Тема: Формирование экономических, организационных и социальных условий развития малого предпринимательства в России :
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...1
Глава 1 Роль и место малого предпринимательства в экономике
государства...10
1.1 Развитие малого предпринимательства в России и его место в экономической системе...10
1.2 Создание системы управления малым предпринимательством
и необходимость совершенствования условий его эффективного функционирования...38
1.3 Международный опыт создания условий функционирования
малого бизнеса...60
Глава 2 Основные направления развития малого
предпринимательства в России...81
2.1 Формирование организационно-экономических и социальных условий развития малого предпринимательства...81
2.2 Экономическая поддержка малого предпринимательства ... 111 Глава 3 Пути вывода малого предпринимательства из теневой
сферы экономики, обеспечение безопасности предпринимательства и роль в этом процессе органов внутренних дел...133
3.1 Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства
и пути ее уменьшения...133
3.2 Роль органов внутренних дел в процессе обеспечения безопасности предпринимательства...152
Заключение...169
Библиографический список...178
Приложения...188
Выдержки из работы:
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 4
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 5
I
I
Приложение 6
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 9
и
Для определения места предпринимателя в рыночной экономической системе представляется необходимым рассмотреть, как с течением времени менялось определение понятия "предприниматель". Первоначально проблема предпринимательства была поставлена политической экономией как проблема объяснения источников экономического роста и природы прибыли. Впервые термин "предпринимательство" ввел Р. Кантильон в своей книге "Очерк
1 Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии. М., 1896. С.60-62.2 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М., 1993. С.208-213.0 природе коммерции", опубликованной в 1755 году. Все творцы экономической теории так или иначе признавали важность предпринимательской деятельности. Исторически сформировалось несколько принципиально различных подходов к предпринимательской функции. Изначально в трудах классиков политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит) предприниматель выступает собственником капитала, при этом Ж. Тюрго, а позднее немецкие историки (В. Рошер, Б. Гильдебранд) утверждают, что предприниматель не только управляет капиталом, но и совмещает собственнические функции с личным производительным трудом. Данный тезис находит свое развитие, и далее предприниматель это уже организатор производства, совсем не обязательно обладающий правами собственности. Подобного взгляда придерживаются Ж.Б. Сэй и Дж.С. Милль1. Определение предпринимателя как менеджера приводится в работах неоклассиков (А. Маршал, К. Менгер, Ф. Визер). Содержание предпринимательской функции для неоклассиков заключается в приспособлении производства к изменяющимся условиям рынка, восстановлении нарушенного равновесия, более эффективном использовании имеющихся ресурсов и удовлетворении возникающего спроса. По А. Маршаллу организация объявляется "четвертым фактором производства"2. Следующий период связывает предпринимательскую функцию с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития. Этот элемент становится наиболее важным в концепции предпринимательства Ф. Найта. С еготочки зрения, люди, берущие на себя бремя риска и неопределенности, гарантирующие большинству участвующих в созидательном процессе их заработную плату, получают право управлять деятельностью этого большинства и присваивать соответствующую часть дохода3.
В рамках институциональной экономической теории предприниматель выполняет функцию субъекта, совершающего выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек. Предпринимательство оказывается особым регулирующим механизмом, отличным от ценового механизма и механизма государственного регулирования, а в чем-то альтернативным им обоим4.
С точки зрения представителей новой австрийской школы (Л. Мизес, Ф. Хайек) предприниматель действует в условиях неполноты информации. Здесь он выступает уже в качестве активного преобразователя и созидателя. Подчеркивается инновационный характер предпринимательства не только в выборе из имеющихся альтернатив распределения ресурсов, но и в создании новых комбинаций факторов.
3 Найт Ф. Понятие риска и неопределенности//Тпез18, 1994. Вып. 5. С.26-27.4 Коуз Р. Фирма рынок и право. М., 1993. С.36.5 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М, 1982. С.169-170.Ядром следующего направления выступает концепция Й. Шумпетера, в которой он противопоставляет себя неоклассикам, выводя из процесса кругооборота капитала принципиальную необходимость особой предпринимательской функции, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации, "новых комбинаций факторов производства"5. Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. В каждой хозяйственной сфере она то проявляется, то затухает, сменяясь более рутинными действиями. При этом предприниматель не обязательно сам изобретает "новые комбинации". Он реализует их прак
тически, часто повторяя при этом чужой хозяйственный опыт. Согласно Шумпетеру, предпринимательство - это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли.
