науки, а как к жизненному циклу хозяйственной системы.

Методологической рамкой институциональной теории хозяйственного развития России выступает новейший институциональный подход. Новейший институциональный подход отличается по многим теоретическим позициям от новой институциональной экономики. В частности, в нем институты понимаются как правила игры, по которым функционирует экономическая система, а не как элементы экономической организации общества. Новейший институциональный подход четко разводит институты и организации, а новая институциональная экономика рассматривает многие экономические организации как институты. Основоположником новейшего институционального подхода является "поздний" Д. Норт, сформулировавший новые методологические принципы институционального похода: в самом общем виде это - не институты в рамках экономики, а экономика подчинена институциональным правилам, сформировавшимся в длительном историческом развитии хозяйства. (1)

Институциональная теория хозяйственного развития России основывается на предположении, что наряду с рыночными экономическими системами существуют отличные от них, но столь же жизнеспособные и имеющие свои собственные законы развития - раздаточные экономики. Хозяйственная система России имеет природу раздаточной системы на протяжении всей ее экономической истории с IX по XX век, а экономическая эволюция в России есть эволюция институтов раздаточной экономики.

В основе институциональной теории хозяйственного развития России лежат следующие методологические предпосылки:

1. принцип объективности - экономические закономерности не зависят от воли и желаний отдельных личностей. Раздаточная экономика, также как и рыночная имеет объективный характер.
2. принцип естественности - раздаточная экономика, как и рыночная экономика, продукт объективных материальных условий. Она не является искусственным образованием или конструкцией сознательной политической программы какой-либо партии или диктатора.
3. принцип историзма - раздаточные отношения, так же как и рыночные зародились в древности на заре человеческой цивилизации в примитивных формах. В процессе эволюции постепенно развивались и приобрели современные институциональные формы.
4. принцип саморегулятивности - в обоих типах хозяйственных систем (рыночных и раздаточных) существуют естественные сигналы обратной связи, на которые ориентируются лица, принимающие решения.

Прежде всего эти методологические посылки отличают институциональную теорию хозяйственного развития России от других теорий, работающих с нерыночными экономиками ( например, концепции примитивных или архаичных экономик, азиатского способа производства и т.п. ) Кроме того, все перечисленные концепции базируются на положении о дорыночном характере нерыночных экономик: они исторически отсталые и должны быть или будут преобразованы в рыночные. С точки зрения институциональной теории хозяйственного развития России раздаточные экономики столь же самостоятельны в развитии, как и рыночные. У них своя траектория и законы развития. Они совершенствуются и развиваются на своей собственной платформе, не преобразуясь в другой тип экономики. Раздаточные экономики существовали всегда и в примитивных, архаичных формах и в форме азиатского способа производства. Они, как и рыночные экономики, развиваются, сохраняя раздаточную природу и усложняя формы существования своих институтов, причем курс этого развития тот же - приобрести цивилизованную природу, демократизировать все стороны жизни, стать эффективными и жизнеспособными.

Широко известен термин "распределительная экономика", однако в данной теории используется понятие "раздаточная экономика" по следующим принципиальным соображениям. Прежде всего, рыночная экономика в той же мере распределительная экономика, что и раздаточная экономика, поскольку в ней присутствуют все фазы общественного воспроизводства "производство - распределение - обмен - потребление". Однако в рыночной экономике распределение осуществляется через механизмы "купли-продажи", в то время как в раздаточной экономике - через механизмы " сдач-раздач".

Второе отличие связано с концептуальным подходом: если "распределительная" экономика рассматривается как искусственная, внеисторическая и с доминированием субъективного фактора в ее становлении и функционировании, то "раздаточная" экономика в рамках теории хозяйственного развития России рассматривается как объективная, возникшая в ходе естественно-исторического развития, имеющая собственные законы развития.

В-третьих, лингвистический анализ терминов как древнего, так и современного экономического российского быта вывел именно на такую терминологию. Так, например, слово "государь", появившееся в начале 16 века, является аббревиатурой: ГО - господин, хозяин, СУ - первое обращение к служивым людям, ДАР - дарующий, раздающий блага. Таким образом, государь - это хозяин земли русской, находящийся у нее на службе и обеспечивающий своих подданных. В связи с этим государство расшифровывается как раздаточно-служебное хозяйство. (Подробнее о лингвистическом анализе терминов русского экономического быта см. 2.)

