|
Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства
"И все же прошлое всегда с нами, и все что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит от прошлого: Не понимать этого: значит не понимать настоящего. Сочетать его с настоящим, порывать с ним, когда оно не поддается такому соединению: превращать все это в пульсирующий материал: для размышления и действия - вот что такое жизнь".
Дж. Неру
Текущий финансовый кризис показывает, что несмотря на огромные возможности России, мы пока так и не смогли создать диверсифицированную, устойчивую экономику, существующую за счет внутреннего спроса. Так называемые 'либеральные' экономисты, концентрируя свое внимание на макроэкономических параметрах, оторвались от анализа реальных экономических процессов, суть которых - становление цивилизованных отношений собственности, улучшение инвестиционного климата и проведение суверенной финансовой политики. Проблема развития малого бизнеса (и предпринимательства вообще) в России со стороны государства до 2007 г. не имела адекватного внимания. В тоже время в Стратегии 2020 г., а также многочисленных выступлениях Д.Медведева этому вопросу уделено значительное место.
Возможно, в будущем малый и средний бизнес будет также 'национальным достоянием России'. Но для этого необходимо, чтобы государство наконец-то разглядело, что он может быть такой же 'дойной коровой', как и сырьевые отрасли экономики. Скорее всего, нынешний мировой кризис, который приведет к снижению цен на сырье, поставит страну перед необходимостью смены экономической модели и проведения реальной модернизации экономики.
В развитых странах вклад малых предприятий в ВВП составляет около 50-70%, в РФ - около 15%. Создание мощного сектора мелкого (и среднего) предпринимательства является одним из ключей к экономическому и социальному процветанию страны. Его развитие будет способствовать росту доходов населения, повышению занятости, рождаемости, снижению социальной напряженности, формированию опоры власти - среднего класса, по 'расширенным' критериям составляющего сейчас не более 5-10 % населения (по Стратегии 2020 - 60-70%). Как известно, капитал стремиться туда, где выше его отдача, т.е. ниже риски и издержки. Но административные, финансовые и инфраструктурные барьеры на вход в рынок в РФ достаточно высоки. Именно поэтому в международных рейтингах экономической свободы страна занимает низкие позиции.
Ментальная и идеологическая проблема
Главная проблема заключается в том, что Россия практически не имеет длительного позитивного опыта развития предпринимательства. За почти 80 лет административной экономики частное предпринимательство, успешно нарождающееся в России после отмены крепостного права, было практически полностью уничтожено. Горбачевская 'перестройка' дала стране долгожданный глоток экономической свободы. Однако реформы 90-х 'шоковой терапии' сразу создали значительные проблемы для развития предпринимательства. Скачкообразный рост цен и гиперинфляция привели к ликвидации национальных сбережений, а введение высокого уровня НДС - вызвало уход экономики в тень. 'Либеральная' финансовая политика оказалась неспособна решить задачу адекватного развития финансовой системы. Степень насыщения экономики деньгами - монетизация (отношение денежной массы М2) к ВВП к 2000 г. - составляла всего лишь 14.8%, увеличившись к 2007 г. до 40% (в развитых странах - 80-100%).
Разрушать легко, а построить значительно сложнее. Численность наемных работников в РФ достигает до 95% [1]. По данным Левада-центра до 69% россиян не занимаются бизнесом, около 5 % хотели бы начать, до 8% начали заниматься, но из них до 60% считают свои деятельность неудачной [2]. И теперь, чтобы малый бизнес 'заработал', над ним придется потрудиться не только 'снизу', но и 'сверху', затратив немало усилий.
Развитие предпринимательства должно стать одной из составляющих нашей национальной идеи, которую В.Путин трактовал как достижение высшей степени конкурентоспособности страны и ее граждан во всех сферах. Именно эта идеология стала основой превращения США в 19 веке в мощнейшее государство мира, а теперь ее не менее успешно (но с учетом местной специфики) использует и Китай.
