25.06.11. Николай Сомин. Отбросим взаимные обвинения
Коммунизм и православие считают несовместимыми понятиями. И действительно, обычны взаимные обвинения, зачастую доходящие до истерики.
Не стоит подробно перечислять все обоюдные претензии – дело и так ясно: каждая сторона, обладая своей правотой, резко негативно относится к другой. И ведь претензии – серьезные, их нельзя как-то свести на нет, сделать вид, что их не существует. А неухоженная Россия-матушка гибнет в пороках... Но вот не могут договориться стороны, отрицают свою вину, льют друг на друга помои. И нет этому конца.
Так что же делать? А выход один – просто прекратить взаимные обвинения. Прекратить абсолютно и навсегда. Просто сказать: да, правы и одновременно неправы обе стороны, и потому не будем рядиться, вычислять, кто более виноват.
|
28.05.11. Николай Сомин. Наполним музыкой сердца (заметки об авторской песне)
Советские кино, театр, литература – по своему замечательные – все это было официальной культурой. К ней же относились и «советские песни» – часто талантливые, но не попадающие в камертон души молодого поколения. Авторская же песня – явление иного толка. Творил сам народ. От души. Творил массово и самозабвенно. Это было подлинно народное творчество, не включающее в себя даже малой толики официоза. Нарождающийся советский человек вдруг запел своим голосом, нашел свои темы и способы их выражения. Авторская песня была советской народной песней, ибо тогда люди не делились на национальности. И одновременно – русской народной песней XX века, поскольку советский народ создавался на основе именно русского народа. В этом значимость авторской песни и ее особенность.
|
28.05.11. Николай Сомин. «Ты не можешь более управлять» (к евангельской притче о
неверном управителе)
Западные богословы утверждают, что капиталистический способ производства справедлив, эффективен и, главное, обеспечивает людям свободу. Да и сами бизнесмены – люди совершенно необходимые: они производят нужные людям товары и предоставляют рабочие места. Так что именно их следует считать настоящими христианами. А что касается Евангелия, то оно, по мнению богословов, о частной собственности молчит. Да и не удивительно – ведь во времена Христа никакого капитализма не было, и потому от Евангельского повествования какого-либо нравоучения по этому вопросу требовать нельзя. Так думают почти все. И ошибаются. Оказывается, есть в Евангелии один фрагмент, с удивительной ясностью освещающий вопрос частной собственности. Это известная притча о неверном управителе.
|
07.01.11. Николай Сомин. I. "Великая любодеица"
Конечно, образы Апокалипсиса с огромным трудом поддаются непротиворечивой интерпретации. И все же рискнем высказать одно суждение. Вавилонская блудница – это современная рыночная экономика. Да, та самая наша общая знакомая, с которой мы все познакомились лет двадцать назад. И, казалось бы, должны были к девушке приглядеться. Но вот беда: никак не можем признать в ней не просто даму легкого поведения, но ту самую «великую блудницу», суд над которой развертывает перед нами Откровение в виде, пожалуй, своей самой красочной картины.
|
07.01.11. Николай Сомин. II. "Выйди от нее, народ Мой"
«Выйди от нее, народ Мой» – это эквивалент хорошо известному, но не выполняемому «не можете служить Богу и мамоне». Христианство и рыночная экономика несовместимы. И только по плененности (и материальной и, увы, духовной) мы, православные, участвуем в ней. А многие и восхваляют, считая ее подлинно христианской. Но вот незадача: «пал, пал Вавилон». А мы-то уже свыклись с «шопингом», Мы и Россию-то сдаем именно за него. Да, уже сдали, даже и не заметили как и когда. «Выйди от нее, народ Мой» – это призыв хотя бы в последние, апокалиптические времена одуматься, понять, что нельзя называть себя христианином и спокойно поддерживать строй, на котором расцветают мерзости земные.
|
04.12.10. Сомин Н.В. Учение Св. Иоанна Златоуста и богатстве, бедности, собственности и милостыне
Эта книга была на 95% написана шесть лет назад. Но желание "отточить формулировки" и "улучшить литературный стиль" не дало мне ее поместить на сайте еще тогда. Но теперь, когда нашему обществу как воздух необходимо ознакомление с подлинно православным имущественным учением, я решил выложить ее в теперешнем виде, лишь слекга откорректировав. Особенность книги: она содержит довольно значительный корпус текстов св. Иоанна Златоуста по имущественной проблематике. Так что все выводы обосновываются златоустовскими текстами. Надеюсь, что читатели укажут на ошибки, опечатки и прочие недостатки книги.
|
24.11.10. Лекция о Чаадаеве
Первым нашим христианским социологом был Чаадаев. Он создал удивительное, неповторимое произведение своего аристократического ума: «Философические письма».
Учение Чаадаева, однако, гораздо глубже, чем просто нападки на Россию. Он выработал целую социальную философию, в основе которой стало христианское понимание истории. И только неудачная подача материала (в первом же Философическом письме» были сделаны выводы о России, причем неокончательные) не позволили обществу с этой философией познакомиться.
|
24.11.10. Лекция о Данилевском
Скромность, сочетающаяся с самостоятельностью мышления – вот отличительные черты Данилевского. И эти черты позволили ему написать великую книгу «Россия и Европа», выдвинувшую его в ряд социальных мыслителей мирового масштаба. Непреходящее значение данилевского - в разработке теории культурно-исторических типов.
|
19.11.10. Николай Сомин. Стенка на стенку (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 16-го ноября 2010г.)
Гражданская война закончилась 90 лет назад. И все же она идет. Она продолжалась всю последующую историю России. И продолжается сейчас: страшное, развращающее иго либерального капитализма, нашим народом глухо саботируется. Даже на форумах РНЛ, нет-нет она (гражданская война) да всплывет – то в полемике вокруг Сталина, то вокруг Солженицына, то в обсуждении православного социализма. Причина, думается, в том, что в нашем народе живы оба образа Руси – и белый и красный.
|
22.10.10. Сомин Н.В. "Симфония" с нынешней властью? (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 21-го октября 2010г.)
Что касается теоретических вопросов взаимодействия Церкви и государства, то тут, как мне думается, вопрос ясен. Не отделение Церкви от государства, а наоборот, симфония, тесный союз Церкви и государства – вот наш идеал, к которому мы должны стремиться. Но вся проблема в том, что симфония возможна далеко не со всякой властью. И в этой связи перед нами стоит главный вопрос сегодняшнего дня: «можно ли строить симфонию с нынешней властью?». Я попытаюсь ответь на него с помощью аналогии.
|
11.10.10. Сомин Н.В. Православный социализм как будущее России. Тезисы. (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 28-го сентября 2010г.)
