Каталог работ » Макроэкономика

Тема: Стратегия реформирования Российской экономики

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ 12
1.1. Формирование служебно-раздаточного типа российской экономики...12
1.2. Плановая система управления советской экономикой и этапы ее реформирования...35
1.3. Характеристика и результаты реформирования российской
экономики в постсоветский период...66
Глава 2. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОРИЕНТИР РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 86
2.1. Стратегия подавления теневой экономики...86
2.2. Условия проведения и задачи национальной экономической
политики...108
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 136
3.1. Предпринимательство в системе экономических категорий. . 136
3.2. Совершенствование методов регулирования государственного
и частного предпринимательства в России...165
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЫХОДА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ИЗ КРИЗИСА 200
4.1. Цели и задачи нового экономического курса...200
4.2. Система мер по обеспечению подъема российской экономики...213
4.3. Стратегия реформирования промышленного комплекса Санкт-Петербурга...229
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 246
БИБЛИОГРАФИЯ 268

Выдержки из работы:

Континентальное положение государства диктует региональную универсализацию и опору на собственные силы, способствует автаркической модели развития. Континентальный тип цивилизации в центр внимания старит внутреннюю колонизацию, обустроенность государственного пространства, которая связана с необходимостью концентраты значительных ресурсов. Покорив соседа или взяв его под протекцию, континентальное государство заселяло присоединенную территорию державным этносом и через хозяйственные и духовные сцепления включало в свой состав. Поскольку континентальные государства стремятся к выходу на стратегические побережья, а прибрежные осваивают внутренние территории, чаще всего наблюдается смешанный тип цивилизации с креном в одну или в другую сторону. Наиболее яркой и резко выраженной континентальная традиция предстала в России. Ее природные условия оказали решающее влияние на естественно-исторические формы хозяйствования. В постоянной борьбе за выживание, затрачивая в суровых условиях гораздо больше энергии для обеспечения элементарных условий существования, русский народ стихийно прибегнул к коллективным формам ведения хозяйства, создав общину и артель с тенденцией к уравнительному распределению.

На Руси сложилась служебная организация труда - ратного, управленческого, производительного. Служебный труд носит обязательный характер. Государство закрепляло за всеми слоями населения определенные обязанности, которые делились на два основных вида. Одни должны были служить по государственным и военным делам, другие - кормить тех кто служит. Хотя обязательный характер труда вызван внешними по отношению к каждому человеку УСЛОВИЯМИ, психологически служебный труд не обязательно воспринимается как-принудительный. В служебном труде содержится идея слу жения, каждый раз наполнявшаяся новым содержанием. ПОЭТОМУ неразделен-ность экономики и идеологии, слитых в служебном труде, была характерна для всех эпох русской истории.[30, с.43.44]

Идея службы была внесена в русскую жизнь с приходом князей. По преданиям, князь был призван служить позвавшим его племенам, защищать и преумножать русскую землю. В свою очередь племена наложили на себя обязанность платить дань для прокормления князя с его дружиной и. если надо, служить в его дружине. Особенности исторического пути России привели к тому, что служебные отношения распространились о военной на все стороны жизни.

В русской истории имущество служилых людей образовывалось в результате "пожалования", "дарствования". "раздач". Глава рода на Руси являлся, по выражению С. Соловьева, "раздавателем пищи и одежды", а глава Российского государства, выделявший участки земли во временное или наследственное пользование, величался государем или "господином дарствующим". Неэффективность товарно-денежных отношений в России объяснялась неразвитостью внутренней торговли из-за огромных расстояний и сурового климата. По выражению И.Валерстайна, "потеря на обмене превысила бы прибыль". Поэтому самым простым способом прокормления на Руси было получение земли. Начиная с XI века князья начинают активно использовать этот стимул для привлечения на службу. Принцип "кто служит, тот владеет землей" заставлял российских государей расширять границы страны хтя все новых и новых земельных пожалований. Российская земля стала условием и целью службы, полностью

Низкая плотность населения делала русских земледельцев полуоседлыми. Отсюда "крепостная зависимость", которая была не в силах совершенно приостановить, а только ввела в известные рамки процесс непрерывной крестьянской колонизации государственных окраин. Искатели лучшей доли бежали от крепостного закрепления на север - в леса, на восток - в Сибирь и на юг - в степь. Там постепенно сформировалось служилое сословие воинов-земледельцев - казачество. Взяв на себя охран}' приграничных рубежей, казачество получило от государства Российского привилегии в землепользовании.