Административные барьеры
Наиболее значительный ущерб малому бизнесу (и предпринимательству вообще) наносит административный пресс, являющийся экономической основой для коррупции. Чиновники не могут в массовом порядке 'приватизировать' государство - это полный абсурд. Созданная система такова, что руководство страны может потерять рычаги воздействия на свой аппарат, который будет жить своей 'жизнью'. Численность чиновников в 'рыночном РФ' превышает бюрократический аппарат 'планового' СССР. Наша экономика, как при Царской России, так и при социализме носила признаки 'раздаточного' характера [3], который частично сохраняется.
Государство не должно заниматься излишним вмешательством в процесс принятия частных решений, а напротив - помогать упрощать и делать доступным этот процесс. И лозунг 'чем меньше государства, тем лучше' в данной сфере вполне оправдан. Сейчас мы административным путем пытаемся ослабить давление на малый бизнес. Но как решить эту проблему, представляющую замкнутый круг, при котором часть структур государства подобны змее, пожирающей себя за хвост? Чтобы поднять чиновникам зарплату, нужно иметь развитую и цивилизованную экономику, дающую большие налоговые поступления, а для этого необходимо перестать 'кошмарить' бизнес. Наиболее корректный выход из проблемы - мотивировать госаппарат на развитие экономики, легализовать высокий уровень доходов чиновников, но поставить его в жесткую зависимость от вклада в реальное развитие экономики.
Создание структур, отвечающих за развитие предпринимательства
Для того, чтобы усилия государства по развитию малого бизнеса не прошли впустую, следует учредить государственную структуру, отвечающую за развитие данной сферы. Это может быть а гентство по развитию малого бизнеса, но учитывая запущенность проблемы - лучше министерство, обязательно имеющее региональные филиалы. Например, в США еще в 1953 г. была создана Администрация Малого Бизнеса (SBA) - U.S. Small Business Administration. На основе симбиоза государственных, общественных и бизнес-структур необходимо создать специализированные центры по развитию малого бизнеса, которые оказывали бы услуги и консультации (для начинающих предпринимателей - бесплатные) по развитию бизнеса. Такие структуры в РФ уже создаются на основе идеи бизнес-инкубаторов, помогающих пройти первую стадию основания бизнеса, а также технопарков, создаваемых обычно на базе вузов, призванных помогать в технической сфере. Первые бизнес инкубаторы появились в 50-х годах Англии, но особенно успешно они себя зарекомендовали в 80-е годы в США.
Центры могли бы оказывать услуги в обучении, в предоставлении и разработке бизнес-планов, получении финансирования, подбору и рекомендации подрядчиков по строительным и ремонтным работам, поставкам оборудования. Совместно с местными администрациями они вполне способны успешно планировать наиболее перспективные сферы приложения новых проектов (общепит, услуги, строительные работы и пр.) в развитии их инфраструктуры. Как раз здесь поддержка государства может быть эффективной. Эти же центры могли бы осуществлять юридическую поддержку, организовывать защиту прав малых предприятий, в том числе от недобросовестного поглощения (рейдерства) и пр.
Успех бизнес-проекта в значительной степени зависит от величины стартового капитала бизнесмена. Однако в наших условиях даже те люди, у которых есть необходимый стартовый капитал, испытывают тотальный информационный голод, не понимая, в какие сферы их вложить, какова доходность и специфические риски проектов. Основная задача таких центров - снятие подобного рода информационных и организационных барьеров.
Во многих странах мелкий и крупный бизнес смог добиться успешного симбиоза, например путем фрайчайзинга, а также передачи элементов производства из крупных производств в малый бизнес. Власти Москвы предлагают использовать возможности малого бизнеса для развития общепита и строительных работ.
Инфраструктурные барьеры
В экономике РФ существуют огромные и нфраструктурные ограничения, не хватает производственных помещений. Власти городов оставляют первые этажи в основном под торговые помещения. Однако помещения под производства и мастерские являются большим дефицитом. Старые промзоны, например, в Подмосковье, уже пользуются достаточным спросом. Наибольший резерв для строительства помещений производственного назначения дадут именно пригороды и сельская местность. В крупных городах выгодным бизнесом является строительство бизнес-центров, возможно на аналогичной основе следует создавать цивилизованные промзоны. Для решения проблемы покупки оборудования необходимо дальнейшее развитие лизинга с возможным механизмом компенсации процентной ставки по лизингу из бюджета.