Что нас губит? Наркомания? Коррупция? Пьянство? Засилье гастарбайтеров? Да. Но все это – следствия. В конце-то концов нас губит, казалось бы, безобидное словечко «рынок». Нас губит капитализм. Причем капитализм как таковой, а не только либеральная его разновидность. Капитализм как служение мамоне, как поклонение доллару вместо Бога. Капитализм как извращенный образ существования социума. Ибо он и атомизирует общество, плодя эгоистов, и порождает несправедливость, и развращает народ, и убивает веру.
|
12.08.10. Сомин Н.В. Какой социализм нам нужен? Ответ Г.М. Шиманову
Статья Геннадия Михайловича Шиманова «О частной собственности. Отклик на статью Н.В. Сомина», написанная в качестве ответа на мою статью «Русская идея обязывает», весьма поучительна. Ее автор – мой хороший знакомый и очень уважаемый мною человек – за преданность мыслетворческой деятельности, за несгибаемую православную позицию и просто за житейское и гражданское мужество. Шиманов – один из самых вдумчивых мыслителей современной России. И все же «Платон мне друг, но истина дороже». И я должен предупредить читателя, что поучительность его статьи – в ее, на мой взгляд, недостаточно продуманной концепции, и мой долг всю эту «поучительность» раскрыть.
|
12.08.10. Сомин Н.В. Русская идея обязывает.
Констатируем почти очевидное: Россия гибнет, схлопывается, превращается, подобно Византии, из реальности в субъект исторической науки. Промышленность остановлена, армия развалена, наука ликвидирована, когда-то наше лучшее в мире образование теперь плодит чуть ли не дебилов, все импортное, в том числе и продовольствие: перекроют кислород – и голод неминуем. Из нас высасывают нефть и газ, давая взамен бледно- зеленую бумагу. Мы – даже не колония, ибо уже не государство, а просто территория. И народ наш – уже не народ, а просто население, живущее сугубо личными интересами (да еще футболом) при полном безразличии к будущему нации.
|
20.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
Предлагаемый цикл лекций служит дополнением к основному курсу лекций «Социальные идеи Ветхого и Нового Заветов».Постоянно обновляется.
|
15.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
Курс лекций по христианской социологии. Лекции читаются автором на факультете социальных наук ПСТГУ. Постоянно обновляется.
|
16.08.09. Сомин Н.В. Трансформация общества: очерк христианской социологии
В настоящей статье предпринимается попытка с православных позиций дать типологию обществ, а также проследить процесс общественной трансформации за весь христианский (и постхристианский) период развития христианских народов. При этом в основу кладется принцип приоритета духовного над материальным.
|
01.07.09. Булгаковская метаморфоза
Есть в творческом пути Сергея Николаевича Булгакова один очень интересный момент – его отношение к христианскому социализму. Думается, что именно этот, казалось бы, непродолжительный и несущественный эпизод выразил нечто очень глубинное в ментальности этого знаменитого мыслителя и во многом определил всю его дальнейшую жизнь.
|
01.07.09. О "хозяйстве" и "экономике" у Булгакова
Суть сделанного Булгаковым иногда усматривают в том, что книга его названа «Философия ХОЗЯЙСТВА», а не «Философия экономики». Тем самым, по утверждению адептов булгаковской парадигмы, философ этим одним словом сделал огромный шаг вперед, вырвавшись за узкие рамки позитивной экономики на просторы осмысления роли хозяйства в замысле Божием о мире и человеке. Попробуем разобраться, что в действительности приобрел и что потерял Булгаков своим словоупотреблением.
|
15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев принимает гостей<
Мне посчастливилось участвовать в проходившей на Украине Конференции «Социально-экономическое наследие Н.Н. Неплюева и Крестовоздвиженского трудового Братства». И показалось интересным сделать отчет об этой поездке, причем в репортерском стиле.
|
15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев как социальный мыслитель
Прежде всего, нужно указать на громадный масштаб Неплюева как социального мыслителя. Его имя должно занимать достойное место в ряду лучших русских умов. Но Неплюев - не просто мыслитель-теоретик; это был пророк, пытавшийся докричаться до российского общества, призвать его к покаянию. В то время голос Неплюева не был услышан. Но теперь, после бед, пережитых Россией, мы лучше понимаем смысл его призывов.
|
23.03.09. Николай Сомин. "Беззаконный же Иуда не восхоте разумети"
В дни Страстной Седмицы, начиная с Великой Среды по Великую Пятницу, мы много раз слышим пронзающие душу песнопения о предательстве Иуды. Даже кажется удивительным, что имя Иуды склоняется так часто. Почему же апостол, призванный самим Христом, предал Учителя? Страстные службы дают нам абсолютно ясный ответ – из сребролюбия.
|
19.03.09. Сомин Н. В. Личное спасение и социальное преображение
Должна ли Церковь стремиться к преображению общества? Казалось бы, вопрос риторический. Естественно, должна. Наш вероучительный документ «Основы социальной концепции РПЦ» недвусмысленно об этом говорит: «Ее (Церкви – Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» . И все же об этом, вроде бы, решенном вопросе приходится говорить вновь и вновь. Ибо для многих членов нашей Церкви этот вопрос тоже как бы риторический, но ответ на него подразумевается диаметрально противоположный: «Естественно, нет», «Боже упаси».
|
21.02.09. Сайту «Христианский социализм как русская идея»
пять лет
Поздравляю всех наших авторов и читателей с пятилетием сайта. Конечно, по историческим меркам срок небольшой, но по времени жизни в Интернете – все же значительный. И потому есть повод подвести некоторые итоги.
|
28.01.09. Сомин Н.В. Рассуждение о стоимости
В экономической теории есть одна проклятая проблема, для решения которой затрачены огромные усилия, но воз и ныне там. Это проблема стоимости. О стоимости всегда велись очень глубокомысленные рассуждения, а в марксизме стоимость прямо-таки приобрела мистический статус «основного вопроса политэкономии». Однако, настали другие времена, и теперь, читая нынешние американские «Экономикс», люди старой закалки с удивлением спрашивают «а где же стоимость? почему о ней нет ни слова?». И в самом деле, современные математизированные теории преспокойно обходятся без стоимости, или понимают под стоимостью просто цену. Так как же на самом деле? Есть стоимость или нет? А если есть, то какова природа, «субстанция» стоимости?
|
12.01.09. Сомин Н.В. Очень нужная книга
Работа Александра Молоткова «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке» – одна из тех редких книг, которые прокладывают новые пути в общественной мысли. И очень хорошо, что она подоспела вовремя. Дело в том, что сегодня очевиден тупик в развитии русского общественного сознания.
|
03.01.09. Сомин Н.В. Василий Ильич Экземплярский. Судьба и творчество
"...как понять тот вопиющий к небу факт, что едва ли в истории человеческого быта была такая мерзость и неправда, которую бы люди не защищали от имени Евангелия Христова? Когда я был на школьной скамье, то мне казалось, что это - сплошное предательство Его, измена Господу ради своекорыстных целей, я негодовал, возмущался. Потом раздражение сменило другое чувство - настоящее горе. Я понял, что почти общее явление не может быть объяснено случайными причинами..."