Слово "ГОСУДАРСТВО" проясняет сущность экономических отношений России. "ГО" - хозяин, хозяйство: "СУ" - первое древнейшее обращение на Руси (еще до сударя) к служилому человеку: "ДАРСТВО" означает дарить, одаривать. Таким образом, термин "государство" раскрывается как служебно-раздаточное хозяйство. Служебно-раздаточная экономика складывается на базе специфических служебных трудовых отношений, отличающихся от наемных. Для осуществления службы раздаются необходимые материальные условия. Отражением служебной организации общества является принцип "от каждого по - дати, каждому - по чину". Эволюция отношений собственности шла с развитием служебно-раздаточной системы. Владение по обычаю, по факту освоения замещалось раздачей за службу.[30, с.45] Итак, русское государство - это СЛУЖЕБНО-РАЗДАТОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Все, что давалось в форме земли, продуктов, денег, называлось "жалованье", "дача", "надел". Правила и нормы раздач вырабатывались на протяжении всей экономической истории. Вначале раздачи выступали в форме жалованья дружине, получавшей от князя пищу, коней, одежду, оружие. В удельный период главным объектом раздач становится земля. Сложился принцип, по которому, выражаясь языком летописи, "владения волостями условливалось степенью на родовой лестнице" Эти два условия слились в одном слове и образовали исторически первое название землевладения - "вотчина", от слов "от-чич" и "чин". Вотчина означала передаваемое от отца владение, полуценное в соответствии с родословным рангом сына. Со второй половины XV века сложились правила раздачи земли для поместного землевладения: 'оклад - по чину, дача - по вотчине, придача и к окладу, и к даче - по количеств) и качеству службы" Ш.В.Ключевский). В целях стимулирования "придача" зависела от продолжительности и исправности службы, а для ограничения дифференциации размер земельной дачи был обратно пропорционален вотчинам. К концу XVIII века формула раздачи земельного поместья свелась к раздаче по чину. Выработанное правило раздач - "каждому по чину" - сохранилось и в советский период.

Российская казна формировалась в основном за счет дани, подати, оброков. "Ланье" - это добровольная или принудительная передача продуктов или труда. Производительное население России с точки зрения казны называлось "податным". В термине "подать" заложен принцип сдач в ответ на раздачи. В.В.Ключевский, анализируя сущность общинного союза, видел в нем финансовый механизм, через который земля в общине распределялась соразмерно с податной мочью крестьян, то есть делилась между дворами по наличным работникам. Таким образом, каждый должен был отдавать часть произведенной продукции в соответствии с выданными условиями производства, или "подати", по тому, что дало. Плановая советская экономика также предусматривала, чтобы сданная государству продукция была пропорциональна тем ресурсам (основным и оборотным фондам) которыми располагало предприятие. Это объяснялось внутренней логикой раздаточных отношений, отличных от товарно-денежных. Нарушение принципа соответствия сдач и раздач использовалось государством при освоении новых территорий /путем податных льгот/ и при создании новых отраслей. Тем самым в российской экономике применялся не рыночный механизм купли-продажи, а механизм сдач-раздач.

"Денга" в переводе с татарского "дань". В русской финансовой практике термин "деньги" использовался как синоним сборов. Регулировка потоков сдач-раздач осуществлялась посредством цен. с помощью которых менялось направление ресурсов. В ходе экономической эволюции служебно-раздаточная система, используя деньги как экономический инструмент, начала заменять ими как более удобными натуральные потоки сдач-раздач. Двойной стандарт цен советского периода: "сдаточные" и "отпускные" имел аналогию еще в практике московских государей.

Ольга Бессонова выделяет три этапа в развитии сдаточно-раздаточных отношений. На первом этапе, в древней Руси, часть продукции отдается в виде дани, не меняя процесса общинного воспроизводства, который организуется старшим рода. На втором этапе, в период поместного землевладения, вся земля и часть средств производства (скот, посевные материалы) раздаются ступенчато (от государя -землевладельцам, а от них - крестьянам) при соответствующих двух потоках сдач от производителя: один - государственной казне в виде подати и повинностей, другой - помещику в виде оброка и барщины. При этом сам крестьянин находился на самообеспечении. На третьем этапе, в едином служебно-раздаточном государственном хозяйстве, вся произведенная продукция сдается, а все средства производства и предметы потребления раздаются либо в натуральном виде, либо посредством денег. На первом этапе правила сбора дани определялись княжеской грамотой. На втором - государственными росписями и "книгами сбора и выдач", которые имелись у каждого помещика и монастыря. На третьем этапе единой государственной книгой сдач-раздач становится план, который выступает необходимым элементом производственных сл\жебно-раздаточных отношений в условиях всеобщего разделения труда и общественного характера производства. Таким образом, советская плановая система явилась продуктом развития общественного разделения труда на базе служебно-раздаточной экономики.[30. с.38-43]