Дефицит недвижимости и избыток спекулятивного капитала обуславливали огромные цены и арендную плату в секторе коммерческой недвижимости, обуславливая рост издержек предпринимателей. Новый закон о поддержке малого бизнеса призван помочь этой проблеме путем льготных условий аренды и выкупа помещений. Б удем надеяться, что со временем рыночное предложение помещений, в т.ч. на фоне финансового кризиса, а в дальнейшем - по мере развития цивилизованного рынка недвижимости сможет уравновесить спрос при гораздо меньшем уровне цен.
Одним из существенных тормозов развития экономики является недостаток электрических мощностей, особенно в крупных городах, а также рост коррупции в этой сфере. Д о 70% заявок за 2007г. не удовлетворены [4]. В целом эта проблема будет решаться на фоне фундаментальной программы развития атомной энергетики, недавно одобренной В.Путиным. Неоднократно обсуждались программы развития дорожного строительства. Однако пока реальное развитие инфраструктуры отстает от потребностей экономики, лишая ее базиса для дальнейшего развития, порождая еще один замкнутый круг консервации отсталости. В тоже время массированные расходы государства, направленные на эти цели - сейчас лучшее лекарство от кризиса и компенсации роста безработицы.
Проблема развития малого бизнеса неразрывно связана с развитием отрасли средств производства для его нужд. Это отличная сфера для приложения частного капитала - развитие производства разнообразных павильонов, мини-кафе, мини-магазинов, станков, пекарен; мини-ферм по разведению птицы, свинины, коров; мини-консервных заводов. Не меньший интерес представляет производство дешевых и доступных строительных материалов, малоэтажных готовых домов с их дальнейшей сборкой. Сюда же относятся разнообразный франчайзинг, формирование 'под ключ' и продажа готового бизнеса. Эта сфера может быть привлекательной для иностранного капитала, способствуя ускоренному обновлению нашей производственной базы за счет роста импорта передовых технологий и оборудования. Развитие сферы малого бизнеса способно резко усилить темпы экономического роста России, как за счет создания собственного продукта, так и за счет роста совокупного спроса.
Финансовые барьеры
Важнейшая проблема развития малого бизнеса - доступность кредита, финансирования, минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Банки не могут пойти на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих достаточную степень успешного опыта, а также не имеющих достаточного уровня обеспечения. По разным оценкам, до 50% фирм разоряется в течении первого года. Успех проекта зависит от того, насколько велико желание, увлеченность, профессионализм претендентов на занятие тем или иным видом бизнеса, а также их финансовые возможности. Начинающему бизнесмену для получения кредита часто приходиться заложить квартиру, дачу и пр. А если она - квартира - одна, что закладывать? И эта проблема будет решаться только по мере развития рынка и накопления капитала у его граждан. На селе этот вопрос может быть решен путем льготного предоставления в собственность предпринимателям и фермерам земельных участков.
До кризиса ряд банков, ориентируясь на спрос, разработали программы без залогового кредитования малого бизнеса. Такие кредиты позволяли получать банкам достаточно неплохую доходность - 20-26% при сносном уровне риска. С одной стороны, интересы развития малого бизнеса (и бизнеса вообще) уже давно требуют низких ставок. Сейчас финансовый кризис создаст еще больше проблем для получения финансирования. Дефицит ресурсов, вызванный ужесточением денежной политики и оттоком капитала, ведет к реальному росту ставок на рынке. Решить проблему можно путем развития механизма кредитования с использование компенсации части процентной ставки из бюджета или фондов развития малого бизнеса. Для принятия решений о выдаче кредитов целесообразно создавать кредитные комитеты, в которые входили бы представители банков, центров по развитию бизнеса и местных органов власти. Неплохой результат в области развития малого бизнеса может дать венчурное, т.е. рискованное финансирование, дающее высокую доходность за счет небольшого числа успешных, но высокодоходных проектов.