Среди отечественных ученых также проводились исследования проблем предпринимательства. Особенно часто возвращаются к этой теме в последнее время. Так, академик Л.И. Абалкин рассматривает предпринимательство как особый вид деятельности, которая имеет ряд отличительных признаков: свобода в выборе направлений и методов работы; самостоятельность принятия решений; ответственность за принимаемые решения и их последствия, связанный с этим риск; ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли. По мнению Л.И. Абалкина, естественной базой, на которой складывается предпринимательство, является достаточно развитое рыночное хозяйство6. Академик Т.И. Заславская к определяющим признакам предпринимательской деятельности относит: целевую установку на получение прибыли; свободу и автономность принятия решений; самостоятельность, выражающуюся в личном риске и личной ответственности7.
6 Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М., 1994. С. 12.7 Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус//Социологические исследования. 1995. № 3. С.З.В современной литературе достигнуто единство в понимании сущности и содержания предпринимательства. Различия лишь в степени конкретизации этого понятия. По мнению автора, наиболее общим определением предпринимательства можно считать определение данное Ф.И. Шамхаловым. Он считает, что предпринимательство - это специфический вид творческой, инициативной деятельности человека в рыночной экономике, сущность которой проявляется в ее основных чертах, а именно: владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства; самостоятельность в принятии управленческих решений по поводу своего экономического поведения; несение полной ответственности за результаты своей деятельности, что предпола
гает инициативность, творчество, способность к преодолению сопротивления среды, нестандартность в управлении предприятием. Целью предпринимательской деятельности является коммерческий успех, выступающий, прежде всего, в форме прибыли, с последующей капитализацией дохода; предпринимательская деятельность имеет рисковый характер8.
Особое значение в современных условиях имеет малое предпринимательство как одна из разновидностей предпринимательства вообще. По российскому законодательству, малым предприятием считается юридически самостоятельная фирма, имеющая хозяйственно-финансовую самостоятельность, ограниченную численность персонала, упрощенную организационную структуру и сравнительно небольшой объем хозяйственного оборота. Под малым предпринимательством понимается такой вид деятельности в различных отраслях экономики, который осуществляется физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, а также предприятия любой организационно-правовой формы, определяемой устойчивыми количественными и качественными показателями. Необходимо отметить, что данные показатели исторически не являлись постоянной величиной, претерпевая определенные изменения.
На современном этапе, в процессе формирования условий развития малого предпринимательства, с целью исключения ошибок необходимо, с учетом влияния на решение экономических и социальных проблем, понять, переосмыслить как позитивный, так и негативный опыт отечественных и зарубежных предшественников в области малого бизнеса и не допустить отката назад.
Шамхалов Ф.И., Нечипоренко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России. М., 1997. С. 12-13.
Мелкое производство всегда занимало значительное место в экономике России. Со времени самых ранних поселений скудные и ненадежные доходы
от земледелия, обусловленные особенностью географического и климатического положений, побуждали россиян искать добавочных заработков. Они дополняли, получаемый с земли доход всевозможными промыслами: рыболовством, охотой, звероловством, бортничеством, солеварением, дублением кож и ткачеством. Необходимость сочетания сельскохозяйственных и несельскохозяйственных занятий, навязанная населению природными и экономическими обстоятельствами, привела к отсутствию четко очерченного разделения труда и высоко квалифицированных, профессиональных торговцев и ремесленников. Лишь в XVII-XVIII веках начинают получать широкое распространение ремесленные и кустарные промыслы. К этому времени в России сложился особый, отличный от западного уклад экономики, обусловленный как географическими факторами, так и особенностями формирования русской нации. Суровый климат принуждал народ к коллективным формам ведения хозяйства. Постоянные нашествия завоевателей приводили к тому, что государство, решая военные вопросы, вынуждено было активно вмешиваться в экономику. Низкая плотность населения и полуоседлый образ жизни, обусловленный достаточно плохим качеством почвы и, следовательно, низкой урожайностью, заставили государство ввести крепостную зависимость. Эти и другие факторы привели к тому, что в России традиционно сложился приоритет государственной экономической инициативы над частной. Кроме этого, в России на протяжении нескольких веков и до недавнего времени применялся, за редким исключением, не рыночный механизм купли-продажи, а механизм сдач-раздач. Данные особенности развития отечественной экономики привели к формированию устойчивого настороженного отношения к частной инициативе, предпринимательству. Предприниматель часто отождествлялся с плутом, проходимцем, который ловкостью и обманом способен провернуть выгодное дело.
