You are viewing [info]ecoist's journal

Previous Entry | Next Entry

публично заявляю
Отголоски, увы, примитивного истмата напоминают мне о том, что источником классового деления общества и антагонизма классов является отношение этих самых классов к средствам производства. Собственник средств производства присваивает себе прибавочную стоимость, удерживая таким образом постоянную дистанцию  между собой и трудящимся, который средствами производства не владеет.  Насколько несовершенна эта схема эксплуатации! Ведь гораздо больше можно присвоить, если владеть не средствами производства, а средствами жизнеобеспечения! Ради возможности дышать, есть и размножаться человек отдаст гораздо больше, чем ради возможности пахать более удобной сохой и производить больше.

Вполне, вполне можно создать целостное и убедительное описание цивилизационной ветки, в которой классовые отношения определяются отношением к владению жизненным пространством (включая жизнеобеспечивающие ресурсы). В ней точно так же будет происходить смена формаций по мере того, как сложившиеся институты ("надстройка") будут устаревать и отставать от расширенного воспроизводства жизненного пространства и его усложнения.

В такой цивилизации "экология" уж совершенно точно не является наукой "об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой". Она превращается в политэкологию (по аналогии с политэкономией) и становится общественной наукой, изучающей закономерности исторического развития. А экологические права занимают равное место с правами политическими и оттесняют трудовые...

Теперь вопрос: где это уже написано? ;)
Некоторые элементы концепции есть, безусловно, у Фрэнка Герберта в "Дюне" и дальнейшей саге. Кое-что - в "Луна - жестокая хозяйка" Хайнлайна. А вот в политологии, экономике, ... ?

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
[info]asafich wrote:
Apr. 13th, 2011 03:48 pm (UTC)
описание цивилизационной ветки, в которой классовые отношения определяются отношением к владению жизненным пространством (включая жизнеобеспечивающие ресурсы).

Имхо, это и есть пресловутый "восточный способ производства", который никак не укладывается в марксистское учение о формациях. Иными словами, речь идет об отношении к владению землей как главной ценностью (а не только средством производства). А хрестоматийный текст про коллизию "политэкономии/политэкологии" - это "Вишневый сад" :)
[info]ecoist wrote:
Apr. 13th, 2011 03:55 pm (UTC)
Ага, и тебе тоже сразу вспоминается "восточный способ производства"? Похоже на то...
Укладывается он замечательно в учение о формациях, только не в западно-европейскую линию, а в параллельную.
[info]asafich wrote:
Apr. 13th, 2011 04:20 pm (UTC)
Пусть укладывается (хотя я не понимаю как). Важно то, что для него концепт "средство производства" явно недостаточен.
[info]ecoist wrote:
Apr. 13th, 2011 04:54 pm (UTC)
Ну, представь, что есть один эволюционный коридор, по которому взбирается одна цивилизационная общность, и по мере усложнения происходит смена технологических укладов, формаций и пр. А где-то недалеко, но в другом месте проходит другой коридор, в котором карабкается другая цивилизационная общность. И у неё тоже происходит смена технологических укладов и формаций. А где-то ещё, вероятно, третий коридор...

Т.е., ключ к пониманию в том, что не надо все формации в один ряд выстраивать.
[info]asafich wrote:
Apr. 13th, 2011 05:01 pm (UTC)
Просто те формации, которые худо-бедно применимы к Западу, как-то плохо соотносятся с реалиями на "Востоке". Грубо говоря, капитализм в США и в Китае - это два разных капитализма. А теория "восточных" формаций вроде бы не разработана. Впрочем, это второстепенный вопрос.
[info]ecoist wrote:
Apr. 13th, 2011 05:35 pm (UTC)
Да, конечно, формационные ряды разные.
Для России, например, можно за черновик брать теорию раздатка. Я писал уже. Не знаю, насколько она хорошо разработана, чтобы вобрать и Китай, и другие страны.
[info]asafich wrote:
Apr. 13th, 2011 06:25 pm (UTC)
Можно, наверное, взять и теорию раздатка. Но, как я ее понял, она не оригинальна: на ум сразу приходят концепции дара и дарообмена (Мосс)... А ты связываешь теорию раздатка с политэкологией?
[info]ecoist wrote:
Apr. 13th, 2011 06:44 pm (UTC)
Да, похоже на то, что сдаточно-раздаточная экономика зародилась когда-то из отношений дарообмена. Можешь скинуть какие-то ссылки на авторов? Мосс? Я знаю только в пересказе. Хочу посмотреть подробнее.