|
27.12.08. Сомин Н.В. Философия хозяйства через призму взглядов св. Иоанна Златоуста
Большинство скорее всего пожмет плечами: какой-то там святой, судя по имени – мастер говорить речи. Другие, более осведомленные, скажут, что это явная натяжка. Св. Иоанн Златоуст известен как великий святитель и учитель Церкви. Он призывал людей жить сообразно Божьим заповедям. И ни о какой философии хозяйства он никогда не говорил. Что правда – то правда: термина «философия хозяйства» в златоустовских проповедях мы не найдем. Но если все же повнимательней прочитать их, то мы вдруг предстанем перед очень продуманной философией, которую просто нельзя игнорировать при анализе любой хозяйственной деятельности.
|
09.10.08. Сомин Н.В. Надо создавать «богословие экономики»
Да, нам
нужно «экономическое богословие», или лучше «богословие экономики», т.е. осмысление всей сферы экономических
феноменов с позиций православия. Такого
осмысления пока нет. Тот сумбур, который мы находим в толстенном томе о. Филиппа, вполне объективен и просто отражает состояние
православных умов, пытающихся как-то
связать христианство с экономическими реалиями. «Богословие экономики» как
серьезный раздел православного вероучения по сути дела только зарождается.
|
26.09.08. Сомин Н.В. Выдающийся русский социальный мыслитель
За последние годы усилиями нескольких энтузиастов-историков из небытия было вызволено имя Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) – замечательного русского человека и пламенного христианина. И тут оказалось, что его деятельность принесла поистине выдающиеся плоды. Социологи и историки с восхищением изучают Крестовоздвиженское Трудовое братство – главное детище Неплюева, которому он отдавал все свои силы. Педагоги обнаружили замечательную православную систему воспитания подростков. Наконец, философы погружаются в его удивительно глубокие религиозно-социальные воззрения.
|
26.09.08. Сомин Н.В. Дисциплина любви
Основное понятие, которое кладет Неплюев в основу всей своей социальной философии – дисциплина любви. Это сознательное и свободное подчинение личности коллективу – не по страху или слепому повиновению, а по любви к людям и Богу.
|
1.09.08. Николай Сомин. Скоро большая война
В одной из своих статей («Возрождаемся? Нет, гибнем») автор писал, что Россию ожидают тяжкие катаклизмы, скорби и испытания, но описаны они были лишь предположительно. Теперь, после войны в Южной Осетии, ситуация проясняется, и характер бедствий вырисовывается достаточно отчетливо. Будет война с Западом, причем в ближайшие пять-десять лет. Война на уничтожение России. А для нас это будет война отечественная, не менее тяжкая, чем та Великая Отечественная, которую вытянули наши отцы и деды.
|
15.07.08. Сомин Н.В. Церковь выбирает глобализацию
События, развернувшиеся вокруг посланий еп. Диомида, не на шутку взволновали нашу Церковь. Многие православные предчувствуют, что в жизни Церкви началась какая-то новая полоса. Эмоций много, но осмысления все же недостаточно. Необходимо понять, что происходит сейчас и к каким последствиям все это может привести в будущем.
|
Сомин Н.В. Капиталофилия
Но нет, второго крещения Руси не получилось. Три-пять процентов «церковных» верующих плюс десяток процентов «полуцерковных». Церковь так и осталась на обочине общества, не оказывая на него существенного влияния. Кто помешал? Помешал, как всегда, лукавый. Но в этот раз он был в таком отвратительном обличье, в котором он еще на Руси не появлялся. Это обличие мамоны. Именно мамона перешел дорогу Церкви и вторично «крестил» новую Россию в свою веру. Что же произошло?
|
Сомин Н.В. "К счастью, человечество не есть куча психической
пыли". Владимир Соловьев о совершенствовании общества
О. Георгий Флоровский утверждает: «Весь творческий путь Соловьева может быть понят и объяснен именно из этого искания социальной правды». Это очень точное замечание. Действительно, убежденность в том, что Церковь обязана заниматься совершенствованием общества, была для Соловьева самой заветной идеей, которой он предавался со страстью, не изменяя ей во все периоды своего творчества. Н. Бердяев писал: «Вл. Соловьев никогда не понимал христианства как исключительно религию личного спасения, а всегда понимал его как религию преображения мира, религию социальную и космическую. Церковь не есть только богочеловеческая основа спасения для отдельных людей, но и богочеловеческое домостроительство для спасения всего мира».
|
Сомин Н.В. Глубинный выбор (Заметки по психологии собственности)
Человек по отношению к собственности, накопительству и деньгам встает на одну из двух принципиальных позиций.
Одна позиция – коммунистическая. «Прежде думай о родине, а потом о себе», «Мой труд вливается в труд моей республики», эта «моя республика» оказывается важнее моего живота. И вовсе не потому, что я не осознаю себя как личность. Наоборот, именно потому, что я – личность, я ценю, уважаю, люблю других больше своего мирка.
Другая позиция – собственническая. «Мой дом – моя крепость». Я личность, и потому должен крепко стоять на ногах. Прежде всего, я обязан обеспечить себя и свою семью, сделать свою и их жизнь независящей от прихотей и злобы других. Я тружусь, но хочу, чтобы плоды моего труда были моими. Я хочу ими обладать прочно и распоряжаться ими по своему усмотрению. Иначе говоря, я хочу иметь собственность.
|
Сомин Н. Бизнес-проект «Россия» (Заметки по книге "Русская
доктрина")
Противоречие между капитализмом и христианством очень глубоко. Без разрешения его ни о какой серьезной концепции русской жизни говорить не приходится. По этому пункту необходима дискуссия, и очень обстоятельная, с обсуждением самых разных точек зрения. И как «затравка» для такого обсуждения «Русская доктрина» вполне пригодна.
|
Сомин Н.В. Возрождаемся? Нет, гибнем
У кого-то может возникнуть впечатление, что Россия возрождается. И в самом деле, население постепенно выходит из шока 90-х, появляется стабильность, материальное положение, пусть медленно, но улучшается. Официальные СМИ внушают горделивый оптимизм. А мюнхенская речь Путина – вообще заявка на то, что Россия собирается вести самостоятельную политику.
