Категории новой парадигмы
Теория раздаточной экономики обосновывает тезис о том, что
всегда и одновременно существовали как рыночные экономики, так и раздаточные
экономики. Оба типа экономик зародились в глубокой древности: рыночные экономики
взяли за "базу" межобщинные отношения обмена, в то время как раздаточные -
внутриобщинные отношения "сдач-раздач". Меняя только исторические формы своих
базовых институтов, рыночные и раздаточные экономики в настоящее время
продолжают свое поступательное развитие. Мировая цивилизация всегда имела и
будет иметь рынко-раздаточную природу.
Рыночные экономики в той или иной форме включают в себя
раздаточные отношения, а раздаточные экономики используют рыночные
отношения.
Теория раздаточной экономики, примененная к анализу
хозяйственной траектории России, конкретизирована в форме
институциональной теории хозяйственного развития России.
Согласно этой теории российская экономическая система
является экономикой раздаточного типа, имеет свои собственные законы
развития и определенную институциональную систему. Институциональное ядро раздаточной экономики состоит из институтов раздач, сдач, общественно-служебной
собственности и института административных жалоб. Важные функции выполняют
финансовые институты (денежное обращение, ценообразование, государственный
бюджет). Особое место занимает институт рыночной торговли и частного
предпринимательства.
Институты раздаточной экономики России
Основополагающими институтами являются институт
раздач и институт сдач. В раздачу могут быть включены все виды материальных
и нематериальных объектов. Институт раздач предопределяет формы владения
материальными объектами, поскольку раздаче подлежат не только сами объекты, но и
объем прав по их распоряжению: мена, дарение, наследование, купля-продажа.
Институт сдач представляет собой обязательное
дополнение института раздач, поскольку невозможно раздать какие-либо блага,
предварительно их не аккумулировав. Под сдачей понимается обратный поток вновь
созданных материальных благ, услуг и ресурсов от всех хозяйственных субъектов в
распоряжение всего общества.
Основу института сдач составляет служебная организация
труда. Служебный труд носит обязательный характер, обусловленный внешними по
отношению к каждому субъекту условиями, и означает выполнение ими определенных,
предписанных обществом функций и обязанностей.
В любой экономической системе присутствуют естественные
сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится
соответствующая политика. В раздаточной экономике обратная связь осуществляется
через институт административных жалоб, в основе которого лежит право на
жалобу всех граждан и хозяйствующих субъектов.
Институт общественно-служебной собственности в
раздаточной экономике выполняет функцию по сбережению и обслуживанию уже
накопленного национального богатства. Под общественно-служебной собственностью
понимается вся совокупность материальных и нематериальных объектов, получаемых в
результате раздач для обеспечения ответных сдач, в том числе в форме службы.
Объекты этой собственности никому не принадлежат полностью, поскольку весь объем
прав распределен между всеми хозяйствующими субъектами. Институт
общественно-служебной собственности задает правила функционирования всех
хозяйствующих субъектов, в его границах осуществляется координация
сдаточно-раздаточных потоков через соответствующую систему управления и
материально-финансовые балансы.
Финансовые институты раздаточной экономики, такие
как денежное обращение, ценообразование и государственный бюджет предназначены
для обслуживания сдаточно-раздаточных потоков и, в конечном счете, для
обеспечения эквивалентности между тем, что сдается и тем, что раздается.
Институт рыночной торговли и частного
предпринимательства в раздаточной экономике занимает особое положение. Им
охватывается вся торговая и предпринимательская деятельность частных лиц и
хозяйствующих субъектов, которая не является сферой государственного управления.
Его место и роль сравнима с положением института государственного вмешательства
в рыночной экономике. Оба эти института находятся в противоречивом единстве с
господствующим типом отношений, но выполняют важные функции, обеспечивая
устойчивость экономической системы в целом. Институт рыночной торговли и
частного предпринимательства помогает освоению тех сфер экономики, в которых
государство не могло по каким-либо причинам заниматься управлением, а также
выполняет задачи общественного воспроизводства в тех случаях, когда раздаточные
институты находятся в кризисе.
Институциональные циклы хозяйственного развития
России
Выделены институциональные циклы в развитии
раздаточной экономики России, состоящие из основных и переходных периодов.
Основные периоды характеризуются сбалансированным функционированием институтов
раздаточной экономики и преимущественно сдаточно-раздаточными отношениями.
Переходные периоды характеризуются распространением института частной
собственности и преимущественно товарно-денежными отношениями. В настоящее время
раздаточная экономика России переживает третий переходный период.
Институциональная теория хозяйственного развития России
охватывает длительный исторический период - с IX по XX вв., поскольку именно в
этот период зародилась и функционировала по определенным законам раздаточная
экономика России. Эволюция раздаточной системы в России прошла три крупных
институциональных цикла: I - конец IX в. и конец XII в., II - XY в. до середины
XIX века, III - 1930е - 1990е годы.
Каждый цикл состоит из основного и переходного периода. На
каждом цикле существует своя форма воплощения институтов раздаточной экономики,
которая преобразуется в новые формы в следующем цикле. Три институциональных
цикла представляют собой три последовательные стадии хозяйственного развития
России.