К проблеме финансирования малого бизнеса примыкает проблема развития банковской системы, особенно в регионах, развитие системы микрокредитования. Удачным примером такого проекта может служить работа лауреата Нобелевской премии мира 2006 года Мухаммад Юнуса (Бангладеш), который смог наладить кредитную работу среди беднейшего населения, выдавая при этом практически необеспеченные (бланковые), но при этом в основной массе возвратные кредиты. Как известно в Китае эту проблему решали государственные банки и институт деревенского ростовщичества. За 2007 год объем кредитов, предоставленных малому бизнесу увеличился почти в два раза, до 20 млрд. долл. При этом потребность удовлетворена только на 20%. [5]
Рост издержек производства
В последнее время в РФ отмечается рост издержек бизнеса [6], как за счет инфляции, растущих тарифов, рост цен на энергоносители, роста процентных ставок (стоимости денег), так и за счет процесса 'обеления' бизнеса, сопровождающееся повышением уровня собираемости налогов. Если краткосрочные интересы наших монополистов и приоритеты стерилизационной финансовой политики будут по-прежнему первичными, это будет крайне негативно влиять на ростки инновационной экономики. Необходим разумный компромисс в пользу общенациональных интересов, который в дальнейшем позволит получить всей стране намного больше. Рост тарифов на фоне денежного дефицита следует отложить до лучших времен.
Проблемы прав собственности и ее распределения
Неуважение к частной собственности - важнейшая национальная проблема РФ, имеющая слишком давние корни. Почему Россия не Америка? В процессе развития в США активно развивался институт массовой частной собственности, при котором ее граждане получали возможность практически бесплатно получить землю и обзавестись личным хозяйством (вспомните хотя бы знаменитый Гомстед-акт). Напротив, в России при значительно больших земельных ресурсах изначально процветало крепостничество, в качестве основы имевшей институт гражданского рабства. Частная собственность создает национальное богатство, капитал, инвестиции, накопления, порождает спрос и предложение, подталкивая экономику к росту. Нет массово доступной собственности - еще один порочный круг нищеты и неосвоенности России продолжает замыкаться.
Административная экономика при СССР по-прежнему запрещала развитие института частной собственности, что в дальнейшем еще больше усугубило процесс отторжения населения от национальных ресурсов страны. И все эти 'рудименты' по прежнему продолжают 'рулить' нашей экономической реальностью. В итоге страна упускает огромные возможности для развития экономики, не получает рабочие места и налоги. Россия имеет колоссальные пространства, но освоить их не может - сказывается дефицит рыночного мышления. В интересах страны создать механизмы доступности земельных ресурсов - чтобы земля обрабатывалась крестьянами, использовалась предпринимателями, стала капиталом. Эта мера создаст в экономике колоссальный спрос вместе с ростом предложения, переведя страну из прозябания на путь 'большого толчка'.
Многие по-прежнему воспринимают цивилизованный бизнес не как основу экономики, прогресса и богатства страны, а как некий объект для 'экспроприации'. Отъем собственности после революции 1917 г. эволюционировал в 90-х в рэкет, а в 2000-е годах в рейдерство, который стало очень серьезной болезнью нашей экономики. Здесь нужна предельно жесткая и четкая позиция государства на защиту прав собственности и бизнеса. И чем дальше будет затягиваться решение этой проблемы, чем ниже будет падать авторитет государства. Либо мы получим эффективную, цивилизованную и устойчивую экономику, либо - засилье 'серости', нестабильность и социальную неустойчивость.
Налоговые барьеры
Задача 'обеления' экономики, в которой значительная часть предпринимателей в той или иной мере пользуется оптимизационными схемами, создания условий для нормального налогообложения и пополнения бюджета уже давно назрела.