Но нет. Мы по-прежнему гибнем. Летим в пропасть, хотя и пытаемся в падении ухватиться за кусты.
|
Сомин Н.В. "Социализм по Леонтьеву и Сталину" (заметки о книге
А. Елисеева "Социализм с русским лицом")
Новая книга Александра Елисеева приятно удивляет. Правый монархист – и агитирует за социализм! Конечно, это социализм особый – «правый социализм» («правый», разумеется, не в смысле СПС). Но социализм настоящий. Наконец-то! До сих пор правые бесконечно толковали о самодержавии, его необходимости, его благостности, его сакральности. Но как только речь заходила об обществе, об экономике, то в лучшем случае вопрос замалчивался. А обычно же наши правые патриоты были вполне удовлетворены капитализмом. Ну, только его надо выправить, сделать справедливым – и все дела. Огромное достоинство книги Елисеева в том, что он не только говорит о социально-экономическом устройстве общества, но и убедительно показывает гибельность капиталистического пути развития России.
|
Сомин Н.В. Экономика служения и экономика наживы
В мире существовало и существует поныне экономика только двух типов: рыночная экономика и раздаточная экономика.
О рыночной экономике все наслышаны: в основе ее лежит рыночный обмен товаров, производимых собственниками средств производства. А вот о раздаточной экономике хотелось бы поговорить поподробнее. Сам термин «раздаточная экономика» взят из работы О.Э. Бессоновой /1/ – автора, давно исследующего этот экономический уклад. Суть раздаточной экономики – в служении. Человек служит – государству, общине, семье – будем говорить: служит социуму, отдавая ему плоды своего служения. Но за свое служение он вознаграждается от социума благами. Таким образом, раздаточная экономика предполагает два встречных процесса: «сдачу», т.е. передачу плодов служения и «раздачу» – материальную награду за служение.
|
Сомин Н.В. Капиталистическая Россия: может ли она стать великой?
Причина кризиса лежит вовсе не в производственной сфере, а в сфере нравственной, а точнее – в области мотивации труда. Русский христианским мыслитель Н.Н. Неплюев утверждал, что экономическим поведением человека в социуме управляют три фактора: любовь, корысть, и насилие. Попробуем применить эту мыслительную схему для анализа нашей ситуации.
|
Сомин Н.В. Эксплуатация в рыночной экономике: попытка разобраться
В наше время только ленивый не ругает Маркса. И конечно же самым любимым объектом критиков является его теория прибавочной стоимости. Усердие столь значительно, обличительный запал столь велик, ругань столь беспардонна, что невольно начинаешь вопрошать: почему они так стараются? Ведь реалии современного российского капитализма столь негативны, что в наличии эксплуатации, причем, очень жестокой, сомневаться не приходится. И тогда появляется другая, уже навязчивая мысль: «Ага! Значит старик Маркс все-таки прав!».
В том, что рабочему за его труд недоплачивают, что капитализм порождает эксплуатацию – Маркс несомненно прав. Но что касается объяснения самой механики эксплуатации, то тут следует разобраться. И начать нужно с самых основ – с труда и его стоимости.
|
29.12.06. Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ЦЕРКОВНОМ УЧЕНИИ"
Предлагаемый цикл лекция является
Учебным пособием к изучению нового для
православных институтов предмета, преподавание которого предполагается на экономическом факультете ПСТГУ.
|
Сомин Н.В. С.Н. Булгаков: логика развития социально-экономической
мысли
В наш политизированный век Булгакова обычно «раздергивают на цитаты», стараясь заполучить его в свой лагерь, забывая, что, тем не менее, его напряженные духовные искания имели свою внутреннюю логику. Мы попытаемся, пусть пунктиром, обозначить основную траекторию булгаковской мысли и показать, что все его «периоды» объединяет одна постоянно владевшая им идея.
|
Сомин Н.В. Понять Златоуста
В следующем, 2007 году исполняется 1600 лет со дня смерти св. Иоанна Златоуста (27 сентября н.с. 407 г.). Точнее – убийства. Ведь все было сделано для того, чтобы конвоирование ссыльного Златоуста в более отдаленное место ссылки закончилось его смертью. Конвойным приказали не церемониться, и они гнали пожилого больного человека в дождь и непогоду, а когда припекало солнце, оставляли его лысую голову без шляпы…
|
Сомин Н.В. Г.П. Федотов: "спасти социализм правдой духа и правдой
социализма спасти мир"
Федотов – и историк, и социолог, и специалист по средневековью, и исследователь русской агиографии и народной духовной поэзии, и христианский публицист. Его статьи, великолепные по форме, всегда насыщены глубокими идеями и полны неожиданных, нестандартных мыслей. Его метод исследования – не сухая аналитика, а интуитивное постижение, попытка вжиться в ткань исследуемой проблемы. Кроме того, отличительной чертой творчества Федотова является удивительная выдержанность, всегдашнее старание не рубить сплеча, а стремление спокойно выявить положительное и отрицательное. Федотов против предвзятости, считая, что историк «не должен знать где истина, до самого конца своего исследования». Он как бы долго взвешивает явление или эпоху на весах, прежде чем вынести о ней свое нравственное суждение.
|
Сомин Н.В. Блеф «Протестантской этики»
С именем Макса Вебера поистине происходят удивительные вещи. И в самом деле ситуация несколько странная: о христианстве пишет не христианин – и все же его имя с почтением произносят и православные и католики и протестанты. На Вебера постоянно ссылаются и светские ученые и богословы, его концепции с уважением пересказывают, принимая их за чистую монету. «Вебериана» к началу 90-х годов XX в. насчитывала более 2500 работ /1/, а сейчас это число, конечно же, вдвое больше. Вебера называют не просто «классиком», но «основателем современной социологии». Его идеи в обязательном порядке штудируют студенты. Его имя ставят в один ряд с Эйнштейном, Фрейдом и Марксом.
Так в чем же дело? Почему в честь Вебера звучат фанфары?
|
Сомин Н.В. Институт частной собственности: взгляд из Евангелия
Первое, что бросается в глаза – это обилие фрагментов, так или иначе касающихся имущественных отношений. О них множество раз говорит Сам Господь Иисус Христос, упоминает Иоанн Креститель, Иуда за тридцать серебряников предает Христа. Не раз высказываются по этой теме в своих посланиях апостолы Петр, Иоанн, Павел и Иаков. Наконец Деяния Апостольские повествуют нам о первохристианском коммунизме в рамках Иерусалимской общины. Все это означает, что имущественная тема – отнюдь не проходная. Наоборот, она рассматривается в Новом Завете как чуть ли не самая важная нравственная проблема.
|
Сомин Н.В. Католическая социальная доктрина: спуск в
преисподнюю
Наиболее известное деяние папы Льва XIII – энциклика Rerum novarum («Новые веяния»), предметом которой служит «рабочий вопрос». Эту энциклику последующие папы именуют «бессмертным посланием». Дата ее опубликования – 15 мая 1891г. – для католиков является чем-то вроде «7 ноября» и рассматривается как момент рождения католической социальной доктрины.
|
Сомин Н.В. Как учили в наших семинариях о собственности и богатстве
Проф. А.А. Бронзов, автор солидной монографии «Нравственное богословие в России в течение XIX века» /5/, отмечает, что практически все наши учебники списаны с книг известных на Западе богословов, как католических, так и протестантских. Разумеется, корректный профессор говорит о «влияниях», но на практике эти «влияния» сводились к переводу книжки иностранного автора (или какой-либо ее части) и косметическому причесыванию текста под православие (выбрасывание цитат и упоминаний не почитаемых в православии авторитетов).
