Лестница развития» для Беларуси или четыре шага на пути к модернизации |
||
Дмитрий Крупский Ближайшее десятилетие станет для Беларуси ареной острой борьбы за выбор грядущего будущего. Сохранит ли себя Беларусь как суверенное государство, либо уже де-юре войдет в состав одного из мировых «центров силы»?
Мировой опыт свидетельствует, что в кризисное время, когда обостряется проблема выбора оптимального сценария развития социума, идет активный поиск новых эффективных путей и способов разрешения накопившихся противоречий. Практический курс на комплексную модернизацию Беларуси прямо предполагает необходимость осмысления сложившейся ситуации, определения и последующего использования соответствующих инструментов управления процессом преобразований. При этом едва будет правильным, сводить проблему лишь к обеспечению эффективности функционирования лишь одной подсистемы социума – национальной экономики. В этой связи, целесообразно рассматривать возможности для модернизации Беларуси сквозь призму концепции «лестницы развития». «Лестница развития» - строго упорядоченная система технологий, знаний и навыков, а также совокупность рынков тех товаров и услуг, которые способна создавать конкретная страна. Фактически «лестница развития» в широкой интерпретации этого понятия, отражает степень цивилизованности любой страны, ее место в мировой иерархии государств. Уже сейчас ясно, что мировой финансово-экономический кризис отнюдь не завершился, более того, основное противоречие – между виртуальным (избыток фиктивного финансового капитала) и реальным (ограниченность товарных рынков, достижение пределов платежеспособного спроса на имеющейся технологической базе 5-го техноуклада) секторами мировой экономики – не разрешено, и планету еще ожидает острая драма формирования новой технологической структуры мировой экономики, базирующейся на технологиях 6-го техноуклада. Как показывает опыт прошлого (мировые кризисы, связанные со сменой 3-го и 4-го технологических укладов, соответственно 1929-1933 годы и 1973-1974 годы), всякий глобальный кризис чреват масштабными социальными потрясениями и военно-политическими конфликтами. Следовательно, ближайшее десятилетие будет исключительно тяжелым, если не драматичным, для судеб миллионов людей, ибо, по мнению ряда ученых и экспертов, нынешний мировой финансово-экономический кризис, есть частный случай от системного кризиса всего человечества, всех подсистем (духовной, социально-политической, экономической) планетарной цивилизации. По мнению российских ученых в области синергетики (синергетика – наука о самоорганизации различных систем) А.Подлазова и Г.Малинецкого, в период 2022-2027 г.г. существует высокая вероятность некоего глобального фазового перехода, знаменующего выход планетарной цивилизации на принципиально иную траекторию развития человечества. Как пишет Г.Малинецкий, «Модели мировой динамики показывают, что предшествующая траектория развития мир-системы теряет устойчивость. Весьма вероятен дефолт американской экономики. Известный математик академик В.П. Маслов и ряд других экспертов относят его на 2013-2014 годы. Человечество живет «не по средствам», потребляя ежегодно углеводородов больше, чем природа создавала за 2 миллиона лет. Отсюда следует, что должен произойти… технологический переход – создание и освоение жизнеобеспечивающих технологий, которые были бы способны поддержать человечество не десятилетия, как нынешние, а хотя бы века. Это вызов для всего человечества, и для всей науки, равного которому не было в истории. И к которому человечество, судя по всему, пока не готово…» Таков контекст происходящего, в рамках которого находится Беларусь. На этом фоне, судьба Беларуси в период 2012 - 2025 годы будет определяться необходимостью (и даже неизбежностью) выбора стратегического пути развития, предусматривающего два принципиально возможных варианта: - во-первых, военно-политическая и экономическая интеграция в один из двух суперэтносов - Российский (Российская Федерация) либо Европейский (Евросоюз) – выступающих суператтракторами – «притяжителями», в состав которых в свое время уже входила Беларусь (Речь Посполитая -16-18 столетия; Российская империя – 18-20 столетия). В этом случае, с учетом реального потенциала Беларуси, нам уготована роль пограничного региона в составе одного из мировых «центров силы», со всеми вытекающими последствиями; - во-вторых, сохранение своей национальной независимости и государственного суверенитета, позиционирование Беларуси в качестве межцивилизационного «моста» между Западом (ЕС) и Востоком (РФ). Этот вариант, на мой взгляд, может быть реализован лишь за счет комбинированного использования двух факторов – провозглашение Беларуси нейтральным государством, чей статус официально подтвержден первоклассными великими державами; и формирование национальной экономики, базирующейся на технологиях 5-го и 6-го техноукладов, значительно менее зависимой от российских углеводородов. Реализация этого варианта предполагает провозглашение политики постоянного нейтралитета и «равноудаления» от названных «центров силы» с последующей денонсацией ранее подписанных соглашений, и проведение комплексной модернизации Беларуси. С учетом вышеизложенного, можно прогнозировать, что ближайшее десятилетие станет для Беларуси ареной острой борьбы за выбор грядущего будущего, результатом которого станет ответ, сохранит ли себя Беларусь как суверенное государство, либо уже де-юре войдет в состав одного из названных «центров силы». При этом замечу, войдет в качестве одного из элементов, в качестве единицы второго-третьего эшелона (в смысле влиятельности и значимости). К чему это может привести, наглядно показывает пример Польши, – страны, имеющей тысячелетнюю историю национальной государственности, традиции и богатое культурное наследие – собирательный образ граждан которой в странах «ядра» ЕС (Франция, ФРГ, Великобритания) под слоганом «польский водопроводчик» стал символом дешевой и непритязательной рабочей силы… При таких делах, вполне возможно, что собирательный образ белорусов в ЕС будет позиционироватся не иначе как «белорусский батрак»! С другой стороны, едва ли вдохновляющей выглядит перспектива одномоментного превращения граждан суверенной Беларуси в жителей Северо-Западного края РФ, со всеми сопутствующими атрибутами и «прелестями» современной российской жизни. На этом фоне остается широкий простор для личного выбора позиции каждого конкретного человека: с кем он, в какой стране он хочет жить, каково его личное видение ситуации и своего будущего. По мере обострения обстановки, такой выбор станет неизбежным. На мой взгляд, именно осознанный выбор активной части общества (а таковых – людей с избыточной энергетикой - пассионариев, в любом социуме – не более 10%) и предрешит историческую судьбу нашей страны. В этом контексте становится очевидным, что идея комплексной модернизации Беларуси в недалеком будущем может стать синонимом национальной идеи белорусского народа, символом его коллективной воли и борьбы за сохранение национальной государственности и реальной независимости. Из практики социального управления известны две ключевые технологии консолидации и мобилизации общества, которые в разных комбинациях используются человеческой цивилизацией до сих пор, и лежат в основе любой идеологии: - во-первых, технология достижения общей цели; - во-вторых, технология борьбы с внешним врагом. Осмелюсь открыть секрет Полишинеля: Беларусь, как и абсолютное большинство побежденных в «холодной стране» государств бывшего социалистического лагеря не имеет своей национально-государственной идеологии (на мой взгляд, из всех стран СНГ лишь Казахстан смог выработать и последовательно провести в жизнь свою концепцию национально-государственного строительства). Более того, за прошедшие двадцать лет произошла очевидная всем деградация духовной жизни общества, что стало следствием утраты базовых целей и ценностей, в результате проведения политики «оглупления» народа. Поясню свою мысль: Советское государство, при всей его тоталитарности, одной из базовых целей предполагало формирование свободного и всесторонне развитого человека. Вся советская идеологическая машина – пропаганда, искусство, литература и кинематограф – утверждали в обществе желаемые образцы-эталоны «советского образа жизни», возвышая человеческое в человеке. Да, эта была во многом декларативная цель, сплошь и рядом вступавшая в противоречие с реалиями жизни, зачастую жестокой, несвободной и несправедливой. Но результатом реализации этой цели стало формирование достаточно большего слоя мыслящих и образованных людей, способных критически оценивать происходящее. Именно они зримо видели расхождения между декларируемым и реальным положением вещей, именно они стали движущей силой «перестройки». По мнению ведущего российского исследователя проблем постиндустриального общества В.Л.