Роль обратной связи в служебно-раздаточной экономике играли челобитные и жалобы. Как пишет В.В.Ключевский, в Московском царстве по окончании кормления обыватели, потерпевшие от произвола управителей, могли обычным гражданским порядком жаловаться на действия кормленщика, и обвиняемый правитель являлся простым гражданским ответчиком, обязанным вознаградить своих бывших подвластных за причиненные им обиды, платя при этом к судебные пени, и протори. Истцы могли даже вызвать своего бывшего управителя на поединок. На земской соборах XVII века жалобы выражались в форме докладов представителей челобитчиков "обо всяких нуждах своей братии" Так, в 1643 году торговые люди подали царю Михаилу Федоровичу грамоту, в которой жаловались на засилье иностранцев в торговле. В 1667 году был принят Новоторговый устав, по которому иностранным купцам запрещалась розничная торговля на русских рынках и увеличивалось торговое бремя. При Петре 1 создали специальное ведомство по приему челобитных и жалоб - рекетмейстерство. В советский период раздачи вводились в русло нормативов, и жалобы сигнализировали об отклонении от принятых норм либо о необходимости их пересмотра. Количество жалоб выступало индикатором сбалансированности системы в целом и каждого ее уровня, критерием качества управления. Таким образом, служебно-раздаточная экономика, в отличие от рыночной, использовала механизмы неценовой регуляции, связанной с алпеляцией к нравственному чувству социальной справедливости управителей.

Служебный труд вызвал к жизни специфические организационные формы в виде ведомств. Российские ведомства прошли сложный путь эволюции от "наказов" княжеского периода через "приказы" Ивана Грозного и "коллегии" Петра 1 к министерствам советского периода.

За изменением границ Российского государства расширялись его хозяйственные службы. Ведомства позволяли структурировать сложную экономическую реальность огромного государства и управлять ею. Ведомственная организация потребовала определенного порядка по координации служебных функций внутри ведомств и породила иерархию служебных чинов. Каждому уровню иерархии предписывались определенный набор обязанностей и соответствующий чин. Чиновник был самой древней профессией на Руси. В княжеский период функции чиновников выполняли бояре, которые руководствовались родословцем: списком, определяющим знатность рода и высоту чина. К XVIII веку их сменило дворяне, для которых правила занятия служебных мест указывались в "табели о рангах". В советский период чиновники стати именоваться по названию их служебного реестра -"номенклатура".

В России роль государства в экономической жизни была значительно больше, чем в любой европейской стране. Активное вмешательство государства в экономику оыло связью в первую очередь с его военными нуждами, необходимостью содержания постоянной армии, численность которой во времена Московского царства доходила до 25% взрослого мужского населения страны. В России не было феодализма, а значит и развитого института частной собственности на землю. Природа землевладения отражена в летописном названии "Земля Русская". Служебно-раздаточная собственность делилась на виды по тому объем> прав, которые предусматривались земельными пожалованиями. Это были срочные, поместные и вотчинные владения. Срочные земли выдавались на определенный срок, поместные - пожизненно, вотчины - с правом наследования и купли-продажи. Иное дело, что срочные и поместные земли могли самочинным образом превращаться в наследственные вотчины. Однако двусмысленность и неабсолютность такого владения подтверждалась не только правительственными конфискациями и перераспределением монастырских земель и земель опальных вельмож, но ярче всего историей прокладки железных дорог, прошедших по велению царя через сотни имений с полным небрежением к их границам. В начале XX века государственные земли составляли около трети всех российских земель. С точки зрения строительства путей сообщения и объектов общегосударственного значения государственное землевладение давало неоспоримые преимущества.

По мере экономического развития российское государство брало на себя все больше вопросов организации производства, начиная от размещения предприятий и кончая номенклатурой необходимой промышленности. Дореволюционная Российская Империя была страной с самым крупным по тем временам "обобществленным сектором народного хозяйства", а русское кооперативное движение было самым мощным в мире Национализация земель, провозглашенная Советской властью, практически узаконила скрытое монопольное владение землей российским государством. В основу Декрета о земле был положен крестьянский наказ об отмене на вечные времена частной собственности на землю и уравнительном землепользовании. Вся земля обращалась во всенародное достояние и переходила "в пользование всех трудящихся на ней". Все недра, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключительное пользование государства. Вековечная мечта народа, отражающая его соборный дух, осуществилась.