|
Сомин Н.В. Как меня отлучали от Церкви
Хочется вернутся к событиям более чем пятилетней давности, поскольку они до сих пор будоражат тяжелые воспоминания...
|
Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век
Пять диалогов, в которых участвуют Православный публицист, Христианский социалист и другие персонажи. Обсуждается широкий круг проблем, связанных с христианским социализмом, в частности: ереси, необходимость социальной активности христиан, частная и общественная собственность, православное предпринимательство, богословие истории.
|
Новое татарское иго Zip(8Kb)
Когда-то в начале 90-х была карикатура: «Россия во мгле» - всюду по Красной площади ходят люди с черными волосами и усами. Теперь это уже не юмор, а реальность. Нажитые криминальным путем огромные капиталы кавказских кланов теперь отмываются, идут в бизнес и вытесняют русских предпринимателей.
|
Нравственное измерение в философии хозяйства Zip(12Kb)
Христианская нравственность включает в себя т.н. имущественную этику, т.е. учение об отношении к собственности, богатству, бедности и милостыне. Как строить экономику – ни микро, ни макро – имущественная этика не учит. Но она дает безусловные нравственные рекомендации, как относиться к явлениям, возникающим в результате функционирования экономики.
|
Протестантская этика в православном исполнении Zip(25Kb)
Возникает новое богословие, задачей которого является обоснование спонсорской системы. Но вот беда: в традициях русского народа всегда было негативное отношение к богатству, накопительству и недоверие ко всякого рода «прокручиванию денег». Мешает и церковный принцип отвержения земного ради небесного. Поэтому выработать богословскую концепцию оправдания спонсорства не так-то просто. Но нужда есть, и дело делается.
|
Литературный дебют В.Ф. Эрна. Zip(15Kb)
Обстоятельного анализа идей, высказанных в работе "Христианское отношение к собственности", не проводилось – ни в дореволюционное время, ни тем более – в постсоветское. Насколько известно автору, нет даже ни одной рецензии на эту работу. А она стоит серьезного разговора. Настоящая статья является попыткой заполнить этот пробел и воздать должное этому замечательному произведению русской религиозной мысли.
|
"По грехам нашим". О причинах гонений на Церковь в XX веке. Zip(34Kb)
Всякий добрый христианин, если на него навалились несчастья, будет стараться обвинять не других, не внешние обстоятельства, а себя самого, видеть в несчастиях ниспосланное Богом наказание за прегрешения, и приговаривать: «по грехам нашим». Так учит Церковь, так осмысливают события все святые. Поэтому такое рассуждение вполне уместно применить и к гонениям XX века: они Богом промыслительно были даны Церкви, чтобы искупить груз грехов, неверных установок, безлюбовных решений и действий.
|
Христианская Империя: взгляд "утописта" Н.Н. Неплюева. Zip(10Kb)
В конце XIX – начале XX вв. Россия породила такое громадное количество замечательных людей, что многие
из них и ныне остаются забытыми. Одним из таких русских гениев,
которому Отчизна не может до сих пор воздать достойных почестей,
является помещик Черниговской губернии Николай Николаевич Неплюев. Это был богослов, оригинальный религиозный и социальный мыслитель. Но главным его делом оказалось создание единственной в России трудовой православной общины – Крестовоздвиженского Трудового Братства, в котором сочетались казалось бы несовместимые вещи: православный приход, коммунистическая община и хозяйственное предприятие, построенное по самым передовым рецептам тогдашней агрономической науки.
|
Три парадигмы имущественной христианской этики и судьбы России.Тезисы. Zip(14Kb)
Анализ показал, что основных парадигм имущественной христианской этики можно насчитать три. Ввиду того, что терминология в этом вопросе разработана слабо, эти парадигмы получили в определенной степени условные названия, а именно: 1) «общепринятая доктрина» или «климентизм», 2) «святоотеческое имущественной учение» и 3) «протестантская этика».
|
Содержание русского проекта
Почему гибнет Россия? Гибнет во всех смыслах: экономическом, политическом, моральном, демографическом, духовном, даже территориальном. Потому что у нас отобрали великую идею. Без великой идеи России не жить, без нее она существовать не может. Все предыдущие 500 лет Россия такую идею имела – сначала идею Третьего Рима, Христианского Царства, а затем – идею построения коммунизма. Теперь не то что великой – нет никакой идеи. Вот Россия, приватная и приватизированная, и летит стремительно к своей гибели.
|
"Удобнее верблюду..." (О евангельском эпизоде с богатым юношей)
Огромное количество комментариев и толкований сопровождают этот эпизод, и уже кажется, что сказать что-то новое невозможно. Так зачем же сочинять еще одну статью на эту тему? И все же сочинять стоит, и не одну. Дело в том, что этот эпизод является важнейшим для понимания всего христианского имущественного учения. В Церкви издавна идет подспудная, но упорная полемика между двумя школами отношения к богатству и собственности, и эта полемика проступает и в толкованиях данного эпизода
|
Право собственности в церковной оценке Zip(235Kb)
Сегодня, когда Россия переживает ломку общественно-экономической формации, когда наша страна ограблена, народ разорен, и когда идеологическая машина новой власти наперебой восхваляет частную собственность, личный интерес, выгоду, наживу, насущно важны выяснение и актуализация подлинного учения Православной Церкви о нравственных критериях социально-экономической жизни людей. В этой связи основное внимание в работе уделяется обоснованию и актуализации необычайно высокого религиозного идеала, но в то же время ясно данного нам в Писании - идеала общения имуществ. Сейчас, после крушения социалистической системы, этот идеал непопулярен, и церковная общественность пытается найти выстроить образ православного государства, в основе которого лежит частная собственность. По нашему мнению этот подход неверен в своей основе, и требует критического отношения, причем с нравственно-христианских позиций.
|
Алтари и таланты Zip(6Kb)
Любовь – это жертва. Эгоист все подгребает к своему «Я», но тот, кто любит – жертвует собой ради других. Но вот проблема: алтарей, куда мы должны принести жертву, много. Их можно насчитать аж целых пять:
- самый ближний – семья;
- подальше – община;
- еще дальше – нация;
- совсем далеко – государство;
- наконец, на горизонте – человечество.
