реферат МАКРОЭКОНОМИЗАЦИЯ КОРПОРАЦИИ

<-- рефераты Экономическая теория, политэкономика, макроэкономика

страница 2


Сегодня эта структура является рыночной, воплощая требования макроэкономической организации производства и обмена в границах корпорации. **************
ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, №8-9, 1998 © 1998 г.
К ВОПРОСУ О РОССИЙСКОЙ САМОБЫТНОСТИ
О. Бессонова,
кандидат социологических наук (Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН)
ТЕОРИЯ РАЗДАТОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ -НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Для того, чтобы преодолеть негативные стороны современной хо¬зяйственной жизни, надо выработать правильное представление о при¬роде институционального устройства российского общества. Этому служит излагаемая в данной статье теория раздаточной экономики, объ¬ясняющая траекторию хозяйственного развития России за весь ее исто¬рический жизненный цикл. Данная теория позволяет по-новому взгля¬нуть на хозяйственную систему России, выявить ее отличия от западной модели хозяйствования и увидеть позитивную перспективу ее развития.
В рамках институциональной теории раздаточной экономики утверждается, что в ходе естественно-исторической эволюции на терри¬тории российского государства сформировалась саморегулирующаяся экономика, отличная от рыночной. Как и рыночная, она функционирует на принципах самоорганизации, но по другим правилам. Базовыми от¬ношениями этой экономики являются отношения "сдач-раздач", а не "купля-продажа", и потому она получила название раздаточной эконо¬мики или экономики раздатка. Эти экономики обладают собственным институциональным ядром'.
Основополагающим институтом раздаточной экономики является институт раздач материальных условий для жизнеобеспечения населения. Объектами раздач могут выступать все виды материальных и нематери¬альных объектов: земля, рабочая сила, деньги, жилье, услуги и продукты. Институт раздач предопределяет формы владения материальными объ¬ектами, поскольку раздаче подлежат не только сами объекты, но и объем прав по их распоряжению, посредством которых определяются правила владения и использования этих объектов.
Институт сдач представляет собой обязательное дополнение инсти¬тута раздач, поскольку невозможно раздать какие-либо блага предвари¬тельно их не аккумулировав. Если под раздачей понимается процесс пе-
' Подробнее см. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспек¬тивный анализ. -Новосибирск, Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1997.
редачи материальных благ, ресурсов или услуг из единой собственности во владение различных субъектов хозяйственной жизни, то под сдачей понимается обратная передача вновь созданных или других имеющихся (необходимых обществу) материальных благ, услуг и ресурсов от всех хозяйственных субъектов и частных лиц в распоряжение всего общества.
Основу института сдач составляет служебная организация труда. Служебный труд носит обязательный характер, обусловленный внешними по отношению к каждому субъекту условиями, и означает выполнение ими определенных, предписанных обществом функций и обязанностей.
В любой социально-экономической системе присутствуют есте¬ственные сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится соответствующая политика. В раздаточной эко¬номике обратная связь осуществляется через институт администра¬тивных жалоб, в основе которого лежит право на жалобу всех граждан и хозяйствующих субъектов. Раздаточная экономика находится в состоя¬нии эффективного функционирования, если основу системы админи¬стративных жалоб составляют жалобы-обращения. Увеличение доли латентных жалоб и жалоб-сигналов означает ухудшение экономического положения.
Институт общественно-служебной собственности выполняет функ¬цию по сбережению и обслуживанию уже накопленного национального богатства. Под общественно-служебной собственностью понимается вся совокупность материальных и нематериальных объектов, получаемых в результате раздач для обеспечения ответных сдач и не принадлежащих полностью ни их владельцам, ни управляющим, ни государям или поли¬тическим властям, поскольку весь объем прав распределен по устано¬вленным правилам между всеми хозяйствующими субъектами. Институт собственности задает правила функционирования всех хозяйствующих субъектов, в его границах осуществляется координация сдаточно-раздаточных потоков через соответствующую систему управления и ма¬териально-финансовые балансы.
Финансовые институты раздаточной экономики, такие, как денеж¬ное обращение, ценообразование, государственный бюджет, предназна¬чены для денежного обслуживания сдаточно-раздаточных потоков и в конечном счете, для обеспечения эквивалентности между тем, что сдает¬ся и тем, что раздается. Равенство совокупных доходов и расходов при небольшом уровне жалоб означало нормальное функционирование раз¬даточного хозяйства, в то время как дефицит государственного бюджета служит индикатором неблагополучного положения экономики.