Снижение НДС до уровня 10-12% является важнейшей политической и экономической задачей, направленной на создание благоприятного фона для развития предпринимательства, промышленности, инновационной экономики, конкуренции, санации последствий кризиса, поддержки фондового рынка и пр. Бизнес выйдет из тени, кроме того, любое 'выпадение' можно будет скомпенсировать, не затрагивая 'инновационных' секторов. Аналогичная стратегия должна быть при 'обелении' зарплат, ЕСН следует также снизить. Для стимуляции вложения в новое оборудование следует увеличить норму амортизации. Не менее полезным было повышение порога оборота по упрощенной системе налогообложения - ныне это около 25 млн.руб. в год.
С кем Вы, мастера культуры?
Значительная часть населения по-прежнему живет пережитками прошлого, не понимая преимуществ развитого рынка. При этом тупиковая модель бюрократического капитализма лишь усиливает сомнения населения в рыночных ценностях.
Каких граждан мы хотим мы иметь? Творческих, образованных, социально и нравственно ответственных, независимых от государства, но являющихся его опорой, или апатичных, слабых и тотально зависимых? Мы хотим иметь здоровое общество или иметь пороховую бочку социальной нестабильности в виде потенциальных угроз 'оранжевых' революций? До определенного момента можно пытаться 'регулировать' политические процессы, но обойти экономическую реальность никому не удавалось.
Важнейшая составляющая успеха - массовый и правильный ПИАР в поддержку предпринимательства. Телевидению и СМИ не нужно гнаться за 'дешевыми' рейтингами, по принципу ' people хавает', а следует, наконец, научиться формировать их. Как показывает история, нищие, требующие хлеба и зрелищ, являются крайне плохой основой для мировой державы, но отличной - для ее окончательного развала. Покажите не только развлекательные шоу, не наводящие тошноту фильмы про криминал, а снимите интересное кино или программы про предпринимателей, руководителей предприятий, глав регионов, фермеров, врачей, ученых, добившихся успеха. Вот и будет вам 'российская мечта', национальная 'идея'. Мы учим всю страну выбирать музыкальные и артистические таланты, но почему мы не делаем тоже самое на сюжетах, обучающих предпринимательству, поощряющих свободу и успех?
Что сделано для развития малого бизнеса, предпринимательства и улучшения инвестиционного климата в России?
Недавно Президент подписал ряд законов, направленных на поддержку малого бизнеса. Это преимущественное право на выкуп арендуемых помещений через 3 года, сокращение периодичности проверок, уведомительный характер по регистрации для значительной части видов деятельности, замены сертификации на декларирование качества продукции. Однако еще в 2000 г. меры по ограничению проверок применялись, но все осталось по-прежнему. Нужно сделать все, чтобы начатое не осталось просто словами.
Предпринимательское сообщество должно более четко осознать свои интересы и научиться отстаивать их. Здесь должен раскрыться потенциал общественных организаций, защищающих интересы бизнеса (ОПОРА России, Деловая Россия и т.д.) и гражданского общества в целом. Финансовый кризис скорее всего усилит политическую активность среднего класса и предпринимателей.
Наши граждане должны получить реальную возможность реализовать себя в интересной, эффективной и нормально оплачиваемой работе. Развитие предпринимательства и защита прав собственности - задача N 1 для власти. Остальное приложится.
Список литературы
М.Привалова, 'Поддержка малого предпринимательства: граждане не доверяют государству', http://www.finam. ru/analysis/forecasts00BCC/default.asp ' Две трети россиян не хотят заниматься бизнесом', k2kapital, http://finance.rambler. ru/news/ratings/6909418.html Бессонова О.Э., 'Раздаточная экономика России: эволюция через трансформации', http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/321347.html В.Корочкин, 'Очень не хотелось бы разочарований', Kreml . Org , http://www.kreml.org/interview /187928395 С.Башурина, ' Старт без денег ', Газета.ru, http://finance.rambler. ru/news/economics/13777073. html Б.Титов, 'В России стало невыгодно производить', Kreml.Org , http://www.kreml.org/opinions /187140168
Александр Смирнов, экономист, аналитик Kreml.org, 22 Декабрь 2008 22.12.08
|
|