|
Административные жалобыИнститут административных жалоб — форма сигнала обратной связи в раздаточной экономике об удовлетворенности населения условиями труда и жизни, указание на нарушения в функционировании экономической системы. Еще во времена "полюдья" ( IX-X вв.) русские князья по жалобам своих подданных вершили суд и расправу, изменяя величину дани. В период существования кормленщиков (XI-XII вв.) выработался порядок должностной ответственности по жалобам. На земских соборах XVII века жалобы выражались в форме докладов представителей челобитчиков "обо всяких нуждах своей братии". При Петре I было создано специальное ведомство по приему челобитных и жалоб - рекетмейстерство. Право жаловаться давалось или отбиралось наряду с имущественными пожалованиями. Так, при Екатерине II право крепостного крестьянина жаловаться на помещика было отменено специальным указом. В советский период (1917-1991гг.) жалобы также являлись главным сигнальным элементом. Поскольку любая жалоба включает три компонента: неудовлетворенность ситуацией, обоснование этой неудовлетворенности и просьбу о решении ситуации, вся совокупность жалоб в определенный период дает полную картину наиболее проблемных участков хозяйства. Поскольку раздачи осуществлялись через систему нормативов и жалобы демонстрировали отклонения от принятых норм, количество жалоб выступало индикатором сбалансированности системы в целом и каждого ее уровня. А их минимизация была критерием поведения управляющих в раздаточной экономике.
|