В институциональной теории хозяйственного развития России используется новый категориальный аппарат, опирающийся на термины российского экономического быта. Этот прием уже применялся при построении рыночной теории: "Попытки теоретизирования с помощью обыденных понятий рынка являются началами всех экономических теорий, и эта сила обыденных понятий не является сама по себе недостатком а, напротив, представляет собой недостаточно высоко оцененное преимущество для научного мышления, непосредственно получающего доступ к непостижимо богатым источникам жизненного опыта. ... Язык жизни оказывает высшую услугу научному мышлению, показывая пути, по которым можно проникнуть в скрытое ядро жизненного опыта." [3, с. 442].

Этот прием крайне важен для выявления сути экономической системы нерыночного типа, существующей в России. Обычные методы введения новых понятий из другой экономической среды приводят к расхождению заимствованных названий и реального экономического содержания. "Русская действительность, обозначаемая заимствованным термином, не укладывается в него, не узнает себя в нем. Эти слова становятся знаками другой жизни; в то же время происходит как бы подмена сути." [4, с. 395].

Определение раздаточной экономики

Раздаточная экономика рассматривается как определенная институциональная структура, формирующая (и охватывающая) законы и правила игры хозяйственных систем, а также определенный тип поведения, отношений и связей. Под раздаточной экономикой понимается такая экономическая система, которая обладает следующими признаками.

Собственность (земля, средства производства, инфраструктура) носит общественно-служебный характер: отдельные ее части передаются хозяйствующим субъектам под условия выполнения правил ее использования и управляются специальными государственными органами. Категория "общественно-служебной собственности" дает другой взгляд на то, что ранее называлось общественной собственностью. Общественно-служебную собственность отличают два признака: права по ее владению распределены между всеми хозяйствующими субъектами и не принадлежат в полном объеме никому, второй признак - доступ к ней осуществляется в форме службы. С позиций теории хозяйственного развития России общественно-служебная собственность существовала на всех институциональных циклах, но в разных формах. Например, государственная собственность - есть форма общественно-служебной собственности третьего институционального цикла развития хозяйственной системы России.

В основе экономической организации лежит служебный труд - участие в трудовом процессе на объектах общественно-служебной собственности и (или) выполнение определенных функций в интересах всего общества. Служебный труд носит обязательный характер, обусловленный внешними по отношению к каждому субъекту условиями, и означает выполнение ими определенных, предписанных обществом функций и обязанностей.

Обеспечение материальных условий для выполнения служебных обязанностей в рамках общественно-служебной собственности осуществляется через институт раздач. Объектами раздач могут выступать все виды материальных и нематериальных объектов: земля, рабочая сила, деньги, жилье, услуги и продукты. Институт раздач предопределяет формы владения материальными объектами, поскольку раздаче подлежат не только сами объекты, но и объем прав по их распоряжению, посредством которых определяются правила владения и использования этих объектов.

Выполнение производственных задач и формирование общественного богатства происходит через институт сдач. Институт сдач представляет собой обязательное дополнение института раздач, поскольку невозможно раздать какие-либо блага предварительно их не аккумулировав. Другими словами, если под раздачей понимается процесс передачи материальных благ, ресурсов или услуг из единой собственности во владение различных субъектов хозяйственной жизни, то под сдачей понимается обратная передача вновь созданных или других имеющихся (необходимых обществу) материальных благ, услуг и ресурсов от всех хозяйственных субъектов и частных лиц в распоряжение всего общества.

Сигналы обратной связи, отражающие реакцию всех участников общественного воспроизводства на возникающие проблемы, передаются посредством института административных жалоб. Институт административных жалоб является проводником сигналов снизу вверх для всей хозяйственной системы в целом. Жалобы показывают, условно говоря, температуру хозяйственного организма и в этом смысле являются критерием успешности функционирования раздаточной экономики.

Движущим механизмом раздаточной экономики является механизм координации сдаточно-раздаточных потоков. Для реализации этого механизма служат соответствующая система управления и финансовые институты, отражающие специфику раздаточной системы. Так, план является важнейшим элементом раздаточной экономики третьего институционального цикла, поскольку план представлял собой механизм координации сдаточно-раздаточных потоков. На втором институциональном цикле такую роль выполняла государственная роспись доходов и расходов.

Фундаментальным законом раздаточной экономики является закон (механизм) сдач-раздач означающий, что 1). любой раздаче сопутствует сдача, т.е. раздача и сдача -две стороны одного экономического отношения; 2). каждый субъект в раздаточной экономике стремиться к максимизации своей доли, как разнице между полученными раздачами и произведенными сдачами; 3). на уровне общества существует стремление к балансированию потоков сдач-раздач, что в существенной мере определяет социальную, экономическую и научно-техническую политику общества.