Между тем предпринимательство представляет собой созидательный, творческий, сопряженный со значительной долей риска труд, являющийся, в
9 М. Туган-Барановский. Русская фабрика. М., 1938. С.37-38.10 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С.274-275.настоящее время, главным условием вывода экономики из затяжного кризиса. Рассмотрим развитие предпринимательства в России на примере малых форм хозяйствования, и влияние на него внешних условий создаваемых государством. На рубеже XVII-XVIII веков широкое распространение в стране получили ремесленные и кустарные промыслы. Обработка льна, пеньки, производство керамики, мебели, кожевенный, кузнечный, скорняжный промыслы, кустарная хлопчатобумажная промышленность, а позже металлообработка практиковались в большинстве регионов. Кустарничество долгое время успешно соперничало с фабричным производством. Вот как характеризует это время М.И. Туган-Барановский: "...главным предметом жалоб купечества были не дворяне, а крестьяне. Почти все купеческие наказы полны жалоб на торговлю крестьян и на развитие мелкого крестьянского производства, ...иные крестьяне имеют у себя солодовые, также масленые и кожевенные заводы и через то делают купечеству подрыв."9. Необходимо отметить, что на протяжении всей истории России характерно активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Изданный еще в 1667 г. "Новоторговый устав" сильно урезал вольности всех иноземных купцов и запретил им под страхом конфискации товаров заниматься розничной торговлей. Позже, в 1724 г. Петр I учредил первый всеобъемлющий покровительственный тариф, предусматривающий необходимость лицензирования деятельности, и дающий возможность контроля за лицами, занимающимися этой деятельностью. Широко распространился принцип владения и наследования частными предпринимателями государственных предприятий, работа на заказ государства, торговля лишь излишками не нужными государству10. Предприниматели освобождались от всех государственных и местных служб. Для них устанавливался особый правовой статус, что избавляло их от местных злоупотребле
ний. При покупке материалов фабрики освобождались от уплаты пошлин. Государственные заказы обеспечивали сбыт товаров внутри страны, особенно тех, в которых правительство было непосредственно заинтересовано, например, сукна. Царь отдавал предпочтение крупной промышленности, что вызывало недовольство рядового купечества и небогатого дворянства.
Принятые меры привели к тому, что в первой половине XVIII века наблюдается заметный рост мануфактурного производства. Так, если в конце XVII века в стране насчитывалось около 20 мануфактур, то к концу царствования Петра I - уже 233 мануфактуры и крупных предприятия ремесленного типа11.
Наряду с крупными мануфактурами в российской экономике еще оставался большой ремесленный сектор в городах, а также домашние промыслы на селе, как составная часть натурального феодального поместья, хотя и эти производители все больше попадали в зависимость от рыночных отношений в лице скупщиков продукции. Городские и сельские ремесленники производили ткани, кожаную и валяную обувь, глиняную посуду, седла, сбрую и другие изделия. В XVIII веке появились ремесленные специальности, связанные с новым бытом, привезенным из Европы Петром I: табакерщики, часовщики, каретники, шляпочники, парикмахеры, переплетчики и т. д.
11 Пушкарев С.Г.Обзор русской истории. Ставрополь, 1993. С.255.При Петре I была сделана попытка поставить под государственный контроль мелкое ремесленное производство. Так в 1722 году по указу царя ремесленники должны были объединяться в цехи. В цехах избирались старшины, которые наблюдали за качеством продукции, за процедурой приема в цеховую организацию. Ученикам нужно было учиться 7 лет, чтобы стать подмастерьем, а те, в свою очередь, могли стать мастерами не ранее чем через два года. Правда, эти цеховые организации не имели той жесткой регламентации по производству и сбыту продукции, которая существовала в средневе
ковой Европе, и в целом эта система не имела такого распространения как на Западе12.
Уже в это время заметны различия в регулировании экономических процессов на Западе и в России. Издавая серию указов по конкретным промыслам, российская монархия вводила на них монополию, устранив, таким образом, угрозу конкуренции со стороны частных лиц. Как правило, любой товар, которым всерьез начинала заниматься монархия, объявлялся царской монополией и исключался из частного коммерческого оборота13.
12 Пособие по истории России для поступающих в вузы. М., 1993. Т.1. С. 109.13 Пайпс Р.Указ. соч. С.256-257.14 Пичета В.И. История народного хозяйства в России XIX - XX вв. М., 1922.С..25.