Институт рыночной торговли и частного предпринимательства в раздаточной экономике занимает особое положение. Им охватывается вся торговля и предпринимательская деятельность частных лиц и хозяй¬ствующих субъектов, которая не является сферой государственного управления. Его место и роль сравнима с положением института госу¬дарственного вмешательства в рыночной экономике. Оба эти института
Теория раздаточной экономики...
243
находятся в противоречивом единстве с господствующим типом отно¬шений, но выполняют важные функции, обеспечивая устойчивость эко¬номической системы в целом. Институт рыночной торговли и частного предпринимательства в раздаточной экономике способствует освоению тех сфер экономики, в которых государство не могло по каким-либо причинам заниматься управлением; является дополнением к тем сферам, в которых расширение действия раздаточных механизмов и государ¬ственного контроля сопряжено с огромными издержками; выполняет задачи общественного воспроизводства в тех случаях, когда раздаточ¬ные институты и механизмы находятся в кризисе.
Институциональная теория хозяйственного развития России охва¬тывает длительный исторический период -с IX по XX вв., поскольку именно в этот период зародилась и функционировала по определенным законам раздаточная экономика России'. Эволюция раздаточной си¬стемы в России прошла три крупных институциональных цикла (рис. 1):

Основные периоды 1-Х-конец XII в. раздаточной экономики: II - XV-XIX вв. __________________________III- 30-90-е гг. XX в.______________________ Переходные периоды: А - квазифеодализм XIII в. - конец XIV в.
В - квазикапитализм конец XIX- начало XX в. _________________________С - квазирынок конец XX в._______________
Рис. 1 Институциональные циклы в развитии раздаточной экономики России
' Бессонова О.Э. Раздаточная экономика в ретроспективе. Общественные науки и со¬временность. 1998, №4.
244
О. Бессонова
- первый институциональный цикл пришелся на конец IX века и продолжился до начала XIII века;
- второй институциональный цикл охватывает период с конца XIV века до середины XIX века;
— третий институциональный цикл имеет достаточно четкие грани¬цы - 1930-е - 1990-е годы (советский период).
На каждом цикле существует своя форма воплощения институтов раздаточной экономики, которая преобразуется в новые, более развитые формы в следующем цикле. Три институциональных цикла представля¬ют собой три последовательные стадии хозяйственного развития России.
Первый институциональный цикл хозяйственного развития России
На первом институциональном цикле институт раздач только начал формироваться. В рамках родовой общины он существовал стихийно, на обычном праве. Старшина управлял всеми работами, хранил обще¬ственную казну, вносил подати, раздавал своим детям и братьям пищу и одежду, наказывал их за проступки. Практически в таком же стихийном виде существовал институт раздач и в княжеской дружине. Дружина по¬лучала содержание от князя - пищу, одежду, коней и оружие, а начиная с XI века дружине - дворянам и боярам - назначались земельные участки во временное владение. Объектами раздач были и управленческие долж¬ности. Это касалось пригородных князей и власти посадников-бояр, ко¬торые получали провинции на кормление, дающие им право сбора кор¬ма натурой.
На первом институциональном цикле сразу сформировались те ви¬ды сдач, которые имели место и на последующих циклах, только в раз¬ных соотношениях и усовершенствованных формах. К ним относятся прежде всего натуральные и(или) денежные сборы с трудоспособного населения, выполнение "повинностей", т. е. обязательный труд на обще¬ство, государственная служба по управлению хозяйством, военная служ¬ба. Первоначально натуральные и денежные сборы имели форму дани. Первичной законодательной основой сбора дани являлись уставные грамоты князей. Вторым достаточно распространенным видом сдач яв¬лялись повинности, к ним относился повоз - обеспечение средств пере¬движения для военных дружин, для княжеских данщиков и гонцов, гра-доделение - постройка и поправка укреплений всей волостью, постройка и починка мостов и т. д.
Право жалобы впервые было закреплено в уставных грамотах кня¬зей. Русские князья отправлялись с дружиной к подчиненным племенам, чтобы "исполнять свои обязанности относительно народонаселения'".
' Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 18 кн.- М: Мысль, 1988. -Кн. с. 215.
По жалобам своих подданных князь вершил суд и расправу, изменял ве¬личину дани.
На первом институциональном цикле общественно-служебный ха¬рактер собственности только зарождался. Русские князья установили очередное правление и не индивидуализировали права собственности на землю. Вследствие этого субъектами раздач различного рода благ вы¬ступали князья. Основным типом хозяйствующих субъектов являлись в этот исторический период общинные организации, в рамках которых осуществлялся процесс воспроизводства.