Концептуальная характеристика институциональных циклов

Институциональная теория хозяйственного развития России охватывает длительный исторический период - с IX по XX вв., поскольку именно в этот период зародилась и функционировала по определенным законам раздаточная экономика России. Эволюция раздаточной системы в России прошла уже три крупных цикла (рис. 1 ):

I институциональный цикл пришелся на конец IX в. и продолжался до начала XIII в. ( княжеский период). В историографии этот период обозначается как "Киевская Русь". За ним последовал первый переходный период (удельные века ).

II институциональный цикл охватывает период с конца XIY в. до середины XIX в. (Московско-Петербургский период или царская Россия). С середины XIX века до первой трети XX века длился второй переходный период, известный под названием "развитие капитализма в России".

III институциональный цикл имеет достаточно четкие границы - 1920е - 1980е гг. (советский период). С конца XX века реализуется программа рыночных преобразований и протекает третий переходный период.

Принципы выделения институциональных циклов в исторической ретроспективе базировались на типологии институциональной среды на разных этапах развития раздаточной экономики и исходя из степени развития сдаточно - раздаточных отношений. В каждом цикле существует своя форма воплощения институтов раздаточной экономики, которая преобразуется в новые формы в следующем цикле. Формально каждый институциональный цикл начинается с новой формы государственности и с отрицания институциональной среды переходного периода.


{ место для рисунка }

Между основными периодами институциональных циклов располагаются переходные периоды. Переходные периоды характеризуются распространением элементов, похожих на элементы европейских институтов соответствующего исторического периода. Деление на основные и переходные периоды определяется господствующим типом отношений и характером собственности. В переходные периоды возникала частная собственность и распространялись товарно-денежные, рыночные отношения. В основные периоды господствует общественно-служебная собственность и сдаточно-раздаточные отношения.

На рис. 1 изображены институциональные циклы по фактической распространенности того или иного типа отношений. То, что один цикл охватывает более 2-х столетий, а другой менее века зависит от множества исторических факторов. В частности, в период второго институционального цикла происходило расширение границ Российского государства, слабо были развиты информационные технологии и т.д. Эти факторы обусловили большую продолжительность второго институционального цикла по сравнением с третьим. В то же время следующий, четвертый институциональный цикл может быть гораздо более продолжительным по сравнению с третьим в связи с необходимостью встраивания договорных отношений в раздаточную экономику.

Три институциональных цикла представляют собой три последовательные стадии развития институтов раздаточной экономики. Раздаточная экономика, как и рыночная, развивается по единой цивилизационной оси, составными компонентами которой являются научно-технический прогресс, культурная компонента - образование и духовная жизнь, общечеловеческие ценности - свобода, ненасилие, демократия и прогрессивные институциональные технологии, такие как например, контрактное или договорное право.

Формы институтов раздаточной экономики совершенствуются для решения тех задач, которые стоят в каждый исторический момент времени перед обществом. Уровень политического насилия не зависит от типа экономической системы, а зависит от уровня общего цивилизованного развития той или иной страны. Движение по оси "насильственные формы управления - ненасильственные" самостоятельное, как бы параллельное оси развития институтов раздаточной экономики.

С позиций институциональной теории хозяйственного развития России институциональный цикл раздаточной экономики подразделяется на основной и переходный периоды. В свою очередь основной период имеет фазы подъема, стабильного функционирования и кризиса. Выяснение причин возникновения кризиса является составной частью разрабатываемой теории. Кризис институциональной системы раздаточной экономики возникает при непропорциональном увеличении институциональных издержек или издержек по управлению экономической системой в целом. Диспропорции между производительными и управленческими издержками влияют на снижение трудовой мотивации и в целом приводят к неэффективности воспроизводственного процесса.

Поскольку "чистых" экономик не существует, в каждом типе присутствует определенная доля отношений из "противоположной" системы, т.е. в рыночных - раздаточные, а в раздаточных - рыночные. Технология их сосуществования - один из интереснейших исследовательских вопросов. Для раздаточных экономик взаимодействие рыночных и раздаточных отношений в рамках одного институционального цикла выглядит следующим образом:

* переходный период: рыночная среда накладывается на кризисные институты раздаточной экономики, она довлеет, диктует свои правила, но при соприкосновении с раздаточной средой претерпевает модификации, искажающие ее сущность. К концу этого периода раздаточная среда вытягивает для себя полезные элементы из рыночной среды и начинает ощущать в себе потенцию к восстановлению. Искаженная рыночная среда не приводит к экономическому подъему и компрометирует себя.
* стадия восстановления: оплодотворенная раздаточная среда начинает оживать, расширять свои границы, подминая под себя уже совсем выхолощенные рыночные формы. Пример - НЭП, идеология этого периода - усиление государственного вмешательства в рыночную экономику. Борьба "кто кого?" решается в пользу обновленной раздаточной институциональной среды.
* стадия функционирования: раздаточная среда ставит под свой контроль фрагментарные рыночные формы и, таким образом, обеспечивает устойчивое функционирование всей системы.
* стадия кризиса: раздаточная среда устаревает, теряет эластичность, институциональные пробелы заполняют стихийные формы рыночных отношений, которые имеют самый широкий спектр от криминальных и полулегальных до неразрешаемых, но и незапрещаемых.

