раздаточная экономика

раздаток

отношения
"сдач-раздач"

раздачи

сдачи

административные жалобы

общественно-служебная собственность

служебный труд

базовые институты

цивилизационная матрица

институт рыночной торговли и частного предпринимательства

институциональные циклы

общинный раздаток

урочный хозяйственный механизм

поместный раздаток

тягловый хозяйственный механизм

административный раздаток

плановый хозяйственный механизм

фазы институциональных циклов

перинатальная фаза

структурированная фаза

фаза институциональных исчерпаний

трансформационная фаза

квазифеодализм

квазикапитализм

квазирынок

контрактный раздаток

 

Административные жалобы

Институт административных жалоб — форма сигнала обратной связи в раздаточной экономике об удовлетворенности населения условиями труда и жизни, указание на нарушения в функционировании экономической системы.

Еще во времена "полюдья" ( IX-X вв.) русские князья по жалобам своих подданных вершили суд и рас­праву, изменяя величину дани. В период существования кормленщиков (XI-XII вв.) выработался порядок должностной ответственности по жалобам. На земских соборах XVII века жалобы выражались в форме докладов предста­вителей челобитчиков "обо всяких нуждах своей братии". При Петре I было создано специальное ведомство по приему челобитных и жалоб - рекетмейстерство. Право жа­ловаться давалось или отбиралось наряду с имущественными пожалованиями. Так, при Екатерине II право крепостного крестьянина жаловаться на помещика было отме­нено специальным указом. В советский период  (1917-1991гг.) жалобы также являлись главным сигнальным элементом.

Поскольку любая жалоба включает три компонента: неудовлетворенность ситуацией, обоснование этой неудовлетворенности и просьбу о решении ситуации, вся совокупность жалоб в определенный период дает полную картину наиболее проблемных участков хозяйства. Поскольку раздачи осуществлялись через систему нормативов и жалобы демонстрировали отклонения от принятых норм, количество жалоб выступало индикатором сбалансированности системы в целом и каждого ее уровня. А их минимизация была критерием поведения управляющих в раздаточной экономике.