В первом цикле основу хозяйства составлял общинный
раздаток. В рамках общины старейшина распоряжался казной, раздавал пищу и
одежду, распределял занятия. Управление всем государством осуществлялось
князьями по жалобам членов общин во время полюдья, т.е. во время
административно-хозяйственных поездок князя по русским общинам. Одновременно
осуществлялся сбор дани, которая сдавалась для содержания князя и его дружины,
служащих защите русского государства.
Во втором цикле господствовал поместный раздаток,
при котором вся земля и средства производства раздавались ступенчато:
государство наделяло помещиков, а они - крестьян. Потоки сдач также были
двухступенчатыми: один - в государственную казну в виде податей и повинностей,
другой поток, на основе крепостного права, направлялся помещику в виде оброка и
барщины. При этом помещики также как и крестьяне были обязаны служить по военным
и хозяйственным делам государства на основе поместного права. В этот период
окончательно сложилась ведомственная система управления, когда управленческие
функции были закреплены за определенными ведомствами, принимавшими решения с
учетом челобитных от всех слоев населения.
В третьем цикле в условиях административного
раздатка общественно-служебная собственность приобрела характер государственной,
т.е. была прекращена раздача объектов собственности в условное владение. В
рамках этой собственности вся произведенная продукция сдавалась, а все
производственные ресурсы раздавались на основе государственного плана.
Многоуровневая иерархическая административная модель управления упорядочивала
хозяйственную жизнь по территориально-отраслевому принципу. Сложность
управляемого объекта породила к жизни многоканальную систему приема жалоб,
обеспечивающую обнаружение узких мест.
Трансформационные фазы
Между основными периодами раздаточной экономики имели
место трансформационные фазы. В них осуществляется поиск
нового институционального стержня следующего этапа развития раздаточной
экономики. Чаще всего эта будущая институциональная основа заимствуется из
рыночной среды западной цивилизации и апробируется в рамках переходных периодов,
а затем адаптируется к раздаточной среде, при этом отбрасывается все, что
вступает с ней в конфликт. Как правило, этим конфликтным элементом являлись
частная форма собственности и свободные горизонтальные отношения.
В период квазифеодализма таким новым элементом,
внесенным из европейского феодализма, были договорные служебно-поземельные
отношения. В последствии они были преобразованы в государственные
служебно-поземельные отношения и легли в основу всей институциональной системы
раздаточной экономики 2 цикла.
В период квазикапитализма широкое распространение
получили тресты, в великом множестве возникавшие в начале века, прежде всего в
США. В американском капитализме тресты существовали как частная форма
организации. Однако в основе экономики советского периода тресты уже выступали
как государственная форма. Именно этот элемент, заимствованный из другой
институциональной среды, преобразованный и пересаженный в раздаточную экономику,
дал ей на третьем этапе новую административную модель управления и всем ее
институтам новую форму.
Третий переходный период квазирынок обогатит, как мне
представляется, раздаточную экономику контрактным (договорным) правом.
Частно-контрактные отношения являются повседневным элементом хозяйственной
практики западных стран. В настоящее время они также активно используются и в
России. Одновременно идет апробация контрактов в государственной сфере, и уже
возникла такая отрасль права как "административный договор", одним из субъектов
которого всегда выступает государственная власть. В результате формируется
институциональная основа будущего контрактного раздатка.
Контрактный раздаток в России
Сделан прогноз о будущем
хозяйственного развития России на основе институциональной теории раздаточной
экономики. Согласно данной теории, современный период - это очередной переходный
период к следующему институциональному циклу развития раздаточной экономики. В
этот период происходит заимствование элементов рыночной институциональной среды,
их модификация и приспособление к раздаточной институциональной среде. Через эти
процессы осуществляется обновление раздаточной экономики и создается потенциал
ее дальнейшего развития.
Будущее хозяйственного развития России прогнозируется
как становление «контрактного раздатка», а именно - такой системы экономических
отношений, в которой при сохранении своей сущности, институциональное ядро
раздаточной экономики воплотится в контрактно-экономические формы с договорной
моделью управления, бюджетным регулированием, хозяйственной независимостью
основных экономических субъектов, поливидовым характером государственной
собственности и органично встроенным институтом рыночной торговли и частного
предпринимательства.
Основой экономики контрактного раздатка станет синтез механизмов как советского, так и постсоветского периодов, в котором:
- вертикально-интегрированные структуры сменят отраслевые комплексы с иерархическим подчинением;
- государственный контракт заменит директивные распоряжения;
- госзаказ и конкурсная основа распределения ресурсов придут на смену отраслевого натурального «фондирования»;
- бюджетный хозрасчет отменит жесткую регламентацию статей затрат;
- оплата результативности труда в отраслевом разрезе заменит выплаты на основе общероссийского штатного расписания;
- жилищная модель будет сочетать механизмы частной и государственной (социальной) ипотеки, вновь разовьются сектора служебного и социального жилья с новыми правилами предоставления.
E-mail
beol@ngs.ru