Содержание теории организации жизнедеятельности общества

Описание: Контрольная работа
Реферат содержит 1 файл: 

Федеральное агентство по образованию.doc

67.00 Кб | Файл microsoft Word  открыть  скачать 
Не получается скачать реферат Содержание теории организации жизнедеятельности общества? - Техническая поддержка

Федеральное агентство по образованию.doc

     Систему называют абстрактной, если определена структура входящих в систему  элементов (объектов), но неизвестна природа  данных элементов (объектов). Например, совокупность принципов, лежащих в  основе какой-либо теории (система аксиом Пеано, система аксиом Фреге, система счисления), совокупность органов, связанных общей функцией (система пищеварения, система органов дыхания), система общественного устройства (региональная социально-экономическая система).

     В соответствии с приведенной классификацией социально-экономические системы в большинстве своем являются вероятностными и материальными3. 
 

Тема 7.2.

Всеобщее разделение труда и кооперация его в рамках специализированных систем как основа эффективной организации жизнедеятельности общества

      Основой любой экономической системы, безусловно, являются производство и производственные отношения. Раздаточные системы организуют производство в виде сдаточно-раздаточных материальных потоков. Другими словами, не следует путать раздаточные отношения и распределительные. В зависимости от общественного разделения труда, от масштабов и локализации хозяйства выделяются три этапа в развитии сдаточно-раздаточных отношений.

      На  первом этапе в Древней Руси часть  продукции отдается в виде дани, не меняя процесса общинного или  семейного воспроизводства. Этот процесс  организовывался и управлялся старшим  рода. По описанию С. Соловьева, избранный  старшина был распорядителем занятий, хранил общественную казну, вносил подати, раздавал пищу и одежду, наказывал за проступки. На втором этапе, в период поместного землевладения, вся земля и часть средств производства (скот, посевные материалы) раздаются ступенчато (от государя - землевладельцам, а от них - крестьянам) при соответствующих двух потоках сдач от производителя: один - государственной казне в виде подати и повинностей, другой - помещику в виде оброка и барщины. При этом сам крестьянин-производитель находился на самообеспечении, за исключением случаев «месячины». На третьем этапе в едином раздаточном государственном хозяйстве вся произведенная продукция сдается, а все средства производства и предметы потребления раздаются либо в натуральном виде, либо через посредство денег. Здесь имеет место случай всеобщего разделения труда и полного государственного обеспечения.

      На  первом этапе правила сбора дани определялись княжеской грамотой. На втором - координация потоков сборов и выдач происходила на двух уровнях: государственном. На третьем этапе план стал единой государственной «книгой» сдач-раздач, а вся разветвленная плановая деятельность оказалась необходимым элементом производственных раздаточных отношений в условиях всеобщего разделения труда.

      Таким образом, плановая система является продуктом развития общественного разделения труда на базе сдаточно-раздаточных отношений. Не умаляя интеллектуальных усилий теоретиков, экономистов и политиков, следует подчеркнуть, что план - не искусственная идея, привнесенная в экономическую практику России, а результат закономерного хода событий. Поскольку всегда и везде жизнеспособными оказываются только те идеи, которые необходимы в данный момент и для данной ситуации4.

Тема 10.3.

Перечислите и охарактеризуйте  принципы устойчивости социальных организованных систем

     Социальные  системы, характеризуются устойчивостью  структуры, интегрированностью их элементов  и определенной изменчивостью их функций.  
Что же это за системы? Каковы их основные принципы?

     Прежде  всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное  поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института.

     Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего  мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.

     Интернализация  индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы  потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

     Третьим важнейшим признаком институционализации  является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

     Итак, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения5.

Список  литературы:

  1. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Иностранная литература, 2001.
  2. Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция // Русский Журная. № 9. 1997.
  3. Долгаева Е.В. Система управления. // Вопросы экономики, №1, 1999.
  4. Соловьев В.С. Теория стратегического управления социальными организованными системами. Новосибирск: Социология, 2000.
  5. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М.: Республика, 1992.
 
 
 
 
 
 
 

1 Долгаева Е.В. Система управления. // Вопросы экономики, №1, 1999. С. 22. 

2 Соловьев В.С. Теория стратегического управления социальными организованными системами. Новосибирск: Социология, 2000. С. 112-113.

3 Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М.: Республика,1992. С. 223. 

4 Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция // Русский Журная. № 9. 1997. С. 16.

5 Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Иностранная литература, 2001. С. 212.

Страницы:    <предыдущая   12
Поиск по сайту

Предметы

Сайт создан в системе uCoz