Проблема не только в том, чтобы возгреть в себе любовь, но и том, чтобы верно, по Божьи, отдать ее.
|
Христианский социализм как русская идея Zip(14Kb)
Сформулировать русскую идею – задача сложная. И в то же время – настолько простая, что это можно сделать буквально в двух словах. Христианский социализм – вот ее краткая формула. Разумеется, она требует расшифровки.
|
Новые монастыри Zip(11Kb)
С тех пор как Спаситель пришел на землю, христианский мир не раз пытался осуществить идею христианского социализма. Этим термином мы называем круг идей, общин или государственных образований, основанных на сочетании христианской веры с принципом общности имущества. Это сочетание отнюдь не бессмысленно. Наоборот, из христианской морали любви к Богу и ближнему принцип общественной собственности вытекает непосредственно. Ведь по слову ап. Павла «любовь не ищет своего»
|
Глобализация, империя и апокалиптика Zip(8Kb)
Есть глобализация и Глобализация – отрицательная и положительная. Отрицательная глобализация навязывает людям нивелирующие «общечеловеческие ценности», делая человечество стадом с примитивными запросами. Ее цель – сделать из людей сатаночеловечество. Но есть другая Глобализация – с положительным моральным знаком. Она началась двадцать столетий тому назад с вочеловечением Творца. Цель этой глобализации – объединение всех людей вокруг Бога, созидание из человечества Богочеловечества.
|
Несколько мыслей по поводу христианского социализма Zip(8Kb)
Конечно, многие скривят саркастическую усмешку – мол, утопия, да и только. Думается, что все же это не так. Христианский социализм – не утопия, а христианский идеал. По сути дела – это заповедь Христова об устроении социальной сферы. В своей существенной части он по плечу даже падшему человечеству.
|
Христианский социализм. Тезисы Zip(10Kb)
Это способ социального бытия христианской общины. Христиане должны на земле жить по-христиански. Христианский социализм – это способ подготовки к Царству Небесному, когда, по слову Иринея Лионского, «достойные постепенно привыкают вмещать Бога». И христианский социализм – образ такого христианского жития для общин всех уровней, начиная от прихода и кончая христианским государством.
|
Треугольник формы-содержания и его социально-нравственная интерпретация Zip(15Kb)
Подчиняется ли нравственное содержание личности или общественного явления каким либо закономерностям? Или "Дух дышит, где хочет"? Представляется, что некую закономерность все-таки можно сформулировать.
|
Климент и Златоуст - два взгляда на собственность Zip(40Kb)
Соотнося воззрения свт. Иоанна по имущественной проблеме с «Кто из богатых спасется?» Климента, можно заметить один парадокс, на истолкование которого и направлена настоящая статья. Несмотря на то, что, казалось бы, Златоуст использует (кроме экзегезы) все соображения Климента, имущественные концепции обоих отцов различны. Причем, различия настолько существенны, что можно говорить о двух святоотеческих традициях отношения к богатству, бедности, собственности и милостыни: климентовской и златоустовской.
|
Основные христианские доктрины о богатстве и собственности. История этих доктрин в Православии, католичестве и протестантизме Zip(9Kb)
оказывается, что в христианстве бытует целых три существенно различных парадигмы имущественной этики. Поэтому имеет смысл рассмотреть этот вопрос с исторической точки зрения и проследить, как менялся взгляд на право собственности и богатство в различных христианских номинациях: Православии в его византийском и русском вариантах, в католичестве и протестантизме.
|
Спор вокруг Иерусалимской общины Zip(24Kb)
И краткость свидетельств и явная, из ряда вон выходящая необычность происходившего в Иерусалимской общине с древних времен привлекали христиан, желавших понять, как же жила община. Был ли там реализован коммунизм, или просто дело ограничилось благотворительностью?
|
Мнимые противоречия в социально-этических воззрениях Св. Иоанна Златоуста Zip(9Kb)
Златоуста называют то ненавистником богатых, то наоборот, их защитником, то идеологом средних классов, то утопистом-хилиастом, то социальным реформатором, то даже революционером. А некоторые церковные комментаторы вообще не находят в его воззрениях каких-либо социальных мотивов. Так кем же является Иоанн Златоуст на самом деле?
|
Общеупотребительная имущественная этика: ее отличия от святоотеческого учения о богатстве и собственности Zip(8Kb)
в Евангелии мы не найдем ни одного речения, которое прямо или косвенно оправдывало бы частную собственность. Конечно, вольному – воля, . но думается, что бросаться на поиски таких цитат – дело безнадежное . Такие цитаты ищут уже два тысячелетия лучшие богословы всех христианских номинаций. Причем, особенно интенсивные поиски проводились в XIX -XX веках как нашими отечественными богословами, так католиками - разработчиками католической социальной доктрины, которым такие цитаты были нужны как воздух. Но до сих пор никто ничего не нашел.
|
Святоотеческая оценка права собственности Zip(16Kb)
Часто утверждают, что необходимо строго различать богатство и право собственности; и если относительно богатства и богатых святые отцы могут высказываться очень резко, то на право собственности эти мнения переносить нельзя. Однако, вся патристическая традиция как раз не различает богатство и собственность. Для святых отцов и "собственность" и "богатство" - это имение, материальные ценности, находящиеся в частных руках. Разница лишь количественная: если они хотят подчеркнуть значительность этого имения, то говорят о "богатстве". Таким образом, говоря и о "собственности" и о "богатстве" святые отцы имеют в виду частную собственность - ту правовую форму собственности, которая господствовала в их время. Поэтому, обсуждая нравственную ценность богатства, они тем самым дают нравственную оценку частной собственности.
|
Социологическое прочтение двух евангельских притч Zip(9Kb)
самое интересное, что в Евангелии можно найти ряд "социологических" мест, проливающих свет на взаимосвязь веры и социума. И прежде всего нам нужно обратить внимание на две притчи, прекрасно известные слушателям: это притча о сеятеле и притча о неверном управителе.
|
Святые отцы о праве собственности. Часть 1. "Любовь не ищет своего" Zip(14Kb)
Если для либералов, (впрочем, как и богословов нового времени), собственность гарантирует свободу и достоинство личности, то для св. Иоанна Златоуста собственность - это рабство, которое "крепче цепи" приковывает к земному. Как же бороться со страстью стяжания? По Златоусту - только отвержением, отказом, раздачей богатства, но никак не наоборот.
|
Святые отцы о праве собственности. Часть 2. "И имели все общее" Zip(13Kb)
Общность имущества... Сколько раз эта идея объявлялась "утопией", сколько на нее ныне вылито презрения, издевательств, сарказма. Но давайте посмотрим, что на эту тему говорит Церковь...
|
Отношение к частной собственности в трудах Иоанна Златоуста и в католическом социальном учении Zip(9Kb)
Несколько лет назад на книжных прилавках появилась любопытная брошюра "100 лет христианского социального учения" /1/. В ней напечатаны две папских энциклики: "Рерум новарум" папы Льва XIII и "Центесимус аннус" папы Иоанна Павла II...