В период первого институционального цикла существовала полюд-ная модель управления - это административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. В ее основе лежит принцип подчинения покоренных племен. Механизм координации сдаточно-раздаточных по¬токов в этот период состоял из установленной единицы обложения, спе¬циально созданных мест сбора дани - погостов, а также документов, определявших величину дани - уставные грамоты князей. Князья произ¬водили описи своих владений, которые ограничивались исчислением погостов и определением объема сдач.
На первом институциональном цикле дань взималась не только сы¬рыми продуктами, но и деньгами. Собственная денежная единица перво¬начально состояла из сырых продуктов, которые сдавались в виде дани -скот, куны, гривна. С IX века гривна становится единственной денежной единицей.
Второй институциональный цикл хозяйственного развития России
На втором институциональном цикле институт раздач постепенно приобрел более развитые и совершенные формы. Объектами раздач вы¬ступало всякое недвижимое имущество, т. е. не только земли (населенные и ненаселенные), но и дворы в городах, промыслы, охота и рыболовство, а также денежное жалованье и крестьянские души. Основная технология раздач имела форму пожалования для высших слоев общества и систему испомещениядля основной массы служилого населения.
Источниками земельных раздач выступали вновь присоединенные территории, которые попадали в классификацию казенных земель. Кро¬ме того, общий запас земли для раздачи в поместья и вотчины состоял из дворцовых земель; земель, поступивших в казну путем выморочности, конфискации и экспроприации. Законодательной основой раздач служи¬ло поместное право, право пожалования, посессионное право, крепост¬ное право. Неотъемлемым элементом института раздач является устано¬вление объема прав по распоряжению выданным материальным объек¬том - право мены, наследования, продажи.
Второй институциональный цикл раздаточной экономики в России полностью обнажает сущность и природу института сдач, хотя и насле-
246
О. Бессонова
дует основные элементы на предыдущем цикле. В этот исторический пе¬риод в явном виде обнаруживаются связи института раздач, служебной организации труда и института сдач. Государство закрепило за всеми слоями населения определенные обязанности: одни должны были слу¬жить по хозяйственным и военным делам, другие - кормить тех, кто слу¬жит. Таким образом все слои населения осуществляли отдачу трудовых усилий в разных формах и в том объеме, в каком установлено через ин¬ститут сдач. Поэтому для осуществления предписанных служебных обя¬занностей население получало через институт раздач части собствен¬ности с правами по ее использованию.
В данный исторический период институт сдач был представлен го¬сударственной тягловой системой, в которой определялись виды сборов (подати, кормы) и их окладные единицы, а также все виды повинностей для населения, которое так и именовалось тяглым или податным.
Крестьяне, проживающие на помещичьих землях, должны были осуществлять сдачи в форме оброка и барщинных повинностей, при этом не освобождались от государственных податей. Важнейшая часть отношений между крестьянами и землевладельцами выражалась в бар¬щинных повинностях. Они состояли в разнообразных видах сельскохо¬зяйственных и строительных работ, устанавливаемых землевладельцем.
Крепостное право по своей сути было одним из проявлений слу¬жебной организации труда в раздаточной экономике второго институ¬ционального цикла. Прикрепление крестьян имело совершенно тот же смысл, что и прикрепление служилых и посадских людей. Экономиче¬ская сущность крепостного права состояла в том, что "крестьянин не был прикреплен ни к земле, ни к лицу: он был, если можно так выразить¬ся, прикреплен к государству; он был сделан государственным работни¬ком при посредстве помещика'".
Городское население также было охвачено институтом сдач. Так, гости (купцы) состояли на финансовой службе: заведовали таможнями и кружечными дворами, оценивали и распределяли меха из Сибири, по¬ступавшие в царскую казну, и т.д. Со времени появления промышленных заведений при Петре 1 на службу государству были поставлены и пред¬приниматели. Истинным хозяином фабрик, мануфактур, рудокопных заводов была мануфактур-коллегия: частные предприниматели не толь¬ко были обязаны брать разрешения по их устройству, но у тех из них, которые доводили фабрики до запущенного состояния, они отбирались в казну.
На втором институциональном цикле институт административных жалоб прошел эволюцию от стихийных форм до определенного развито¬го состояния. В основе этого института на данном этапе лежала подача челобитной письменно или устно - на земских соборах.
' Хлебников Н. О влиянии общества на организацию государства в царский период русской истории. СПб., 1869, с. 273.
Теория раздаточной экономики...
247
Содержание челобитных было в высшей степени разнообразно и касалось всех вопросов тогдашнего управления в самом широком смыс¬ле этого слова: вопросы организации и функций административных уч¬реждений (правда, только местных), вопросы податные и финансовые вообще, вопросы тягло-сословного строя и т. д. Челобитные затрагивали все сферы внутреннего административного строя, все стороны обще¬ственных отношений, которые регулировались в значительной степени под влиянием челобитных, и тех предложений и мер, которые указыва¬лись московскому правительству в этих челобитных'.
Институт общественно-служебной собственности также получил дальнейшее развитие. Правило первого институционального цикла "кто служит, тот и пользуется землей" трансформировалось в правило "кто пользуется землей, тот и служит". Управление общественно-служебной собственностью на втором институциональном цикле происходило с помощью поместно-крепостной модели, в основе которой лежало уже не прямое подавление подданных, как в полюдной модели, а законодатель¬ное прикрепление к земле в той или иной форме всех слоев населения. Органы управления в этот исторический период существенно модифи¬цировались, но на базе тех форм, которые были изобретены в начале второго цикла. Такими специфическими организационными формами стали ведомства.
Хозяйственная деятельность на втором институциональном цикле осуществлялась в поместьях и вотчинах, в последствии на фабриках и заводах. Крестьянское хозяйство посредством ссуд, льгот, изделий и об¬роков так сильно переплелось с барским хозяйством, что обеим сторо¬нам стало трудно разграничиваться. Это делало землевладельца инспек¬тором крепостного труда и ответственным сборщиком казенных податей со своих крестьян.
Элементами механизма координации сдаточно-раздаточных пото¬ков на втором институциональном этапе служили писцовые книги (периодические кадастры государства), а также передел общинных зе¬мель. Писцовые книги состояли из описания земель по количеству и ка¬честву; населенных мест, где исчислялись дворы; доходности земли (урожайности); повинностей в пользу землевладельцев и местных вла¬стей и, наконец, сравнительной ведомости о прибыли или убыли доходов по сравнению с прежним описанием.
Элементом балансировки потоков сдач-раздач также являлся пере¬дел общинных земель. Земля распределялась пропорционально рабочей и податной силе крестьян. Переделы происходили через 10-летние пе¬риоды, совершались целым сходом участников и скреплялись особой записью в земской избе.
' Дитятин И. Роль челобитий и земских соборов в управлении московского государства. Статьи по истории русского права. СПб, 1895, с. 275,281-282.
248
О. Бессонова
На втором институциональном цикле роль денег усилилась при об¬служивании раздаточных потоков. "За службу государь жалует помес¬тьем и деньгами" - таково правило этого исторического периода. Пра¬вительство не всегда располагало достаточным количеством годных зе¬мель для полного удовлетворения служилых людей по установленным окладам. Такие обстоятельства привели к постепенному введению де¬нежного жалования, которое в XVI-XVII вв. давалось в дополнение к поместьям и соразмерялось с величиной поместной дачи. Крестьянская подмога, получаемая им от землевладельца, также была комбинацией натуральных и денежных выдач.
Так же, как и на первом, на втором институциональном цикле день¬ги являются необходимым атрибутом сдаточных отношений. По мере расширения Российского государства сдачи приобретают все более на¬дежный характер. С введением подушной подати прочно вошла в жизнь денежная форма обложения.
Элементом сдач являются и периодически вводимые денежные сбо¬ры. Они вводятся тогда, когда общий объем сдач, производимый по установленной единице обложения, не покрывает всех необходимых рас¬ходов. Как только объем дополнительных сборов значительно превы¬шает объем основных сдач, производится реформа окладной единицы обложения, в результате которой происходит включение всех предыдущих платежей в один.
Третий институциональный цикл хозяйственного развития России
В советский период институт раздач становится все более всеохва-тывающим, пронизывающим все стороны экономического бытия. Глав¬ное его отличие от предыдущего цикла состояло в том, что части казен¬ной собственности не подлежали раздаче отдельным лицам во владение. В то же время институт раздач стал артериальной системой внутри еди¬ной государственной собственности: посредством него доставлялись к хозяйственным единицам сырье, оборудование, финансовые и трудовые ресурсы.
Институт раздач на третьем институциональном цикле практически полностью охватывал сферу непосредственного потребления. Раздаче на полностью бесплатной основе подлежало жилье в городах и частично в сельской местности, услуги по образованию, здравоохранению, детскому дошкольному воспитанию, земельные дачные участки за городом для го¬рожан и участки земли для личного подсобного хозяйства на селе. Услуги жилищно-коммунального хозяйства предоставлялись городскому населе¬нию на частично компенсационной основе. Личный автотранспорт рас¬пределялся на основе полной компенсации установленного тарифа.

листать страницы:
1  2  3
Сайт создан в системе uCoz