Я связываю не теорию раздатка с политэкологией, а предполагаю особую роль "экологии" в тех обществах, где сдаточно-раздаточные отношения доминируют. В таких обществах экология должна становиться "политэкологией".
[info]asafich wrote:
Apr. 13th, 2011 07:23 pm (UTC)
М. Мосс "Эссе о даре". Здесь можно скачать: http://www.twirpx.com/file/390137/
[info]ecoist wrote:
Apr. 14th, 2011 12:41 am (UTC)
Спасибо!
[info]c_beast wrote:
Apr. 15th, 2011 02:59 pm (UTC)
Да-да, и от меня спасибо тоже:)
[info]mar__ wrote:
Apr. 13th, 2011 04:41 pm (UTC)
где-то недавно читала совсем в неподходящем месте (чуть ли не в "Компьютерре"), что в Индии сейчас расцветают "водяные" магнаты, "сидящие" на орошении.
А что касается возможности есть, то генные патенты - это, пожалуй, то самое
[info]ecoist wrote:
Apr. 13th, 2011 04:46 pm (UTC)
Да, для Индии, Китая и других стран, издревле сидящих на оросительном земледелии, это характерно. Тут важен не только фактор наличия жизнеобеспечивающего ресурса, но и сформированные социальные институты, которые "наследуются", "формируют матрицу" и пр. Короче - устойчивы на протяжении веков и тысячелетий.
[info]c_beast wrote:
Apr. 15th, 2011 03:00 pm (UTC)
к генным патентам и вообще к последним инициативам предприимчивых товарищей на Саммите по биоразнообразию в Нагойе - +500.
[info]mar__ wrote:
Apr. 15th, 2011 03:02 pm (UTC)
> к последним инициативам предприимчивых товарищей на Саммите по биоразнообразию в Нагой

а с этой цифры можно поподробней?
[info]asafich wrote:
Apr. 13th, 2011 06:32 pm (UTC)
А экологические права занимают равное место с правами политическими и оттесняют трудовые...

Отдельный интересный вопрос - в какой мере к такой цивилизации применимо само представление о писанном праве. Возможно ли в ней существование субъектов права, отчужденных друг от друга? Ответ мне неочевиден.
[info]ecoist wrote:
Apr. 13th, 2011 06:47 pm (UTC)
А почему нет? Это ж не Солярис ;)

Во-первых, индивидуальность человека всё равно даёт себя знать. Во-вторых, важной движущей силой будет разграничение своих и чужих, сложность распределительных отношений... Нет, я более чем уверен, что тут неизбежно возникновение развитого права.
[info]asafich wrote:
Apr. 13th, 2011 07:33 pm (UTC)
В каком-то смысле именно Солярис... Ведь владение жизненным пространством требует иных техник контроля и иных способов легитимации, чем власть над индивидами. То есть индивидуация и право сопряжены с товарообменом, а значит с политэкономией. А, как ты справедливо замечаешь, с политэкологией сопряжено доминирование "сдаточно-роздаточных" отношений, а их индивидуирующая роль неочевидна.

Разумеется, индивидуальность психологически и культурно дает о себе знать всегда. Вопрос лишь в том, становится ли индивид (а не род, клан и т.д.) экономическим и политическим субъектом.
[info]ecoist wrote:
Apr. 14th, 2011 12:44 am (UTC)
Да, сначала индивидуализируется род или клан, но всё равно необходимо определение его субъектности, поскольку для функционирования экономики дара/долга необходима замкнутость - определение границы, в пределах которой долг действует, а за пределами - нет.
[info]asafich wrote:
Apr. 14th, 2011 04:19 am (UTC)
Вопрос только в том, как будут регулироваться отношения между этими субъектами - общезначимым законом или "понятиями". Для того, чтобы закон работал, нужна некая авторитетная инстанция, гарантирующая его всеобщность, равенство перед которой признают все субъекты. Это может быть либо трансцендентное начало (напр. Бог, сообщающий законы Моисею), либо практика, требующая всеобщего эквивалента (т.е. товарообмен). В экономике же дара/долга я не вижу такой инстанции.
[info]ecoist wrote:
Apr. 14th, 2011 04:54 am (UTC)
Бог и жрец?
Не знаю, надо подумать и поискать примеры.
Всеобщность не означает равенство сторон, так что вполне может быть и писаный закон, не обязательно понятия. Тем более, что обмен-то всё равно происходит, только не товарообмен, а сдачи-раздачи. Но практика имеется и весьма всеобъемлющая.
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2012
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Golly Kim
Сайт создан в системе uCoz