Конец XVIII века характеризовался развитием промышленности в обеих ее формах, как фабричной, так и кустарной, причем фабрика являлась технической школой для кустаря. Правительства Петра III, а позже и Екатерины II , находясь во власти физиократических идей, открыли доступ широким слоям общественности для занятий предпринимательской деятельностью. В 1753 г. были отменены все внутренние пошлины и тарифы, 23 марта 1762 г. Петр III упразднил многие царские монополии и пустил товары, за малым исключением, в широкий коммерческий оборот. Манифест Екатерины II от 17 марта 1775 г. предоставил всем россиянам право устраивать любые промышленные предприятия. Отмена монополий дала сильный толчок личной инициативе и содействовала быстрому росту экономики. В момент вступления на престол Екатерины II насчитывалось 984 фабрики и завода, а в конце ее царствования -3161. Наибольшее развитие получили суконное и шерстяное производства14. Когда какая-нибудь отрасль приходила в упадок, правительство пыталось ее поддержать. Так в середине XIX века были приняты экстренные меры для возрождения льняной промышленности: закуплены льнопрядильные машины, владельцы льнопрядильных и льноткацких фабрик освобождались от уп
латы некоторых повинностей, а также могли получить бесплатно участок государственной земли и лес для постройки фабрики.
Предприниматели из крестьян с самого начала сосредоточили свое внимание на массовом рынке потребительских товаров, который по большей части игнорировался государством и крупными промышленниками из дворян15. В начале XX века разрабатывались меры помощи кустарям, производящим плуги, косы и другие сельскохозяйственные орудия. При сдаче изделия на склад кустарь сразу же получал от 1/2 до 2/3 предполагаемой цены реализации. Это было значительно выгоднее, чем отдавать товар торговцу посредни-ку16.
По словам М.И. Туган-Барановского, происхождение наших кустарных промыслов было двоякое: старинные промыслы возникли из домашнего производства, промыслы более новые - главным образом из фабрики и крупной мастерской, т.к. фабриканты того времени использовали такой метод, как раздача материалов и заказов по домам при соответствующей технической помощи17. Организация работы по такому принципу получила название рассеянной мануфактуры, и, фактически, явилась прообразом современного франчайзинга.
15 Пайпс Р. Указ. соч. С.278,28116 АжаеваВ.С. Указ. соч. С. 16.Единства в вопросе о том, что считать мелким предпринимательством и какие критерии использовать для его определения, среди русских экономистов не было. Но несмотря на разнообразие определений большинство исследователей признавали, что мелкое предпринимательство охватывает сельские кустарные промыслы, городское и сельское ремесленное производство, мелкие промышленные и торговые предприятия, предоставление бытовых услуг. Несколько позже, во второй половине XIX века начали применять количественные критерии. Предприятие с годовым производством продукции на сумму более 1000 руб. определялось как крупное. Однако, "производство в 1000
руб., - по мнению М. Ковалевского, - нельзя считать крупным, и один выбор его для разграничения крупных и мелких фабрик показывает уже, что большинство этих фабрик не может равняться с европейскими" .
В первой половине XIX века основная часть продукции выпускалась не крупными предприятиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары. Наиболее распространенными такие промыслы были в центральных нечерноземных губерниях - Московской, Ярославской, Владимирской, Калужской и др., где почти в каждом селении одновременно занимались сельским хозяйством и каким-либо промыслом: ткачеством, изготовлением глиняной посуды и домашней утвари, шитьем обуви и одежды
Промышленный переворот, происходивший во второй половине XIX века, привел к капитализации, но не к ликвидации мелкого производства. 18701890 гг. представляются эпохой наиболее оживленной борьбы кустарной промышленности с развивающейся фабрикой. В это же время стало усиливаться таможенное покровительство. Главной его вехой стал тариф 1891 г., систематизировавший все ранее известные постановления и повысивший пошлины по многим статьям.
М. Туган-Барановский. Указ. соч. С. 190-192. 18 Ковалевский М. Экономический строй России. СПб., 1900. С. 178.
Одним из важных инструментов воздействия государства на экономическое развитие стала в конце XIX в. налоговая политика. 5 июня 1884 г. вступил в силу закон "О более равномерном обложении торговли и промышленности", внесший элементы единообразия в порядок уплаты сборов. Мелкие предприниматели получили определенные льготы: отменялись мещанские промысловые свидетельства, мелкие промыслы освобождались от уплаты налогов.