В русской служебно-раздаточной экономике явственно проглядывают черты 'азиатского способа производства". Но есть и существенные отличия. "Азиатский способ производства" был огосударствленным - сдаточно-раздаточным механизмом, осуществляющим взаимосвязи производства и потребления в условиях натурального хозяйства. В служебно-раздаточной экономике подчеркивается идея служения, а значит личностное начало труда на общее благо. Государственность понималась православными русскими людьми как средство реализации священной миссии власти: собирания земель и народов в православном царстве. Такое понимание миссии государства и исторически сложившаяся на Руси организация общественной жизни предопределили то. что жесткая централизация касалась стратегических вопросов и уживалась с местным самоуправлением. Иерархическая державность ограничивалась как бы с двух сторон, высшей духовной целью и местными делами, не подвергавшимися мелочной регламентации сверху. Идеал духовной государственности и местное самоуправление открывали возможность развития личности. Поэтому Россия оказалась столь богатой талантами во всех областях человеческой деятельности.

Чем больше прав делегировалось вниз, тем шире развивались горизонтальные связи или нераздаточные отношения. Они интерпретируются как рыночные, но их логика и форма задаются условиями раздатка. Нераздаточные отношения начинаются с обмена "дачами" (например, государственными квартирами в советский период).

О.Бессонова приходит к выводу, что рыночный и служебно-раздаточный - два типа экономических механизмов, в рамках которых возможна координация усилий больших сообществ. Каждая из этих систем развивается по собственным законам. Их устойчивость достигается взаимодополнением. В мире не существует двух одинаковых национальных экономик. Многообразие обусловливается доминированием одного из двух типов отношений и способов сочетания ры-ночно-раздаточных элементов.[30, с.47] Поэтому теория конвергенции капитализма и социализма имела серьезные основания .

Как справедливо писал Н.А.Бердяев: "Нельзя создать нового человека и новое общество, объявив хозяйственную жизнь обязательным делом чиновников государства. Это есть не социализация хозяйства, а бюрократизация хозяйства... Понимание хозяйственной жизни как социального служения совсем не означает превращения всякого хозяйственного субъекта в чиновника, не означает признания государства единственным хозяйственным субъектом. Бесспорно часть промышленности, наиболее крупной, должна перейти к государству, но наряду с этим хозяйственным субъектом должна быть признана кооперация людей, трудовой синдикат и отдельный человек... Государство при этом будет иметь контрольные и посреднические функции, призванные не допускать угнетения человека человеком".[29, с.6]

В последнее время в странах с рыночной экономикой на протяжении XX века шло неуклонное внедрение раздаточных механизмов. Интегрально роль государства в регулировании экономики может быть охарактеризована отношением расходов госбюджета к валовому национальном}' продукту. В первой трети XX века доля государственных расходов в развитых странах составляла в среднем 8-10% ВНП. Сейчас 30-35% для Японии и США, 40-55% для стран Западной Европы и Каналы. 60-70% для скандинавских стран и Ирландии. Главные направления государственных расходов - социальная сфера, малый бизнес, фермерские хозяйства. В середине 80-х годов в целом по 24 развитым странам с рыночной экономикой бюджетные ассигнования сельскому хозяйств}" составили примерно половин} затрат населения этих стран на продукты питания.[92, с.74-75] Показательно высказывание из цитадели "свободной экономики": "Государственное вмешательство было и остается в этом ужасном мире лучшим средством укрепления нашей демократии, продолжением традиций и расширения прав и свобод наших граждан".[ 124, с.367]

Таким образом, если в рыночной экономике взаимодействие производства и потребления осуществляется преимущественно через горизонтальные связи, то в служебно-раздаточной экономике - через вертикальные. Но не вызывает сомнения, что дальнейшее развитие национальных экономических систем обоих типов ведет к дополнению горизонтальных связей вертикальными, а вертикальных - горизонтальными. Самым трудным является найти способы их сочетания применительно к конкретным условиям каждой страны.