Факторы поддержания раздаточной экономики

Исследование роли идей и идеологий в раздаточной экономике России имеет не только научный, но и практический интерес. На каждом цикле развития раздаточного хозяйства была своя форма существования национальной идеи: от православия до научного коммунизма. Национальная идея являлась элементом служебного труда, который опирался в значительной мере на моральные стимулы. В настоящее время по заданию сверху "ищется" новая национальная идея. Общий итог дискуссий на эту тему составляет комбинация из трех слов - народность, патриотизм, порядочность. Однако важно понять, что национальные идеи берут свои корни в глубочайших философских, теоретических и религиозных системах.

В качестве современной национальной идеи в России может (и будет) выступать теория, объясняющая природу российского общества и закономерности его развития, а также указывающая перспективу. Подобно тому как рыночная парадигма является элементом западной самоидентификации, новая теория ляжет в основу формирования комплекса идей, объединяющих российский народ и направляющих его усилия в единое конструктивное русло.

Идеи и идеологии формируют субъективные ментальные конструкции, с помощью которых индивиды интерпретируют окружающий мир. Они создаются или обновляются в раздаточной экономике тогда, когда требуется новый импульс для ее развития. Когда существующая идеология тормозит развитие раздаточной экономики, она отбрасывается и начинается формирование новой. Так было с социалистической идеологией, которая помогла на определенном этапе становлению раздаточной экономики III цикла, но как только стала реальным тормозом развития, была отброшена.

В рамках институциональной теории хозяйственного развития России предполагается основательное обсуждение вопроса, почему в России укоренилась раздаточная экономика, которая несмотря на неоднократные попытки ее преобразования в рыночную, тем или иным способом возвращается в исходному типу институционального состояния. В настоящее время только сделано предположение о существовании в России "коммунального" характера материально-технологической среды, при которой теснота социально-экономических связей такова, что их разрушение и частное обособление может вызвать распад всего общества.

Коммунальный характер материально-технологической среды - это среда, обладающая 5 признаками: 1) она является фактором выживания и условием общественного благополучия, 2) требует упорядоченных коллективных действий, 3) объем ресурсов на ее поддержание превышает индивидуальные и групповые возможности, 4) обладает технологической целостностью, т.е. ухудшение положения в одной части приводит к ухудшению в системе в целом, 5) инвариантна к платежеспособности населения.

Понимание этого обстоятельства на инстинктивном, генетическом уровне сформировало "этатизационные" ценности большинства российского населения, что означает приверженность к сильному государству, руководящему и управляющему хозяйственной жизнью. Этатизационный потенциал населения - это та часть населения, которая признает и считает необходимым, чтобы государство активно участвовало в хозяйственной жизни общества, а приватизационный потенциал населения - те, кто считают, что государство не должно вмешиваться в хозяйственную жизнь. Давно замечено и описано в литературе как научной, так и художественной, что русский (советский, российский) человек имеет особый менталитет, своеобразные способы поведения. С точки зрения институциональной теории хозяйственного развития России ничего странного в этом нет. Это сложившийся тип рационального поведения, который позволяет ему выживать в сложившейся раздаточной среде российской экономики. Изучение поведенческих факторов под таким углом зрения поможет объяснить многие явления, до сих пор относящиеся к загадочной русской душе.

Два эти фактора, преобладание этатизационных установок населения и коммунальный характер материально-технологической среды, смыкаясь на определенных исторических рубежах, выводят экономику из переходного периода и обеспечивают новый импульс к восстановлению раздаточной институциональной среды.

Логика хозяйственного развития России 1

В первом институциональном цикле основу хозяйства составлял полюдно-общинный раздаток. В рамках общины старейшина распоряжался казной, раздавал пищу и одежду, распределял занятия. Управление всем государством осуществлялось князьями по жалобам членов общин во время полюдья, т.е. во время административно-хозяйственных поездок князя по русским общинам. Одновременно осуществлялся сбор дани, которая сдавалась для содержания князя и его дружины, служащих защите русского государства.