Иноземцева, СССР в последнее десятилетие своего существования по своему интеллектуальному потенциалу был ближе к восприятию «общества, основанного на знаниях», нежели современная Россия. В силу целого комплекса причин, созидательный потенциал советского общества оказался растрачен впустую, что и предопределило бесславный финиш самой «перестройки»… После дискредитации и краха коммунистической идеологии, и последовавшего за этим распада СССР, утвердившаяся у власти новая элита постсоветских государств, занятая перераспределением благ, не стала обременять себя миссией формирования какой-либо идеологии, восприняв готовые образцы целей и ценностей, любезно переданные странами Запада. Полученный результат, в общем-то, очевиден и в пространных комментариях не нуждается. Следовательно, первый шаг на пути к модернизации страны – создание собственной национальной идеологии, наполнение национального сегмента культурно-информационного пространства Беларуси контентом, вызывающим резонанс с ментальными ценностями белорусского народа. В обществе должна утвердиться атмосфера национального возрождения, культивироваться такие образцы поведения, которые пробуждали бы в человеке лучшие качества человеческой натуры, помогали бы людям обретать цель и смысл жизни, воодушевляли «на труд, и на подвиг». Безусловно, эти мои слова многим покажутся наивными в наш циничный век, но именно через простые и близкие всем истины и идеалы возможно формирование жизнеутверждающего мировоззрения. Поясню свою мысль следующим примером: когда-то, в разгар «перестройки», в СССР был показан китайский фильм «Рыбная лавка «Ямаха». Сюжет его банален и прост: двое молодых людей решив изменить свою жизнь, открывают рыбную лавку и начинают вести свой бизнес. Пройдя через ряд неудач и испытаний, они становятся вполне успешными предпринимателями, обретя, к тому же, и свою любовь. По ходу фильма показаны два типичных образа действующих лиц китайских реформ: чиновника – бюрократа и коррупционера, препятствующего бизнесу, и сотрудника народной милиции, который неоднократно помогает главным героям преодолевать возникающие трудности и препоны. Т.е. любому, посмотревшему фильм, становится ясно, как жить, и что следует делать, чтобы добиться успеха. Что-то не припоминается ни одного подобного фильма, созданного в Беларуси, не говоря уже о России (там создали сагу о российском варианте успеха – посмотрите «культовый» сериал «Бригада» и все становится ясно…). Национальным кинематографом до сих пор так и не созданы кинофильмы, позволяющие сформировать в общественном сознании целостное и всеобъемлющее восприятие исторического прошлого Беларуси, давным-давно должны были быть экранизированы исторические произведения В.Короткевича, Л.Дайнеко, К.Тарасова, В.Орлова… Почему так?! Ответ прост: есть армия работников «идеологического фронта», а вот национальной идеологии – как системы общепризнанных в белорусском обществе целей и ценностей, образцов и идеалов, норм и правил поведения, обеспечивающих успешную жизненную «навигацию» граждан - нет… Ключевой вопрос – кто субъект модернизации, во имя чьих интересов должны быть проведены преобразования. Как представляется, к настоящему времени, в Беларуси сформировался достаточно широкий и пестрый по своему составу «средний класс». В его состав входят различные слои инженерно-технической и гуманитарной интеллигенции, мелкого и среднего чиновничества и бизнеса, высококвалифицированных рабочих. Все эти слои обязаны своему развитию индустриальной экономике, закат которой мы наблюдаем сегодня. Именно поэтому, вторым шагом на пути к модернизации страны должна стать политика активного вовлечения «среднего класса» в процесс модернизации, прежде всего посредством масштабного переобучения кадров для формирующейся «экономики знаний», ядром которой сегодня выступает ИТ-индустрия. В этом контексте, заслуживает самого пристального внимания и всемерной поддержки, инициатива генерального директора холдинга «БелХардгрупп» Игоря Мамоненко, выступившего с проектом «ИТ-СТРАНА», предусматривающего «взрывной» рост в течение пяти ближайших лет численности ИТ-индустрии с 25 до 300 тысяч человек. Результатом реализации данного проекта должен стать выход белорусской ИТ-индустрии на объем продаж порядка 7 млрд долларов США ежегодно (для сравнения, по данным сайта Парка высоких технологий «объем производства компьютерных программ в 2009 году составил по предварительным данным 390 млрд рублей и вырос по сравнению с предыдущим годом на 50%»). Именно при таких темпах развития появятся все основания утверждать, что Беларусь действительно строит «общество, основанное на знаниях». В том, что у Беларуси есть для этого достаточный технико-экономический потенциал, зримо демонстрирует нынешнее состояние мировой «лестницы развития» (в порядке убывания сложности): -микроэлектронно-информационный комплекс; -аэрокосмическая промышленность (производство космических летательных аппаратов и реактивных самолетов); -автомобилестроение; -тяжелая промышленность и базовая металлургия; -легкая промышленность. Как видим, в структуре национальной экономики Беларуси представлены практически все «ступени» «лестницы», что позволяет