<="" font=""> |
Деятельность органов государственной власти в сфере российского жилищного рынка в условиях мирового финансово-экономического кризисаВ статье представлена система государственных инструментов управления рынком жилья. Рассмотрены различия в составе государственных инструментов управления рынком жилья до мирового финансово-экономического кризиса и в период кризиса. Подчеркнут переход в современной жилищной политике от применения преимущественно рыночных инструментов к применению совокупности рыночных инструментов и инструментов прямого воздействия на рынок жилья. Ключевые слова: государственные инструменты управления, мировой финансово-экономический кризис, рынок жилья.Рынок жилья представляет собой экономические отношения, складывающиеся между его собственниками (владельцами, пользователями) по поводу и при передаче, аренде, найме, залоге и иных рыночных отношениях в жилищной сфере. Уместно выделить два подхода к пониманию рынка жилья: первый – функциональный – рынок жилья является частью рынка недвижимости, второй – системный – рынок жилья входит в систему отраслевых рынков. Кроме того, рынок жилья представляет собой сложную систему взаимодействующих рынков: жилищного земельного рынка, финансового жилищного рынка, строительного жилищного рынка (первичного), вторичного жилищного рынка [1]. Жилищный рынок представляет собой целенаправленную деятельность экономических субъектов, непосредственно обеспечивающих процесс обращения жилищной недвижимости и порождаемых ею жилищных услуг. К экономическим субъектам относятся: предприятия, организации, государство и население – конечный потребитель. Каждый субъект действует на рынке, исходя из собственных интересов, имеющихся возможностей, обусловленных внутренними и внешними факторами и располагаемых инструментов воздействия и регулирования рынка жилья. Жилищный рынок - это объект, который управляется не только извне, но и изнутри, через деятельность экономических субъектов. Поэтому систему экономических методов управления жилищным рынком условно можно разделить на два уровня: внешний – макроуровень (государство) и внутренний – микроуровень (субъекты жилищного рынка). Управление жилищным рынком с точки зрения экономических субъектов (микроуровень: строительные компании, банки, финансовые организации, население как потребитель) осуществляется исходя из цели получения частных выгод и благ, удовлетворения собственных потребностей. Воздействие на жилищный рынок осуществляется через постановку, решение собственных задач. Реализуя конкретные интересы, участники жилищного рынка через собственную деятельность оказывают воздействие на управляемый объект – жилищный рынок, формируя через спрос и предложение (внутренние факторы) его параметры и направления развития. Суммарное воздействие на жилищный рынок отдельных субъектов складывается в общую внутреннюю экономическую систему управления жилищным рынком на микроуровне [1]. Данное воздействие осуществляется посредством применения набора инструментов, которыми располагают экономические субъекты на микроуровне. Так, строительные организации воздействуют на рынок жилья с помощью использования такого основного инструмента, как установление цен на жилье; банковские организации влияют на рынок жилья посредством использования инструмента процентных ставок по ипотеке. Управление жилищным рынком на макроуровне, то есть государственное управление жилищным рынком, осуществляется исходя из представления интересов общества, достижения общественного благосостояния. Цель государственного управления жилищным рынком – создание условий для улучшения жилищных условий населения Российской Федерации. Это одно из важнейших направлений государственной социальной политики, так как обеспеченность населения жильем является одним из наиболее значимых показателей качества жизни населения, а также залогом улучшения демографической ситуации в стране. Кроме того, государственное управление рынком жилья довольно тесно связано и с экономической политикой государства. Так, жилищная политика, ориентированная на массовое строительство и доступность жилья для большинства населения, имеет мультипликативный эффект. Жилищно-коммунальное строительство поддерживает экономику в работоспособном режиме, развивая как потребительский сектор, так и производственный сектор, создающий дороги, коммунальную и социально-транспортную инфраструктуру [2, с. 206]. Таким образом, государство заинтересовано в управлении рынком жилья. Для оказания влияния на рынок жилья государством может использоваться целый набор государственных инструментов управления рынком жилья, которые воздействуют на параметры данного рынка. Весь спектр государственных инструментов управления рынком жилья можно разделить на прямые и косвенные (рыночные). С помощью прямых инструментов управления рынком жилья государство осуществляет непосредственное, прямое воздействие или вмешательство в процесс функционирования рынка жилья. К прямым относятся следующие государственные инструменты управления рынком жилья:
Косвенные государственные инструменты оказывают опосредованное воздействие на жилищный рынок, выражаются через функции регулирования и стимулирования, то есть направлены на создание благоприятных условий для развития определенных процессов. К косвенным относятся следующие государственные инструменты управления жилищным рынком:
Набор государственных инструментов управления рынком жилья зависит, во-первых, от политического режима, во-вторых, от приоритетов государственной жилищной политики, в-третьих, от внешне- и внутриэкономических условий. Так, в зависимости от набора государственных инструментов управления рынком жилья, от сочетания инструментов прямого воздействия и рыночных инструментов косвенного воздействия современную жилищную политику можно разделить на два периода: жилищная политика до мирового финансового кризиса и жилищная политика в период мирового финансового кризиса. Докризисная жилищная политика характеризуется в основном применением рыночных методов и инструментов регулирования жилищной сферы. В начале 1990-х годов государство как бы позволило рынку самому регулировать объемы жилищного строительства и ценообразование на введенное жилье, что привело к высоким ценам на жилье и превратило новое жилье в сектор недвижимости, в основном ориентированный на вложение капитала обеспеченных слоев населения. Результатом данной жилищной политики, основанной на применении рыночных инструментов регулирования жилищного рынка, стало то, что в 2000-х годах данная жилищная модель наткнулась на серьезные препятствия в виде неплатежеспособного спроса со стороны «базового» слоя населения, который, по приблизительным оценкам, составляет около 50% численности занятых. Одновременно жилищный сектор, построенный по рыночной модели, столкнулся с ограничениями по коммунальной и социально-бытовой инфраструктуре, поскольку использовал мощности советского периода и не развивал их в нужном объеме [2, с. 204]. С 2006 года основным инструментом жилищной политики стал приоритетный национальные проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», который предполагал, кроме рыночных инструментов, применение таких инструментов прямого воздействия на рынок жилья, как жилищные субсидии, жилищные сертификаты, договор социального найма. Тем не менее, основные надежды возлагались на приобретение жилья гражданами за свой счет и на развитие ипотечного жилищного кредитования. Так, концепция жилищной политики, закрепленная в Жилищном кодексе, предполагает, что основная часть населения будет улучшать жилищные условия за счет собственных средств. Что касается граждан, не имеющих для этого достаточных средств, то согласно главе 7 Жилищного кодекса жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется только малоимущим гражданам, признанным таковыми органами местного самоуправления с учетом доходов, приходящихся на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящихся в собственности членов семьи нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, на получение жилья за счет государственного и муниципального жилищного фонда могут рассчитывать лишь наименее обеспеченные россияне, имеющие очень плохие жилищные условия [6, c.113]. Государственная жилищная политика, делающая акцент на решении жилищной проблемы преимущественно с помощью личных накоплений граждан и развития ипотечного кредитования, лишает большинство россиян возможности улучшать свои жилищные условия. Они не имеют достаточных средств, чтобы купить жилье даже на условиях ипотеки и не являются малоимущими, чтобы получить его на условиях социального найма. Для них проблема «жилищной бедности» становится неразрешимой [7, c. 27]. Так, за 2006 год доля тех, кто за счет собственных средств осуществил строительство или покупку жилья, составила всего 4% населения. Причем лишь каждый десятый из них использовал эти возможности для приобретения второго жилья. Покупка квартиры с помощью ипотеки также не является доступной. С учетом возникающих по мере развития ипотеки дополнительных возможностей (социальная ипотека, понижение процентной ставки и т.