Институциональное ядро раздаточной экономики сформировалось в глубокой древности, с самого начала существования хозяйственной системы России. Только проявлялось оно в примитивных, простейших формах. Однако это было уже то зернышко, из которого выросло все институциональное древо современной хозяйственной жизни России. На Западе в сравнимый исторический период формировались качественно другие процессы. Главное различие заключалось в формировании отношений собственности. Если в России зародилась общественно-служебная собственность, то на Западе - частная. Общины в Европе строились на основе частной собственности общинников, а князья, осевшие в Европе, сразу становились частными, индивидуальными собственниками земли и в последствии превратились в феодалов.

Во втором институциональном цикле господствовал поместно-крепостной раздаток, при котором вся земля и средства производства раздавались ступенчато: государство наделяло помещиков, а они - крестьян. Потоки сдач также были двухступенчатыми: один - в государственную казну в виде податей и повинностей, другой поток, на основе крепостного права, направлялся помещику в виде оброка и барщины. При этом помещики также как и крестьяне были обязаны служить по военным и хозяйственным делам государства на основе поместного права. В этот период окончательно сложилась ведомственная система управления, когда управленческие функции были закреплены за определенными ведомствами, принимавшими решения с учетом челобитных от всех слоев населения.

Институциональное ядро второго цикла приобрело более развитые формы, а сама раздаточная экономика России сделала дальнейший шаг в своем развитии. В сравнимый исторический период на Западе сформировалась феодальная система, которая имеет два принципиальных отличия от раздаточной экономики: основу феодализма составляет частная собственность, в то время как основу раздаточной экономики составляет общественно-служебная собственность. При этом базовые поземельно-служебные отношения при феодализме носят договорной характер, а в условиях раздаточной экономики -обязательный.

В третьем институциональном цикле в условиях административного раздатка общественно-служебная собственность приобрела характер государственной, т.е. была прекращена раздача объектов собственности в условное владение. В рамках этой собственности вся произведенная продукция сдавалась, а все производственные ресурсы раздавались на основе государственного плана. Многоуровневая иерархическая административная модель управления упорядочивала хозяйственную жизнь по территориально-отраслевому принципу. Сложность управляемого объекта породила к жизни многоканальную систему приема жалоб, обеспечивающую обнаружение узких мест.

Между основными периодами раздаточной экономики, как уже отмечалось выше, имели место переходные периоды. В переходные периоды осуществляется поиск нового институционального стержня следующего этапа развития раздаточной экономики. Чаще всего эта будущая институциональная основа заимствуется из рыночной среды западной цивилизации и апробируется в рамках переходных периодов, а затем адаптируется к раздаточной среде, при этом отбрасывается все, что вступает с ней в конфликт. Как правило, этим конфликтным элементом являлись частная форма собственности и свободные горизонтальные отношения.

В первый переходный период таким новым элементом, внесенным из европейского феодализма, были договорные служебно-поземельные отношения. В последствии они были преобразованы в государственные служебно-поземельные отношения и легли в основу всей институциональной системы раздаточной экономики II цикла.

Во второй переходный период широкое распространение получили тресты, в великом множестве возникавшие в начале века прежде всего в США. В американском капитализме тресты существовали как частная форма организации. Однако в основе экономики советского периода тресты уже выступали как государственная форма. Именно этот элемент, заимствованный из другой институциональной среды, преобразованный и пересаженный в раздаточную экономику, дал ей на третьем этапе новую административную модель управления и всем ее институтам новую форму.

Третий переходный период обогатит, как мне представляется, раздаточную экономику контрактным (договорным) правом. Частно-контрактные отношения являются повседневным элементом хозяйственной практики западных стран. В настоящее время они также активно используются и в России. Одновременно идет апробация контрактов в государственной сфере и уже возникла такая отрасль права как "административный договор", одним из субъектов которого всегда выступает государственная власть. В результате формируется институциональная основа будущего "либерального раздатка", а именно - такой системы экономических отношений, в которой при сохранении своей сущности институциональное ядро раздаточной экономики воплотится в либерально-экономические формы с договорной моделью управления, бюджетным регулированием, хозяйственной независимостью основных экономических субъектов, поливидовым характером государственной собственности и органично встроенным институтом рыночной торговли и частного предпринимательства.

Литература

1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М: "Начала", 1997.
2. Бессонова О.Э. Раздаточная экономика как российская традиция // Общественные науки и современность. - 1994. - № 3. - С.37-49.
3. Австрийская школа в политической экономии. - М.: Экономика, 1992
4. Ушаков В. Немыслимая Россия. / Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Россия как идея. - М.: Аргус, 1995. - С.391 - 420.
5. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. - Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1997.

На Главную страницу НЭСШ      
На страницу Теории раздаточной экономики