|
Феномен Экземплярского (О жизни и нравственном богословии проф. Киевской Духовной Академии Василия Ильича Экземплярского) Zip(30Kb)
Этот удивительный человек производил на современников громадное впечатление своим исключительно высоким настроем мыслей, пламенной любовью ко Христу и незаурядным мужеством. Однако, в нынешних церковных кругах отношение к Экземплярскому неопределенно-настороженное: "то ли скандалист, то ли обновленец, - кто его знает". А знать бы стоило, поскольку его деятельность, несмотря на ее небесспорность, имеет для Церкви непреходящее значение
|
Проф. В.И. Экземплярский и его книга "Учение древней Церкви о собственности и милостыне" Zip(8Kb)
В 1911 году в нескольких газетах промелькнуло сообщение о том, что из Киевской Духовной Академии уволен профессор нравственного богословия Василий Ильич Экземплярский, личность в православном мире достаточно известная: магистр богословия, активный христианский публицист, бессменный секретарь Киевского философско-религиозного общества.
|
"Философия хозяйства" С.Н. Булгакова – приобретения и потери Zip(10Kb)
Если раньше главным предметом анализа были экономические взаимоотношения между людьми, возникающие в процессе производства (иначе говоря – хозяйственная этика), то теперь центр тяжести переносится на онтологию хозяйства. Причем, Булгаков, выдвигая на первый план метафизику, мыслит хозяйство как богочеловеческий процесс. Основными вопросами теперь становятся: «смысл хозяйства», «Бог и хозяйство», «субъект хозяйства», «как возможен труд», «мир как хозяйство», «свобода и хозяйство». От этической точки зрения Булгаков переходит к космической. Что этим приобретается, и что теряется?
|
Булгаков: христианство и социализм (по книге "Два Града") Zip(16Kb)
Соединимо ли христианство с социализмом? И если да, то насколько возможно их взаимопроникновение? Эти вопросы были центральными для С.Н. Булгакова в его дореволюционный период творчества. В этом отношении особенно важным является 1906г. – год начала духовного переворота, приведшего к окончательному возвращению Булгакова в Церковь, в «дом Отчий». С этого момента философ старается по новому взглянуть на «идолов» его недавнего прошлого, осмысляя их с христианской точки зрения. И главным из этих «идолов» был социализм – учение, занимавшее в то время умы всей русской интеллигенции. Итогом работы булгаковской мысли стал сборник «Два града» (1911г.)
|
Три социализма С. Н. Булгакова Zip(14Kb)
Казалось бы, мысли Булгакова не отличаются ясностью. Создается впечатление, что он сам себе противоречит: и хвалит и ругает социализм; причем ругает за атеизм и мещанство, а хвалит за его соответствие христианским идеалам. Но высказывания Булгакова становятся совершенно прозрачными, если мы предположим, что он имеет в виду не один, а три разных социализма.
|
"Вехи": верное и ошибочное Zip(11Kb)
Мы не будем пытаться оценить, насколько верен веховский портрет интеллигенции. Условно примем, что этот портрет в основном верен. Все-таки, веховцы - сами интеллигенты и очень хорошо знали эту среду. Речь пойдет о другом – о тех нравственных оценках, которыми наградили авторы «Вех» те или иные характеристики интеллигенции.
|
"Всенародная и вселенская Церковь" Достоевского Zip(14Kb)
Достоевский, ни в коей мере не отступая от Православия, старается сказать новые слова, иначе осмыслить великие проблемы. В этом плане очень интересными являются мысли Достоевского о Церкви и ее отношению к социальному вопросу.
Ныне Достоевский изучен вдоль и поперек, так что и на данную тему написано достаточно, но далеко не всегда объективно – уж слишком хочется каждому затащить великого писателя в свой лагерь. Мы попытаемся прояснить этот вопрос на материале двух главок его «Дневника писателя».
|
Христианский реализм Франка Zip(13Kb)
как примирить христианство и поиск социальной правды? Ведь Христом сказано: «ищите прежде всего Царства Божия и правды его», а вовсе не праведного социального устройства на земле. Вопрос непростой, и Франк посвящает ему целую книгу – «Свет во тьме»
|
История как раздел диамата. (О теории этногенеза Л.Н. Гумилева) Zip(18Kb)
Действительно, Гумилев – человек неординарный, выдающийся. Глыба. Но вот его теория этногенеза… Но тут же слышатся голоса: как? критиковать гениального ученого?
|
Достоинства и недостатки миросозерцания И.А.Ильина Zip(32Kb)
В последние годы имя выдающегося русского философа, публициста и общественного деятеля Ивана Александровича Ильина стало необычайно популярным среди патриотически настроенной православной русской интеллигенции. Часто цитата из Ильина рассматривается как лучшее, "железное" подтверждение мысли автора. Представляется, однако, что в противовес безудержной апологетике Ильина, следует противопоставить более трезвый взгляд на разработанную И.А. Ильиным идеологию и рассмотреть ее с позиций православной традици
|
Апостол братской любви (Жизнь и труды Николая Николаевича Неплюева) Zip(47Kb)
Размышляя о Кресто-Воздвиженском Трудовом Братстве невозможно остаться равнодушным. Ассоциации могут быть разные. Первое что возникает - это остров Утопия, вдруг приобретший реальные очертания. Но, может быть, ближе к истине сравнение с Иерусалимской общиной первохристиан, явившей нам высочайший идеал христианского общежития. Во всяком случае, это - попытка воплотить в повседневной жизни завет Христа о братской жизни в мире и любви. Но все происходит не в Святой Земле, а в Черниговской губернии конца XIX в. Причем, это не однодневка, а община, существовавшая и процветавшая в течение полувека. Да и само Трудовое Братство - явление чисто православное, о чем говорит само название Братства. Слишком необычно это явление, чтобы пройти мимо него, и не попытаться его осмыслить
|
Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства Zip(16Kb)
Хозяйственную историю Крестовоздвиженского Братства можно условно разделить на три периода: 1) с 1890 г. до 1901г. когда Н.Н. Неплюев передал Братству большую часть своего имения; 2) с 1901 по 1918 г. – дореволюционный период; и наконец 3) с 1918 по 1929 гг. – советский период.
|
Хомяковская горка в Воздвиженске (Н.Н. Неплюев - продолжатель социальных идей А.С. Хомякова) Zip(10Kb)
Чудеса, да и только. В маленьком украинском хуторе, затерянном среди степей – вдруг памятник Хомякову. Да еще с интригующими стихами. Кто же поставил памятник и почему?
|
Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев Zip(16Kb)
Цель Братства Неплюев формулирует так: "осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия". Неплюев составляет Устав Братства и в 1894г. с большими трудами добивается того, чтобы он был одобрен Синодом и утвержден Александром III. Будучи сам глубоко церковным человеком, Неплюев в основу устроения Братства кладет христианскую любовь и преданность Православию.
