прибавочную стоимость, удерживая таким образом постоянную дистанцию между собой и трудящимся, который средствами производства не владеет. Насколько несовершенна эта схема эксплуатации! Ведь гораздо больше можно присвоить, если владеть не средствами производства, а средствами жизнеобеспечения! Ради возможности дышать, есть и размножаться человек отдаст гораздо больше, чем ради возможности пахать более удобной сохой и производить больше.
Вполне, вполне можно создать целостное и убедительное описание цивилизационной ветки, в которой классовые отношения определяются отношением к владению жизненным пространством (включая жизнеобеспечивающие ресурсы). В ней точно так же будет происходить смена формаций по мере того, как сложившиеся институты ("надстройка") будут устаревать и отставать от расширенного воспроизводства жизненного пространства и его усложнения.
В такой цивилизации "экология" уж совершенно точно не является наукой "об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой". Она превращается в политэкологию (по аналогии с политэкономией) и становится общественной наукой, изучающей закономерности исторического развития. А экологические права занимают равное место с правами политическими и оттесняют трудовые...
Теперь вопрос: где это уже написано? ;)
Некоторые элементы концепции есть, безусловно, у Фрэнка Герберта в "Дюне" и дальнейшей саге. Кое-что - в "Луна - жестокая хозяйка" Хайнлайна. А вот в политологии, экономике, ... ?
Отголоски, увы, примитивного истмата напоминают мне о том, что источником классового деления общества и антагонизма классов является отношение этих самых классов к средствам производства. Собственник средств производства присваивает себе
Вполне, вполне можно создать целостное и убедительное описание цивилизационной ветки, в которой классовые отношения определяются отношением к владению жизненным пространством (включая жизнеобеспечивающие ресурсы). В ней точно так же будет происходить смена формаций по мере того, как сложившиеся институты ("надстройка") будут устаревать и отставать от расширенного воспроизводства жизненного пространства и его усложнения.
В такой цивилизации "экология" уж совершенно точно не является наукой "об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой". Она превращается в политэкологию (по аналогии с политэкономией) и становится общественной наукой, изучающей закономерности исторического развития. А экологические права занимают равное место с правами политическими и оттесняют трудовые...
Теперь вопрос: где это уже написано? ;)
Некоторые элементы концепции есть, безусловно, у Фрэнка Герберта в "Дюне" и дальнейшей саге. Кое-что - в "Луна - жестокая хозяйка" Хайнлайна. А вот в политологии, экономике, ... ?
Comments
Имхо, это и есть пресловутый "восточный способ производства", который никак не укладывается в марксистское учение о формациях. Иными словами, речь идет об отношении к владению землей как главной ценностью (а не только средством производства). А хрестоматийный текст про коллизию "политэкономии/политэкологии" - это "Вишневый сад" :)
Укладывается он замечательно в учение о формациях, только не в западно-европейскую линию, а в параллельную.
Т.е., ключ к пониманию в том, что не надо все формации в один ряд выстраивать.
Для России, например, можно за черновик брать теорию раздатка. Я писал уже. Не знаю, насколько она хорошо разработана, чтобы вобрать и Китай, и другие страны.
Я связываю не теорию раздатка с политэкологией, а предполагаю особую роль "экологии" в тех обществах, где сдаточно-раздаточные отношения доминируют. В таких обществах экология должна становиться "политэкологией".
А что касается возможности есть, то генные патенты - это, пожалуй, то самое
а с этой цифры можно поподробней?
Отдельный интересный вопрос - в какой мере к такой цивилизации применимо само представление о писанном праве. Возможно ли в ней существование субъектов права, отчужденных друг от друга? Ответ мне неочевиден.
Во-первых, индивидуальность человека всё равно даёт себя знать. Во-вторых, важной движущей силой будет разграничение своих и чужих, сложность распределительных отношений... Нет, я более чем уверен, что тут неизбежно возникновение развитого права.
Разумеется, индивидуальность психологически и культурно дает о себе знать всегда. Вопрос лишь в том, становится ли индивид (а не род, клан и т.д.) экономическим и политическим субъектом.
Не знаю, надо подумать и поискать примеры.
Всеобщность не означает равенство сторон, так что вполне может быть и писаный закон, не обязательно понятия. Тем более, что обмен-то всё равно происходит, только не товарообмен, а сдачи-раздачи. Но практика имеется и весьма всеобъемлющая.