Вполне естественно, что служебно-раздаточная экономика, приспособленная к условиям натурального производства, при переходе к товарному производству стала давать, сбои. Частная собственность в России складывалась как частно-государственная. И это относилось давались частным владельцам или создаваемым для этого компаниям. Им выдавались беспроцентные ссуды на несколько лет, разрешалась беспошлинная продажа товаров. Однако такие компании не обладали правом настоящего владельца предприятия. Скорее это была своеобразная аренда, условия которой определялось государством. Главным* лицом был чиновник специализированного ведомства, устанавливавший приоритеты в развитии отраслей, объемы производства и цены при покупке продукции казной. Наиболее крупные торгово-промышленные состояния в России возникали, как правило, не сами по себе, а благодаря поддержке государства. Когда же у государства ослабевал интерес к деятельности каких-либо торгово-промышленных кланов, судьба их становилась неопределенной. В 1860 году был образован Государственный банк. Гго представители входили в состав правления крупных частных предприятий, выступая в двух ипостасях: контролера и распорядителя. В России наиболее высокого уровня развития достигли именно те отрасли тяжелой промышленности, которые были обеспечены крупными заказами казны.

Однако внедрение в российскую экономику иностранного капитала и становление крупных частных монополий в промышленности стали разрушать традиционные механизмы хозяйственного функционирования России. Чем больше звеньев народного хозяйства подчинено частным монополиям, тем больше национальная цена начинает зависеть от частного интереса монополиста. Цена же любого продукта отражает всю совокупность пропорций производства и потребления в экономике. Поэтому монополист, реализуя свой частный интерес, может нарушить материально-вещественные пропорции народного хозяйства. Чтобы этого не произошло, требуется активное государственное вмешательство, которое в странах с рыночной экономикой приняло формы антимонопольного законодательства и поощрения конкуренции. В России император и правительство далеко не всегда проявляли должную решимость в отстаивании государственных интересов, полагаясь главным образом на развитие казенного хозяйства в противовес частным монополиям. Если в Англии в период первой мировой войны прибыли предпринимателей были ограничены, то в самодержавной России - нет. По уровню государственного регулирования частной промышленности Россия отставала от Германии. Англии и Франции. Складывавшийся рынок разрушат служебно-раздаточную ЭКОНОМИКУ, а найти способы их разумного сочетания времени не хватило.

Октябрьская революция 1917 года стаза следствием первой мировой войны и февральского государственного переворота. Международная финансовая олигархия и ведущие европейское державы втянули Россию в войну и добились свержения самодержавия для устранения опасного конкурента. Февральская революция лишила Россию военной победы и связанных с нею плодов, развалила армию, а затем и всю систему государственного упреждения. Провозглашенной целью Временного правительства являлся созыв Учредительного собрания, которое долгою было расчленить Империю на возможно большее число "демократических республик" и тем самым облегчить поглощение обломков страны иностранным капиталом. Большевики сорвали этот замысел, восстановив российскую государственность в форме СССР и воссоздав служебно-раздаточную экономику на качественно более высоком плановом уровне, отвечающем индустриальной эпохе.

Русская ментальность отторгала дух торгашества рыночной экономики. На выборах в Учредительное собрание осенью 1917 года почти 90% голосов было отдано социалистически ориентированным партиям и кандидатам. Идеология социализма отвечала коллективному бессознательному российских народов. Советская власть стала первым в истории духовным светским государством, существующих во имя построения общества социальной справедливости. В этом также проявилась преемственность исторического развития и духовных традиций России. Марксистская идеология была усвоена и принята на вооружение в части критики социального паразитизма и утверждения коллективистских начал общественной жизни.

Результаты советского периода русской истории говорят сами за себя. Обольщаться высокими темпами экономического развития России перед первой мировой войной не следует. Товарное производство в гораздо большей степени соответствовало менталитету народов Запада. Если в 1861 году национальный доход на душу населения в России составлял примерно 40% от уровня Германии и 16% от уровня США, то в 1913 году - уже 32% от уровня Германии и 1 1,5% от уровня США. Росла и зависимость от иностранного капитала. Зато в 1985 году национальный доход на душу населения в СССР достиг 46,2% от уровня США.[38. с. 16,18] ООН относила СССР к экономически развитым странам мира, а эксперты Всемирного банка прямо указали: "Только как реальную заслугу социализма можно расценивать тот факт, что производя валовый национальный продукт в 2-3 раза меньший, чем высокоразвитые страны, жители СССР по уровню потребления основных продуктов питания находились на их уровне".[41] Плановая экономика советского периода стала закономерным результатом исторического развития экономических отношений в России.

Механизм функционирования плановой экономики прекрасно показан в работе Д.Ю.Миропольского "Неравновесие и типы хозяйственных систем". План как форму связи производства и потребления Д.Ю. Миропольский определяет через единство и различие номенклатуры и объема при приоритете номенклатуры, качественных показателей над количественными, натуральных перед стоимостными. Превращение натуральной номенклатуры в стоимостной объем есть агрегирование номенклатуры плана, а превращение денежного объема в







Сайт создан в системе uCoz