рассчитывать, что страна, при целенаправленных усилиях, перестанет быть вечно догоняющей и окажется в числе лидеров мировой экономики. По оценкам экспертов, уже после 2015 года в экономике стран - технологических лидеров будет доминировать 6-ой технологический уклад, характеризующийся развитием биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. Именно те страны, которые сумеют вырваться вперед в освоении нового техноуклада, и станут технологическими лидерами планеты на новом витке технико-экономического развития. Рост и распространение мировой наноиндустрии пока стопорится за счет двух ключевых факторов: - во-первых, недостаточного развития квантовой информатики, что требует создания квантовых компьютеров для математического моделирования и сложных вычислительных работ; - во-вторых, слабости соответствующей приборной базы, что преодолевается за счет разработки и последующего распространения специализированного нанооборудования (электронных и сканирующих зондовых микроскопов). Как представляется, в случае форсированного развития в Беларуси ИТ-индустрии, как это предусматривается проектом «ИТ-СТРАНА», и концентрации усилий на развитии квантовой информатики (а у Беларуси уже есть опыт создания суперкомпьютеров типа «СКИФ»), усматривается возможность достижения мирового технологического лидерства по данному направлению, с извлечением соответствующей монопольной технологической ренты. Таким образом, инвестиционно-структурная перестройка – формирование и развитие высокотехнологичных отраслей «новой экономики», есть третий шаг на пути к модернизации Беларуси. Принципиально подчеркнуть, что в странах с преобладанием восточной модели цивилизационного прогресса, где доминирует не рыночная, а раздаточная экономика, государство является и инициатором и главным «двигателем» модернизации. В этой связи резко возрастает роль персонального фактора в принятии стратегических решений, что требует наличия достаточного культурно-образовательного кругозора и уровня профессиональной и управленческой компетентности правящей элиты. Должна быть четкая и ясная масштабная цель, трансляция которой в общество вызывало бы соответствующий резонанс. Должна быть политическая воля правящей элиты для реализации намеченного курса в жизнь. Мировоззрение нынешней белорусской элиты сформировалось в эпоху господства индустриальной экономики, когда значимыми были масштаб производства и количественные показатели. Сейчас, когда в мире полным ходом идет смена эпох, крайне важным представляется обеспечить присутствие в составе правящей элиты представителей новой – постиндустриальной формации, понимающих механизм функционирования и закономерности развития постиндустриальной экономики. В свете данного обстоятельства, обновление правящей элиты Беларуси на основе реализации меритократического принципа (власти по заслугам) становится еще одним шагом на пути к модернизации страны. Опыт прошлого наглядно показывает, что идея модернизации страны, озвученная правящей элитой, всегда имела успех лишь тогда, когда резонировала с настроением активной и образованной части общества, во-первых, и была доступна и понятна для широких масс населения, во-вторых. Сталинская модернизационная триада включала три четких цели-ориентира: 1. Культурная революция; 2. Индустриализация; 3. Коллективизация. Настойчивая и последовательная реализация указанных целей (побочным эффектом реализации которых – и это следует ясно осознавать -стали многочисленные провалы и преступления, стоившие жизни и свободы миллионам людей) позволила СССР в течение двадцати лет (1930-1950 годов) провести модернизацию и обрести статус сверхдержавы. Потенциал Беларуси по определению не сопоставим с потенциалом великих держав. Равно как и каждая модернизация, проводимая в конкретно-историческую эпоху – уникальна и неповторима. Опыт модернизации в индустриальную эпоху есть и он обширен. Однако, ни одной стране еще пока не удалось провести модернизацию в постиндустриальную эпоху. В этой связи, у Беларуси есть уникальный шанс стать первопроходцем на пути постиндустриальной модернизации. Стратегическими целями-ориентирами комплексной модернизации Беларуси, как представляются, могут стать следующие: 1. Национальное возрождение белорусского народа; 2. Формирование общества знаний; 3. Формирование «новой экономики». Успешная реализация названных целей позволит кардинально преобразить белорусское общество и обеспечит вхождение Беларуси в состав узкого «клуба» государств – технологических лидеров планеты. В заключении, имеет смысл сказать, что автор отнюдь не претендует на истину в последней инстанции, и вполне ясно осознает, что его соображения являются далеко не бесспорными.
|
|