|
Государство иезуитов в Парагвае Zip(11Kb)
Государство, созданное иезуитами среди индейского племени гуарани, не оставило равнодушным многих мыслителей. До сих пор католики не знают как «парагвайский эксперимент» оценивать – как великую победу католицизма, или как еретическую попытку построения Царства Небесного на земле, о которой лучше помалкивать.
|
Духоборы Zip(18Kb)
Крещение духоборы осуществляли не погружением в воду, а обычной крещальной формулой, которую мог произнести любой духобор. К Писанию относились с почтением, но непогрешимость его отвергали – были составлены сборники из разных мест Писания. Считая всех людей равными, духоборы на этом основании отвергали всякую власть. За основу духовной жизни они признавали внутреннюю духовную брань, которую ведет душа со своими «страстьми и похотьми», выковывание в этой борьбе своей личности. Непререкаемыми были такие заветы Христа, как непротивление злу, любовь к гонителям, целомудрие, братская жизнь.
|
Социальный смысл симфонии Zip(15Kb)
Но для чего все это, для чего эта сложная конструкция симфонии? Ответ: ради христианизации социума, ради того, чтобы жизнь населения христианской империи не сводилась бы к «храмовому» христианству, а была бы христианской во всей ее глубине и повседневности
|
"Стяжатели" и "нестяжатели" Zip(18Kb)
Спор «стяжателей» и «нестяжателей» в XVI в. как магнит притягивает мыслящих людей. И публицисты и историки, верующие и неверующие, чувствуют, что это – узловое событие, хорошенько разглядев которое можно будет подобрать ключ ко всей русской историософии. В этом эпизоде столкнулись земное и небесное, личное и социальное, государственное и церковное. А результаты борьбы надолго, может быть, навсегда определили духовную траекторию России.
|
А.В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства Zip(8Kb)
Занимаясь каким-либо сложным вопросом всегда очень полезно понять мнение людей, которые мучительно, в течение всей жизни над ним размышляли. Думается, что это в полной мере применимо и к Антону Владимировичу Карташеву, для которого тема взаимоотношения Церкви и государства была стержневой во всей его литературной и практической деятельности.
|
Имущественная парадигма Церкви как фактор развития экономики Zip(7Kb)
Общие механизмы взаимодействия религии и экономики, на наш взгляд, можно выявить, рассмотрев различные парадигмы религиозного, в частности – христианского, отношения к богатству и собственности. Анализ различных мнений по этому вопросу в христианской среде показывает, что таких парадигм Церковь имеет не одну, а целых три.
|
Законы экономики с точки зрения христианской этики Zip(10Kb)
Широко распространено мнение, что экономические законы объективны, что они являются законами природы, причем – как природы, объемлющей человека, так и внутренней человеческой природы. Они фундаментальны, неизменны, и потому задачу экономической науки видят лишь в отыскании и формулировке этих законов. Таких позиций придерживаются как представители марксистского взгляда на экономику, так и экономисты либерального направления. Но верен ли такой взгляд? Мы попытаемся обосновать иную точку зрения. Ее суть в том, что экономические законы – порождения нравственности. Они определяются теми нравственными установками, которые приняты обществом в сфере хозяйственной деятельности.
|
Стоимость как справедливость Zip(11Kb)
Что такое стоимость? Каков смысл стоимости? Какие категории бытия за ней стоят? Продолжим вопросы. Измеряется ли стоимость трудом, как это предполагали Адам Смит и Карл Маркс? Или «У самой стоимости нет никакой нестоимостной субстанции, у нее только одна субстанция – сама стоимость»? А может быть и не нужно философствовать, плюнуть на стоимость и, как это делают в современных «Экономикс», просто считать, что есть цена, которая формируется рынком? Попыток осмысления стоимости много. Даже слишком. И подозрительный разнобой в суждениях говорит, что удовлетворительного ответа пока не найдено.
|
О богословии собственности Zip(12Kb)
Итак, собственность – и личный и общественный феномен. Поэтому богословие собственности должно содержать анализ последствий владения как на индивидуальную душу, так и на общество.
|
Леонтьев и Пустота. (О Постмодерне с религиозной точки зрения) Zip(10Kb)
Ныне религия денег победила, по-видимому, бесповоротно и окончательно. Все мы (и автор в том числе) – молодые и старые, мужчины и женщины, добрые и злые – бежим за деньгами. Воистину этот культ стал подлинно всенародным. Чтобы что-то сделать – и хорошее и плохое – нужны деньги, деньги и деньги. С помощью денег мамон взял под контроль все – и души человеческие, и общественные институты. И контроль этот безжалостен: если ты поклоняешься мамону, то он награждает тебя, если противишься, - то он просто перекрывает денежный канал, выбрасывая тебя из общества на произвол судьбы. Огромный идол до неба стоит над миром, протянув паутину финансовой необходимости, в которой барахтаются все и вся.
|
Социальная доктрина православия и идея личного спасения Zip(11Kb)
ориентация всей церковной работы исключительно на личное спасение представляется недостаточной. Как говорил русский философ Семен Франк, такой индивидуализм в «пределе приближается к лозунгу «спасайся кто может»!»[2]. В наших «Основах социальной концепции» цель Церкви формулируется двояким образом: «не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира»
|
Личное спасение или спасение России? Zip(10Kb)
Действительно, Царство Божие – подарок изумляющей щедрости. И многие чистые души по призыву Бога влекутся туда, отринув все остальное. Но есть и другие, – их тоже немало, – люди особенно жертвенной природы, сердце которых столь уязвляется страданиями народа, что свою цель жизни они видят не в попадании в райские кущи, а в помощи людям. Вспомним, что апостол Павел, хотя душа его и безмерно влеклась ко Христу, тем не менее сказал: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9,3).
|
Возможен ли "христианский капитализм"? Zip(8Kb)
Все мы понимаем, что Россия сейчас переживает тяжелейший кризис, буквально находится на грани небытия. Нас насильно встраивают в новый мировой порядок, причем в нем России отводится роль отнюдь не процветающей независимой державы, а нищей колонии, сырьевого придатка западного капитализма. Естественно, такого рода перспектива нас, христиан, никак не устраивает. Но какова же альтернатива? И вообще, каково должно быть экономическое устроение православного государства?
|
Спор о социализме в Русской Церкви (по публикациям конца XIX - начала XX вв.) Zip(42Kb)
России развертывается активная дискуссия по вопросу соотношения между христианской верой и социализмом. Множество книг и брошюр на эту тему, зачастую с названием "Христианство и социализм", выходит в начале XX века в России. Многие виднейшие русские иерархи, священники, философы, публицисты и писатели высказываются по этой проблеме. Характерной особенностью этой дискуссии (впрочем, как и обсуждение любого глубокого вопроса в России) является стремление дойти до сути дела, найти самые глубинные его корни, высказать "окончательные" суждения. Поэтому эта дискуссия представляет исключительный интерес в смысле понимания судеб России и ее религиозно-исторического призвания.
|