д.) реально использовать ипотечные кредиты в ближайшем будущем смогут порядка 7-8% россиян. Лишь треть россиян имеет какие-то сбережения, и не более 6% - достаточные сбережения для внесения первого взноса за «ипотечную» квартиру [8, c. 12]. Мировой финансовый кризис еще более сузил группу потенциальных покупателей жилья и определенным образом оказал влияние на государственную политику в жилищной сфере, ускорил ситуацию, в которой страна в ближайшее время столкнулась бы с кризисом перепроизводства дорогого жилья в условиях ограниченного платежеспособного спроса. Поэтому с конца 2009 г. на федеральном и региональном уровнях фактически введена новая жилищная политика, в которой меняется роль государства. Переносится центр государственного вмешательства: вместо роли регулятора рыночных отношений государство будет выполнять роль заказчика (покупателя) существенной доли жилья для обеспечения населения со средними и низкими доходами. Таким образом, будет совершен переход от преимущественно рыночных методов и косвенных инструментов жилищной политики к синтезу рыночных и государственных методов, к применению инструментов прямого воздействия на рынок жилья. К существующим косвенным инструментам, характерным для рыночных методов, добавятся новые, такие, как «государственная ипотека», «социальная ипотека», бесприбыльная аренда, расширится применение такого инструмента, как государственный жилищный фонд. Получат распространение и дополнительные механизмы жилищной политики, например, государственный заказ на строительство определенного типа жилья с заключением государственных контрактов. Государственный контракт может стать эффективным инструментом регулирования объема строительства определенного типа с целью сбалансирования спроса с адекватным предложением, поскольку на объем выданных ипотечных кредитов формируется госзаказ по жилищному строительству для данной территории. Еще один новый механизм – создание специальных агентств по развитию жилищного строительства, задачи которых – покупка на аукционах земельных участков под жилищное строительство, организация процесса строительства, передача готовых домов в бесплатную или льготную многолетнюю аренду закрытым кооперативам граждан [2, c. 212-213, c. 222]. Кроме того, органы государственной власти планируют осуществлять прямое вмешательство в строительную отрасль через такой инструмент, как бюджетные расходы, направленные на снижение себестоимости строительства жилья. Так, согласно утвержденной в Министерстве регионального развития Свердловской области программе развития жилищного строительства, до 2015 года в Свердловской области должно быть построено 11,95 миллиона квадратных метров жилья, в том числе 8,4 миллиона - эконом-класса. Причем два миллиона планируется ввести в строй уже в 2011-м году. Таким образом, впервые в бюджете заложены средства на мероприятия по снижению себестоимости строительства, в том числе на землеотводы и обеспечение участков инженерной инфраструктурой. Покупатель жилья будет платить только за квадратные метры и инженерные сооружения внутри площадки [7, c.28]. Таким образом, мировой финансовый кризис ускорил процесс перехода от жилищной политики, основанной преимущественно на рыночных методах и косвенных инструментов регулирования развития жилищного рынка, к жилищной политике, основанной на синтезе рыночных и государственных методов, на использовании инструментов прямого воздействия на рынок жилья, к жилищной политике с прямой поддержкой государством жилищного рынка. Использование инструментов прямого воздействия на рынок жилья свидетельствует об усилении вмешательства государства в жилищный сектор экономики, существенной поддержке государством жилищного сектора. Жилищный сектор приобретает черты «сектора раздаточной экономики» [2, с.221]. Так, раздаточный характер проявляется, например, в применении такого инструмента, как закупка жилья высокой степени готовности для военных, ветеранов ВОВ и для расселения проживающих в ветхих и аварийных домах. Российская экономика всегда была преимущественно раздаточной. Жилищный сектор – органическая часть экономической системы, поэтому в нем проявляются как базовые черты раздаточной экономики России (применение государственных методов жилищной политики и инструментов прямого воздействия на жилищный рынок), так и логика трансформационных процессов (рыночные методы и инструменты жилищной политики). Литература
|
|
Экономика. Государство. Общество.
Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых © УрАГС, 2010.
Комментарии: